Вопрос 1. Что такое общение? Общение и коммуникация.

Наша жизнь наполнена общением. По мнению социологов, на общение в среднем у человека уходит до 70 % времени. Мы общаемся дома, на работе, в университете, клубе, кафе, транспорте, магазине. Мы общаемся с друзьями и родными, знакомыми и незнакомыми, взрослыми и детьми. Мы общаемся лично, по телефону, интернету; общаемся устно и письменно, с помощью слов и без них. Мы общаемся с современниками и (посредством письменных текстов) с авторами, давно ушедшими от нас… Получается, что наша жизнь немыслима без общения.

Следовательно, роль общения в нашей жизни – и в общественной, и в профессиональной, и в частной – огромна. Докажите это своими примерами.

Что такое общение в самом широком смысле?

Общение пронизывает все сферы деятельности человека, поэтому изучается многими науками, в каждой из которых ученые подходят к феномену общения со своих позиций. Очень точно выразил сущность общения академик Д.С. Лихачев: «Общаясь, люди создают друг друга». В этих словах подчеркивается взаимность влияния людей друг на друга в процессе общения. Когда мы обмениваемся идеями, обмениваемся впечатлениями, мы взаимно обогащаемся идеями друг друга, разделяем с кем-то свои мысли, свои чувства. Таким образом, общение необходимо для осознания своей индивидуальности, для поддержания межличностных эмоциональных отношений, для формирования индивида как социальной личности.

Основным средством общения в человеческом обществе является речь.

На этом основании общениепредставляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно трудовой и творческой деятельности, протекающий преимущественно в виде речи (в ее словесной и несловесной составляющих)[1].

Общение требует усилий, причем не только общение, которое происходит при совместном решении каких-либо предметно-практических задач, но и духовное общение, в ходе которого происходит духовно-информационное взаимодействие. Общение как процесс обмена мыслями и чувствами между людьмитребует выбора оптимальных средств выражения, постоянного внимания к действиям партнера и их учета для внесения коррективов в собственное поведение и, конечно же, ответственности за результат этой деятельности.

В последние годы понятие «общение» в речевой практике вытесняется словом «коммуникация», например: «поддерживаю коммуникации с большим количеством людей…», «руководители тратят на коммуникации 50–90 % своего времени…», «сфера деловых коммуникаций». Означает ли это, что понятия «коммуникация» и «общение» – синонимы, а значит, являются взаимозаменяемыми?

Слово «коммуникация» происходит от лат. communicatio[2] – «делать общим, связывать, общаться». Коммуникация – понятие многозначное и в настоящее время имеет, по крайней мере, три значения:

1) средства связи любых объектов материального и духовного мира;

2) общение, передача информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении);

3) общение и обмен информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы.[3]

Как следует из определения, коммуникация осуществляется не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчел и др.), и для механизмов, т.е. созданных человеком предметов (трубопроводы, канализация, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в Интернете и т.п.).

В человеческом обществе понятие «коммуникация», как правило, объясняется через понятие «общение», но все-таки не замещает его. К сожалению, анализ научной литературы по проблеме общения вынуждает признать, что в толковании двух терминов «общение» и «коммуникация» у ученых нет единого мнения. Однако со всей определенностью можно утверждать, что оба термина содержат общие признаки. Это – их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Отличительные признаки обусловлены различием в объеме содержания этих понятий (узком и широком). Это связано с тем, что термины «общение» и «коммуникация» используются в разных науках, которые на первый план выдвигают различные аспекты этих понятий.

Так, в узком понимании коммуникация рассматривается как однонаправленный процесс передачи информации от источника (субъекта) получателю (объекту). Однонаправленность коммуникации заключается в том, что информация течет только в одну сторону и, при отсутствии потерь, остается неизменной. Субъект и объект могут меняться ролями, но основная задача коммуникантов остается раз и навсегда установленной: передача и прием информации. При таком подходе только общение можно назвать полноценным взаимодействием, поскольку в общении нет отправителя и получателя сообщений – есть субъекты, индивидуальности, собеседники, они не отправляют по очереди друг другу информацию, а одновременно взаимодействуют и равноправны в принятии тех или иных решений.[4]

В широком понимании процесс коммуникации по степени активности собеседников ничем не отличается от процесса общения: коммуникация рассматривается как совместная деятельность, в ходе которой участники взаимодействия не только передают и воспринимают какую-либо информацию, но перерабатывают ее, обсуждают, становясь партнерами в их общем деле – совместной выработке результирующей информации. Конечно, активность партнеров может быть различной, и определяется она выбранным способом взаимодействия (см. Тема 3) и целями контакта (см. Тема 4). Существенное отличие коммуникации от общения при таком подходе заключается в том, что коммуникацияявляется исключительно информационным процессом,[5] а общение всегда двупланово (помимо логической информации в общении всегда присутствует эмоционально-оценочная составляющая – отношение к предмету речи и к партнерам по общению).

В заключение следует добавить, что в деловом мире понятие «коммуникация» используется в том случае, если речь идет о целенаправленном принудительном взаимодействии, в ходе которого ставятся цели и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В непринужденном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Дружеское общение можно прекратить (по желанию участников) в любой момент, что недопустимо в деловой коммуникации (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).

В настоящем учебном пособии мы будем придерживаться широкого понимания термина «коммуникация».

На этом основании коммуникацияопределяется как социально обусловленный процесс информационного обмена между людьми как в межличностном, так и в массовом общении, реализуемый при помощи вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Поскольку базовой категорией при таком понимании является общение, рассмотрим структуру общения.

Наши рекомендации