Работа № 3. Смысловая память
Работа № 2. Типы памяти
Задача исследования: выявление ведущего типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.
Оборудование: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках. Каждый ряд состоит из 10 слов, не имеющих эмоциональную окраску. Ряды подготавливаются для каждого испытуемого отдельно.
Порядок исследования: эксперимент состоит из четырех опытов:
1. Предъявление материала для запоминания на слух.
2. Зрительное предъявление материала для запоминания.
3. Моторно-слуховое предъявление материала для запоминания.
4. Комбинированное предъявление материала для запоминания.
Инструкция испытуемому:
Опыт № 1: «Сейчас Вам будут зачитаны 10 слов, которые Вам необходимо будет запомнить. По окончании чтения будет сделана десятисекундная пауза. Затем по команде «Запись!» Вам надо будет записать все слова, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».
Опыт № 2: «Сейчас в течение 60 секунд Вам будет предъявлена карточка, на которой напечатано 10 слов. Вам необходимо внимательно прочитать слова и постараться все их запомнить как можно лучше. Когда время закончится, по сигналу «Перевернуть карточку!» Вам необходимо отложить карточку в сторону, перевернув ее словами вниз. После десятисекундной паузы будет дана команда «Запись!». Далее Вы по памяти записываете все слова, которые Вы запомнили в любом порядке. Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».
Опыт № 3: «Сейчас Вам будут зачитаны 10 слов, которые Вам необходимо будет запомнить. Во время чтения Вы можете повторять слова вслух за экспериментатором, а также как бы «прописывать» их в воздухе. По окончании чтения будет сделана десятисекундная пауза. Затем по команде «Запись!» Вам надо будет записать все слова, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».
Опыт № 4: «Сейчас в течение 60 секунд Вам будет предъявлена карточка, содержащая 10 слов, которые Вам необходимо внимательно прочитать и запомнить. Одновременно слова будут зачитываться вслух экспериментатором. Кроме того, Вы можете повторять слова вслух, а также как бы «записывать» их в воздухе. Когда время закончится, по сигналу «Перевернуть карточку!» Вам необходимо отложить карточку в сторону, перевернув ее словами вниз. После десятисекундной паузы будет дана команда «Запись!». Далее Вы по памяти записываете все слова, которые Вы запомнили в любом порядке. Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».
Ход работы:
Опыт № 1. Экспериментатор читает испытуемому вслух первый ряд слов. Интервал между словами составляет 5 секунд. После десяти секундного перерыва подается команда: «Запись!» и испытуемый записывает на бланке (в тетради) запомнившиеся ему слова. Далее испытуемый отдыхает 10 минут.
Опыт № 2. Экспериментатор в течение 60 секунд предъявляет испытуемому слова второго ряда, напечатанные на карточке, которые ему необходимо запомнить. По истечении времени подается команда: «Перевернуть карточку!» и после десяти секундного перерыва – команда «Запись!». Далее испытуемый отдыхает 10 минут.
Опыт № 3. Экспериментатор читает вслух слова третьего ряда (с интервалом между словами в 5 секунд), а испытуемый шепотом повторяет и «записывает» в воздухе каждое из них. После десяти секундного перерыва подается команда: «Запись!». Далее испытуемый отдыхает 10 минут.
Опыт № 4. Экспериментатор в течение 60 секунд показывает испытуемому слова четвертого ряда и читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, а также «записывает» его в воздухе. Затем по истечении времени подается команда: «Перевернуть карточку!» и после десяти секундного перерыва – команда «Запись!» – испытуемый воспроизводит на бланке (в тетради) запомнившиеся ему слова четвертого ряда.
Обработка и анализ результатов: в процессе проведения опыта полученные данные заносятся в таблицу:
Вид памяти | Количество слов в ряду (a) | Количество удержанных в памяти слов (b) | Коэффициент памяти (C) |
Слуховой | |||
Зрительный | |||
Моторно-слуховой | |||
Комбинированный |
Коэффициент памяти (C) высчитывается по следующей формуле:
После проведения опыта экспериментатору необходимо выяснить субъективное мнение испытуемого относительно ведущего у него вида памяти:
–– попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти как «хорошей» или «плохой»;
–– уточнить в каком случае слова запоминались легче;
–– определить что мешало испытуемому запоминать слова;
–– выяснить у испытуемого, каким дополнительным способом он пользовался для запоминания предлагаемого материала;
–– выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания материала (в том числе учебного).
После сопоставления всех полученных результатов экспериментатор делает вывод о том, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов и дает испытуемому рекомендации в соответствии с результатами опыта.
Работа № 3. Смысловая память
Задача исследования: выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также на прочность запоминания при образовании логических связей.
Данный метод является модификацией метода, предложенного К. Бюлером в 1907 г.
Оборудование: 10 пар слов, между которыми легко установить смысловые связи, секундомер.
Порядок исследования: экспериментатор зачитывает пары слов, а испытуемый в уме устанавливает смысловые связи между этими словами. Потом экспериментатор называет только первое слово пары, а испытуемый письменно воспроизводит второе слово, пользуясь установленной им связью. Эксперимент проводится дважды (в начале и в конце занятия).
Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам будут прочитаны слова, составляющие между собой смысловые пары, например, дождь – грязь, ствол – дерево и т.п. Во время чтения этих пар слов, Вам необходимо внимательно слушать их и стараться запомнить как можно больше пар. После небольшого перерыва будет дана команда: «Проверяем!» и Вам повторно будут зачитываться, но только первые слова из каждой пары. Вам необходимо будет вспомнить вторые слова из каждой пары и записать оба слова пары на бланке (в тетради). Все понятно? Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!»
Ход работы: удостоверившись, что инструкция понятна исследуемым, экспериментатор подает сигнал и начинает читать слова-пары с интервалом в 2 секунды. Прочитав все пары, экспериментатор делает десятисекундный перерыв и затем, предупредив испытуемого командой «Проверяем!», начинает зачитывать первые слова каждой пары, делая паузу в 5 секунд после каждого слова, чтобы испытуемый успел записать и названное слово и то слово, которое ему следует вспомнить.
Для того чтобы проверить прочность запоминания, через 30 – 40 минут после проведения первой процедуры экспериментатор предлагает испытуемому еще раз записать все запомнившиеся ему слова (без предварительного напоминания смысловых пар). Исследование проводится аналогичным образом: экспериментатор называет только первое слово каждой пары, а испытуемый фиксирует на бланке (или в тетради) все слова пары.
Обработка и анализ результатов:
В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:
–– в чем проявляется активность испытуемого во время слушания;
–– повторяет ли испытуемый шепотом или губами читаемые ему слова;
–– есть ли какие-нибудь внешние признаки умственного напряжения.
В процессе опроса экспериментатор выясняет:
–– применял ли испытуемый какие-либо специальные приемы, чтобы запомнить слова, и если применял, то какие;
–– на сколько трудно было испытуемому составлять пары слов и в чем заключались эти трудности;
–– какие пары были наиболее легкими для воспроизведения, а какие наиболее трудными.
Количественные показатели получают путем подсчета числа правильно составленных пар. Все данные заносятся в таблицу:
Предъявлен-ные пары слов | В начале эксперимента | В конце эксперимента | ||
Удержанные – пропущенные в памяти пары слов | Ошибочно составленные пары слов | Удержанные – пропущенные в памяти пары слов | Ошибочно составленные пары слов | |
Затем вычисляется коэффициент словесно-логического запоминания в начале и конце эксперимента (по формуле приведенной в лабораторной работе № 2).
Прочность запоминания определяется по изменению коэффициента словесного логического запоминания вначале и в конце эксперимента.
Характер ошибок может указывать на влияние дополнительных смысловых связей на процесс запоминания, а также на неправильно установленные смысловые соответствия.
В опытах К.К. Платонова воспроизведение 9 пар слов составил наилучший результат, воспроизведение 4 пар слов – наихудший.
Лабораторная работа № 2
Вариант № 1 | |||
Ряд № 1 | Ряд № 2 | Ряд № 3 | Ряд № 4 |
Стол | Провод | Тетрадь | Парта |
Озеро | Стул | Дым | Кровать |
Карандаш | Цветок | Сосна | Карта |
Паровоз | Табурет | Картина | Железо |
Площадь | Куст | Ящик | Стадион |
Бумага | Портфель | Куница | Журнал |
Шкаф | Ножницы | Замок | Перо |
Батон | Туман | Диск | Скоба |
Щетка | Снег | Рюкзак | Колокол |
Кролик | Шрифт | Кресло | Бант |
Вариант № 2 | |||
Ряд № 1 | Ряд № 2 | Ряд № 3 | Ряд № 4 |
Папка | Дорога | Рама | Скрепка |
Доска | Ручка | Прицеп | Календарь |
Диван | Стена | Футляр | Дверца |
Шнур | Горшок | Ваза | Банка |
Вагон | Спутник | Майка | Фонарь |
Кисть | Посуда | Таблица | Зонт |
Линейка | Книга | Утюг | Булка |
Сковорода | Ветер | Мяч | Ковер |
Занавес | Тумба | Кресло | Лейка |
Поднос | Человек | Пакет | Сумка |
Лабораторная работа № 3
Вариант № 1 | Вариант № 2 | Вариант № 3 |
луч – солнце | шум – вода | замок – дверь |
медь – свинец | стол – обед | день – сутки |
пень – елка | мост – река | пруд – плотина |
год – месяц | рубль – копейка | зверь – лиса |
ноль – число | лес – медведь | глаз – ухо |
свет – заря | дуб – желудь | ночь – звезда |
Марс – планета | дичь – выстрел | путь – дорога |
дом – книга | рой – пчела | сад – цветы |
нож – вилка | час – время | пуля – война |
лист – дерево | гвоздь – доска | дождь – зонтик |