Речевое общение и коммуникация

Единицы речевого общения.

Основными единицами речевого общения являються:

- речевое событие (обсуждаемое событие)

- речевая или коммуникативная ситуация.

- речевое взаимодействие.

Под речевым событием понимается протекающий в кон­тексте речевой ситуации дискурс.

Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т. е. речь.

Дискурс включает паралингвистическое сопровождение речи (мимику, жесты)

Речевое событие, как следует из его определения, включает два основных компонента:

1) словесную речь (то, что говорится, сообщается) и то, что

ее сопровождает (дискурс);

2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, кото­рые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуа­ция).

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

Речевая ситуация – 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимо­действия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участни­ки (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диа­лект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффек­тивности речи (тронула ли проповедь сердца), 9) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации.

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это

говорение, порождение речи субъектом, с другой — восприятие речи адресатом, ее декодирование,

понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой,

жестами, поведением и т. д.)

Речевое общение и коммуникация.

Коммуникация – это связь субъекта и объектом, а общение - это взаимоотношения между людьми.

Речевая коммуникация – процесс передачи информации односторонний монологический осуществляется на языке между людьми или машинами.

Это воспроизводимый процесс. Это пассивное получение информации, которое остаётся в неизменном виде.

Общение – процесс взаимодействия речевых субъектов, а значит двусторонний, неповторимый процесс. Люди не только передают и воспринимаю информацию, но и обсуждают её, а значит перерабатывают. Усилиями двух или нескольких умов вырабатывается результативная информация, которая не убывает, а увеличивается за счет добавления информации.

Коммуникация поддается планированию и цель её обычно достижима, общение же будучи процессом взаимодействия разных умов во многом импровизирован и часто не предсказуем.

Успех общения зависит от того насколько человек владеет языком, как кодом общения, но от того, как он умеет преодолевать барьеры общения.

Внутренние барьеры – чувства, мысли, состояние, затрудняющий диалог, этические барьеры, амбиции, самодовольство, зависть, агрессия.

Внешние барьеры – могут быть связаны с отсутствием звукового или зрительного контакта.

На всех уровнях общения умение говорить и слышать обусловлено в основном:

- умение воспринимать и понимать другого.

- умение сближать точки зрения на тот или иной объект действительности.

- умением управлять общением.

33. Логические основы публичной речи.

Логические аспекты выступления изучены и разработаны достаточно глубоко. Вот несколько практических советов, которыми следует руководствоваться во время выступления:

-Быть последовательным в своей речи. Не переходить к следующему пункту выступления, пока не прочтен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

-Начинать выступление с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

-Не тратить время на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

-Не повторяться. Только если это очень необходимо, но оговорить это специально. Дать понять, что это намеренное повторение.

-Не уходить в сторону от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться на посторонние, незначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры.

-В конце выступления обобщить сказанное и сделать выводы.

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.

Закон тождества.

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль, о каком либо предмете, событии должна иметь определённое устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

Закон не противоречия.

Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере, одно из них необходимо ложно.

Закон исключённого третьего.

Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.

Закон достаточного основания.

Всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

Основные виды аргументов.

Основные виды аргументов.

Аргументы — это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Различают несколько видов аргументов:

1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т. е. статистические данные о населении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи на документах, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, велика.

В «Письме к молодежи» И. П. Павлов призывал молодых ученых к изучению и накоплению фактов: «Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух.

Факты — воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги.

Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие»'.

Ценой десятков тысяч проведенных опытов, сбора научных фактов И. В.

Мичурин создал стройную систему выведения новых сортов растений. Сначала он увлекся работами по акклиматизации изнеженных южных и западноевропейских плодовых культур в условиях средней полосы России. Путем гибридизации он сумел создать свыше 300 сортов плодовых и ягодных культур. Это яркий пример того, как подлинный ученый собирает и обрабатывает огромный научный фактический материал.

2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются в каждой науке. Правила определения и виды определений понятий были рассмотрены в теме «Понятие», и там же были приведены многочисленные примеры определений понятий различных наук: математики, химии, биологии, географии и пр.

3. Аксиомы. В математике, механике, теоретической физике, математической логике и других науках, кроме определений, вводят аксиомы.

Аксиомы — это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательства.

4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. В качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики (как классической, так и конструктивной).

Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства.

В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

35. Этика публичного выступления и приёмы нейтрализации некорректных реплик слушателей.

Наши рекомендации