Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Требования к уровню освоения содержания
Требования к уровню освоения содержания,
По завершении изучения учебной дисциплины «Латинский язык» студент должен:
Знать:
- основные грамматические категории и законы развития фонетического, морфологического, синтаксического и лексического строя латинского языка; принципы латинского словообразования, парадигмы именного склонения и глагольного спряжения; основные культурные и языковые вехи истории Древнего Рима.
Уметь:
- читать на латыни с правильным произношением, ударением и интонацией, грамматически комментировать явления латинского языка, разбирать и переводить латинские тексты, в том числе и оригинальны.
Владеть
-навыками практической работы с грамматическими справочными материалами и пособиями, умение пользоваться латинскими словарями и необходимыми терминологическими профессиональными справочниками, перевода наиболее частых латинских синтаксических конструкций
Формы контроля подразумевают текущий контроль: контрольные работы, лексические диктанты, письменные домашние задания, промежуточное тестирование по отдельным темам. Итоговым контролем является зачет в комбинированной форме.
2. Тематический план изучения дисциплины «Латинский язык»
Для студентов очной формы обучения
п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | Самостоятельная работа (формы, часы) | Всего часов | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Всего | ||||
1. | Введение. | ||||||
2. | Фонетика. | ||||||
3. | Лексика. | ||||||
4. | Морфология. | ||||||
5. | Синтаксис. | ||||||
6. | Итого: |
Тематический план изучения дисциплины «Латинский язык»
Для студентов заочной формы обучения (полный срок обучения)
п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | Самостоятельная работа (формы, часы) | Всего часов | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Всего | ||||
1. | Введение. | ||||||
2. | Фонетика. | ||||||
3. | Лексика. | ||||||
4. | Морфология. | ||||||
5. | Синтаксис. | ||||||
6. | Итого: |
Тематический план изучения дисциплины «Латинский язык»
Для студентов заочной формы обучения
(на базе среднего специального образования)
п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | Самостоятельная работа (формы, часы) | Всего часов | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Всего | ||||
1. | Введение. | ||||||
2. | Фонетика. | ||||||
3. | Лексика. | ||||||
4. | Морфология. | ||||||
5. | Синтаксис. | ||||||
6. | Итого: |
Тематический план изучения дисциплины «Латинский язык»
Для студентов заочной формы обучения
(на базе высшего образования)
п/п | Наименование разделов и тем | Аудиторные часы | Самостоятельная работа (формы, часы) | Всего часов | |||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Всего | ||||
1. | Введение. | ||||||
2. | Фонетика. | ||||||
3. | Лексика. | ||||||
4. | Морфология. | ||||||
5. | Синтаксис. | ||||||
6. | Итого: |
Содержание программы учебной дисциплины.
Тема №1. Введение. (4/4 часа).
Цель изучения темы:
-определить место латинского языка в языковой системе.
Задачи изучения темы:
- дать студентам базовые представления о значении латинского языка для европейской культуры и мировой цивилизации
- показать роль латинского языка в дальнейшем языковом развитии народов мира и формировании лексического тезауруса современных языков.
Содержание темы:Территориальные и хронологические границы античной культуры. Место латинского языка в классификации языков мира, в системе индоевропейских языков. Значение латинской культуры для мировой цивилизации. Роль латинского языка в дальнейшем языковом развитии народов, в современной языковой ситуации. Роль латинского в формировании лексического тезауруса современных языков, родственных латинскому. Значение латинского языка для терминологии науки, в частности исторической терминологии.
Методы:лекция
Литература: № 1.
Вопросы для самопроверки:
Расскажите о месте латинского языка в классификации языков мира и в системе индоевропейских языков.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Объясните значение латинского языка для терминологии исторической науки.
Тема №2. Фонетика (4/4 часа).
Цель изучения темы:
-дать студентам базовые сведения о латинской фонетике.
Задачи изучения темы:
- сформировать навыки произношения и чтения по латыни.
Содержание: Латинский алфавит – происхождение и развитие. Сопоставление латинского алфавита с алфавитом русского и европейских языков. Правила чтения, долгота и краткость гласного слога. Правила ударения.
Методы:лекция, письменные и устные домашние задания, консультации преподавателя, самостоятельная работа студентов
Литература:№1, 2, 4.
Вопросы для самопроверки:
Объясните правила чтения и ударения в слове.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Расставьте ударения в конкретном слове.
Объясните правила чтения гласных на конкретных примерах.
Тема №3. Лексика (4/4 часа).
Цель изучения темы:дать студентам базовые представления о лексической системе латинского языка;
Задачи изучения темы:
- показать способы словообразования, которые получили развитие в современных базовых языках;
-выработать навыки словообразовательного анализа и работы со словарями.
Содержание:Элементарные лексические понятия, употребляющиеся при описании лексики латинского и современных языков. Способы словообразования в латинском языке: префиксация, суффиксация, сложение основ. Использование словообразования в развитии лексики современных языков. Основные словообразовательные элементы латинских слов (исконно латинские и заимствованные греческие).
Методы:лабораторные занятия, письменные и устные домашние задания, консультации преподавателя, самостоятельная работа студентов
Литература:1,2,4.
Вопросы для самопроверки:
Приведите производные от данного латинского слова в русском языке.
Приведите общеупотребительные слова, образованные и использованием тех же словообразовательных форматов.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Образуйте от данного глагола существительное, обозначающего действующее лицо, и существительное означающее действие.
Определите основные словообразовательные форматы данного латинского слова.
Приведите производные от данного латинского слова в русском языке.
Объясните использование латинских словообразовательных форматов и моделей в этих производных.
Приведите общеупотребительные слова, образованные и использованием тех же словообразовательных форматов.
Тема №4. Морфология (23/37).
Цель изучения темы:
- сформировать представления об основных морфологических формах латинского языка.
Задачи изучения темы:
-научить определять практическую основу слов;
- сформировать представления о системе и типах именного склонения латинского языка;
- научить различать употребление латинских предлогов и предложных конструкций;
- дать характеристику системы латинского глагола.
Содержание: Понятия аналитического и синтетического грамматического строя языка, сопоставление латинского и различных европейских языков. Части речи, их грамматические категории в латинском и западных языках. Понятие словарных форм, сопоставление словарных форм латинских имен и глагола со словарными формами других языков. Практическая основа и способы ее определения в латинском языке. Система и типы именного склонения в латинском языке. Латинские предлоги, различия употребления, методика перевода предложных конструкций. Степени сравнения имен прилагательных. Понятие супплетивизма, супплетивные степени сравнения. Местоимения, особенности их образования и употребления. Методика перевода. Система латинского глагола: основы, основные формы, грамматические категории, системы времен глагола, образование личных форм, неличные формы глагола.
Методы:лабораторные занятия, письменные и устные домашние задания, консультации преподавателя, самостоятельная работа студентов
Литература:1,2,4.
Вопросы для самопроверки:
Объясните, для чего служит основа.
Объясните состав и способ образования данного слова.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Назовите словарные формы данных слов и определите их практические основы.
Определите его части, значение каждой из частей для выражения данного морфологического значения.
Образуйте от данного существительного имя прилагательное. Объясните, чем различаются их значения.
Тема №5. Синтаксис (16/16).
Цель изучения темы:
-научить студента работать с оригинальными текстами на латинском языке.
Задачи изучения темы:
- сформировать у студентов базовые сведения о латинской грамматике
- выработать навыки анализа латинских грамматических форм и синтаксических конструкций.
Содержание: Методика перевода латинского предложения: от дословного к литературному переводу. Порядок слов в предложении. Согласование имен в роде в латинском языке. Функции существительных, прилагательных, местоимений, глагола. Функции конъюнктива в простом предложении.
Методы:лабораторные занятия, письменные и устные домашние задания, консультации преподавателя, самостоятельная работа студентов
Литература:1,2,4.
Вопросы для самопроверки:
Объясните методику перевода данного латинского предложения.
Объясните порядок слов в данном латинском предложении.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
Объясните синтаксическую функцию данного слова, способ выражения данной функции.
Дайте дословный и литературный перевод, объясните их различия.
Сравните функции личных и неличных форм глагола в данном латинском предложении.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература.
Основная литература по дисциплине:
1. Учебник латинского языка: для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов / И. С. Розенталь, В. С. Соколов. - 2-е изд., стер. -М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2010. - 306 с.
Дополнительная литература:
1. Латинскийязык: система частей речи: учеб.-метод. пособие для студ. филол., ист. фак. ин-тов, ун-тов / С. А. Петрова ; рец. М. В. Ягодкина ; ЛГУ им. А.С. Пушкина. - СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - 53 с.
2. Учебник латинского языка: для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов / И. С. Розенталь, В. С. Соколов. - 2-е изд., стер.- М. : НОРМА : ИНФРА-М, 2010. - 306 с.
3. Латинскийязык: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. и напр. "Филология" и по напр. "Гуманитарные и социально-экономические науки" / А. И. Солопов, Е. В. Антонец ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филолог. фак-т, каф. классич. филологии. - М. : Юрайт, 2011.
4. Кацман Н.Л. Сборник упражнений по латинскому языку(для студентов институтов и факультетов иностранных языков)/Н.Л. Кацман. – М.,1983.
5. Латинский язык. Грамматические таблицы.- М., 2006.
6. Латинско-русский словарь. - М., 2005.
Литература для самостоятельной работы:
1. Бабичев Н.Т. Словарь латинских крылатых слов/ Н.Т. Бабичев, Я.М. Боровский. – М., 1999.
2. Бударагин Н.М. Хрестоматия по латинскому языку/Н.М. Бударагин. – СПб., 2003.
3. Воронов А.И. Латинское наследие в русском языке. Словарь справочник. - М., 2002.
4. Крылатые латинские изречения. – М.,2001.
5. Хрестоматия по латинскому языку: Средние века и Возрождение/ Н.А. Федоров. – М.,2003.
4.2. Интернет-ресурсы:
1. http//latinsk.ru;
2. http//www.triliduis.ru;
3. http//www.multikuti.ru/Latin
4. Учебник латинского языка для юристов. / Светилова Е.И. М.: Флинта, 2009г.- 336 с. (Книгофонд)
4.3. Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к зачёту:
1. Объясните правила ударения в данном слове.
2. Просклоняйте латинские словосочетания в единственном и множественном числе.
3. Объясните функции падежей именных частей речи в данном латинском предложении и его русском переводе.
4. Проспрягайте латинский глагол во всех временах активного залога.
5. Проспрягайте латинский глагол во всех временах пассивного залога.
6. Преобразуйте в страдательную конструкцию данное предложение.
7. Определите словообразовательные форматы данного латинского слова.
8. Приведите производные от данного латинского лова в русском языке.
9. Объясните словообразовательную структуру данного латинского слова.
10. Назовите словарные формы данных слов и определите их практические основы.
11. Объясните синтаксическую функцию данного слова, способ выражения данной функции.
12. Объясните методику перевода данного латинского выражения.
13. Объясните порядок слов в данном латинским предложении.
14. Дайте дословный перевод данного латинского предложения.
15. Сделайте морфологический разбор слов.
16. Запишите словарные формы именных частей речи в данном предложении, определите их практические основы.
17. Определите функции личных и неличных форм глагола в данном латинском предложении.
18. Объясните типы и значение придаточных в данном предложении.
19. Определите значение придаточных в выделенном предложении.
20. Объясните употребление индикатива и конъюнктива в данном предложении.