Речевое общение или Межличностная коммуникация

Тема 7. Успешное речевое общение.

Схема 1. Речевое общение и его виды.

Речевое общение (межличностная коммуникация) взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов (участников общения), которые находятся в пространственной близости и имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, осуществлять обратную связь.

«Контакт масок»
Примитивное (бытовое)
Светское
Манипулятивное
 
  Речевое общение или Межличностная коммуникация - student2.ru

Духовное
Деловое
Формально-ролевое

Речевое общение или Межличностная коммуникация.

Речевое общение - взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов (участников общения), которые находятся в пространственной близости и имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, осуществлять обратную связь. В современном обществе понятие межличностной коммуникации расширяет границы употребления, так как в рамках общения виртуального, которое тоже можно назвать межличностным, вышеуказанные характеристики не являются актуальными.

Исходя из характеристики психологических целей и свойств общения выделяются следующие виды общения (см.: Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000. С. 178––179).

1)«Контакт масок»: Формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;

2)Примитивное (бытовое): Устанавливается в зависимости от практической необходимости;

3)Формально-ролевое: Его содержание и средства регламентированы социальными ролями;

4)Деловое: Предполагает учет как интересов дела, так и личных интересов;

5)Духовное: Межличностное общение друзей;

6)Манипулятивное: Направлено на извлечение выгоды от собеседника;

7)Светское: Направлено на поддержание отношений, беспредметно по содержанию.

Для достижения взаимопонимания между собеседниками следует помнить об организационных и психологических методах вербального взаимодействия.

Большой вклад в исследование данных вопросов внесли работы создателей теории речевых актов Д.Остина, Д.Серля, Г.П.Грайса, Г.Сакса и др.

Схема 2. Организационные принципы речевой коммуникации.

Организационные принципы речевой коммуникации
Принцип последовательности
Принцип вежливости
Принцип предпочитаемой структуры
Принцип кооперации

7.2. Принципы речевой коммуникации.

А) Организационные принципы речевой коммуникации.

1) принцип последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции: если первая реплика – вопрос, то вторая должна быть ответом; приветствие сопровождается приветствием, просьба – ее принятием или отклонением. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

2) принцип кооперации. По мнению американского лингвиста Г.П.Грайса, этот принцип составляет основу речевого общения. Он указывает на необходимость относиться к общению как к сотрудничеству.

Принцип кооперации состоит из нескольких постулатов, так называемых максим, т.е. правил.

А) Постулат количества. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется для текущего диалога.

Б) Постулат качества. Старайся, чтобы твое высказывание было истинным; не говори того, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;

В) Постулат отношения (релевантности). Не отклоняйся от темы!

Г) Постулат способа. Выражайся ясно! Избегай непонятных выражений! Избегай неоднозначности! Будь краток! Будь организован!

3) Принцип вежливости. Этот принцип сформулировал Джон Линч. Принцип вежливости представляет собой совокупность ряда следующих максим:

- максима такта. Это максима границ личной сферы. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.), побуждения выражать не как команду, а как совет.

- максима великодушия. Эта максима не обременения собеседника. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой; не следует требовать извинений и покаяний.

- максима одобрения. Она выражается в позитивности высказывания, в сдержанной оценке собеседника.

- максима скромности. Это максима неприятия похвал в собственный адрес. Участник общения должен обладать объективной самооценкой. Сильно завышенная или сильно заниженная самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

- максима согласия. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи – сохранения диалога.

- максима симпатии. Это максима доброжелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу.

4)Принцип предпочитаемой структуры. Он характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами. Согласие большей частью выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузойПауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно дополнить реплику усиливающими доводами. Соблюдение этого принципа призвано не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора.

Наши рекомендации