Распределение различных жизненных форм (в %) по трем поясам долины реки Чон-Кызыл-Су, северный склон хребта Терскей-Алатау в Центральном Тянь-Шане

(по И.Н. Пономаревой, 1955)

Жизненные формы растений Пояса растительности
Сухостепной (1600 м над уровнем моря) Лесолуговостепной (2800 м над уровнем моря) Альпийский (3500 м над уровнем моря)
Деревья - 1,7 -
Кустарники 1,7 8,8 1,4
Стланики - 0,8 4,3
Подушки - - 5,7
Полукустарники 7,3 0,8 -
Стержнекорневые 23,9 17,7 14,4
Кистекорневые 3,5 36,4 39,4
Плотнокустовые 8,4 1,7 5,7
Рыхлокустовые 1,7 13,7 14,4
Корневищные 8,4 8,8 5,7
Луковичные 7,3 4,4 4,3
Клубневые 1,7 0,8 -
Корнеотпрысковые 1,7 - -
Монокарпики 35,0 4,4 5,7
Общее число рассмотренных видов

Следует заметить, что по мере поднятия в горы, так же как и при продвижении на север страны, резко убывает процент однолетников в травостое биогеоценозов. В лесном поясе из 127 видов лишь 7 (т.е. 4,4%), а в альпийском поясе только 5 видов однолетников (т.е. 5,7%), причем из них лишь очанка татарская (полупаразит) остается типичным однолетником, четыре остальных (горечевка туркестанская, горечевка Карелина, плеврогина темноватая и мятлик однолетний) являются здесь озимыми однолетниками, двулетниками, а мятлик даже и трехлетником. На примере последнего можно наблюдать, как при переходе от равнин к высокогорью не только увеличивается процент многолетних растений, но и однолетники становятся многолетниками.

Случаи изменения длительности жизни растений в связи с переменой условий произрастания известны с давних пор. Эти закономерности впервые были установлены известным ботаником Ш. Бонне в 1884 году. На ряде растений он показал, что одно-двулетние виды равнинных мест высоко в горах развиваются как многолетники. Мятлик однолетний (Poa annua) в этом отношении является наглядным примером. Интересно, что в альпийском поясе гор Центрального Тянь-Шаня, т.е. на высоте 3800-4000 м над уровнем моря, многие экземпляры (не все) развиваются по типу трехлетников, в лесном (2600-2900 м над уровнем моря) – по типу двулетников, а в сухостепном (900-1600 м над уровнем моря) наряду с двулетниками встречаются много экземпляров, развивающихся по типу озимых однолетников.

Пример с мятликом однолетним и рядом других растений в полной мере иллюстрируют, что жизненные формы отражают особенности среды через специфику роста и развития в господствующих почвенно-климатических условиях. Это подтверждает слова И.Г. Серебрякова: «Среда действует на форму через изменение интенсивности развития и направления роста, а также длительности жизни его вегетативных органов».

Потребности человека, использующего разнообразные жизненные формы растений – от деревьев до эфемерных однолетников, заставляют изучать процессы их формирования в естественной обстановке и при интродукции, исследовать формообразующую роль факторов среды, выявлять экологическую приуроченность жизненных форм и их участие в сложении биогеоценозов.

Таким образом, жизненная форма растений и животных – это исторически возникшее биогеоценотическое приспособление для наиболее полного использования местообитания и для пространственного расселения по земной поверхности. Их группирование по тем или иным признакам являет собой примеры экологической классификации растительного и животного мира. Если систематическая классификация растений и животных строится на основе родства организмов, то экологическая классификация (т.е. классификация жизненных форм) выявляет возможные пути приспособления организмов к среде обитания. Н.М. Чернова называет жизненную форму «основной единицей экологической системы растений».

По нашему мнению, жизненные формы являются также основной архитектурной единицей биогеоценоза, обеспечивающей его пространственное, временное, функциональное и средообразующее значение. Разнообразие жизненных форм в природных сообществах дает возможность разместиться огромному количеству населяющих его видов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

О чем свидетельствуют адаптации организмов?

Наши рекомендации