Теоретическая логика: круг проблем
ГЛАВА 1
1.1. Предмет теоретической логики
Несомненно, каждый человек обладает в той или иной степени развитой логической интуицией, логическим опытом. Подобный опыт появляется в процессе социокультурного воспитания и позволяет регулировать интеллектуальное взаимодействие людей в различных сферах общения или познания. Логическая практика интеллектуальной деятельности неравномерно проявляется от человека к человеку. Некоторые обладают более развитыми логическими навыками, другие имеют менее совершенный опыт практической логики. Но прослеживается одна общая черта: и в том, и в другом случае опыт логической деятельности обнаруживается, практически, на неосознанном уровне в разрозненных, стихийно возникших формах. Поэтому основная цель изучения теоретической логики — специальной области научного познания — уточнить в систематизированных формах теории принципы, методы и средства регулирования и контроля интеллектуальной деятельности или, иначе говоря, прояснить теоретические основания логической культуры и научного стиля мышления.
Когда речь идет о логике как науке, изучающей методы, принципы и средства регулирования познавательной деятельности, следует различать два уровня познания: эмпирический и теоретический. Предметом эмпирического познания является непосредственно данная в восприятии реальность, которую можно наблюдать, над которой можно экспериментировать. Это означает, что эмпирическое познание дает информацию, знание об изучаемом предмете в форме наблюдения, опыта или эксперимента. В свою очередь, теоретическое познание обращено, как правило, к изучению альтернативных реальностей, отличных от действительности. Скажем, в истории или юриспруденции изучается методология реконструкции событий, отстоящих от времени в прошлое; в философии или политологии уточняются закономерности прогнозирования будущих социальных процессов; в физике или математике анализируются понятия, представляющие собой идеализации объектов, отличных от актуально воспринимаемых. Закономерностями теоретического познания являются обобщения, свойственные любой из изучаемых альтернативных реальностей, или, другими словами, выполняющиеся в каждой логически возможной ситуации. Таким образом, возникает вопрос определения логических форм теоретического познания, отличных от форм познания эмпирического.
Логическая наука изучает формы, в которых протекает теоретическое познание, а также способы оперирования ими. Поэтому, чтобы в первом приближении прояснить предмет исследования теоретической логики, достаточно определить эти логические формы и очертить класс задач, связанных с их анализом. Конечно, для полного и систематического отчета о проблематике и сфере исследования логической науки необходимо изложить ее теорию, методы и средства в целом.
Первая проблема, с которой сталкивается интеллект в процессе теоретического познания, — это необходимость выделить изучаемый предмет из многообразия других предметов, уникально отличить его в универсуме мышления. Логическая форма, в которой решается данная задача, называется понятием предмета. Образование понятия об изучаемом предмете не является тривиальной задачей. В науке вопросу определения системы теоретических понятий отводится значительное место.
Например, в современной физике понятие времени обычно определяется как упорядоченная в предшествовании последовательность моментов. Однако еще древнегреческий философ Зенон Элейский обратил внимание, что образование понятия времени в терминах моментов встречает логические трудности. Вот его рассуждение, известное как апория «Летящая стрела»:
Летящая стрела в каждый момент времени находится в соответствующей точке пространства, а так как в точке движение невозможно, стрела в ней покоится. Поэтому, когда время определяется только множеством моментов, летящая стрела остается неподвижной, что противоречиво.
Можно сделать попытку избежать логического противоречия в рассуждениях о времени, определив понятие времени как последовательность не моментов, а интервалов. Однако и в этом случае возникают логические сложности, на которые указал другой античный мыслитель Секст Эмпирик. В доказательство он привел рассуждение, известное как апория «Бессмертие Сократа».
Если Сократ умер, то он мог умереть лишь в один из интервалов времени: когда он жил либо когда он не жил. Но он не мог умереть в интервале, когда жил, так как в это время он был жив; и не мог умереть в интервале, когда не жил, так как умер бы вторично. Следовательно, Сократ бессмертен.
Доля юмора, сопровождающая рассмотренные рассуждения, не может заслонить важность проблемы образования таких важных научных понятий, как время, пространство, бесконечность и т. д. Поэтому одной из задач анализа понятия как логической формы теоретического познания оказывается изучение видов и правил его корректного определения.
Другая задача, связанная с анализом понятия о предмете, — это уточнение логических отношений, складывающихся между изучаемыми понятиями. Каждому понятию в обычном языке соответствует некоторый термин, обозначающий данное понятие. Незнание точного смысла и логического отношения между сравниваемыми понятиями порождает терминологические ошибки.
Пример-шутка: некто утверждает, что он настолько'профессиональный болельщик, что может безошибочно указать счет любого футбольного матча до того, как тот начнется. Обычно это утверждение вызывает недоумение, но ответ предельно прост: счет любого футбольного матча до его начала — 0:0; именно этот факт обещал зафиксировать болельщик. Очевидно, что причина недоумений здесь скрывается в ошибке
_______________Логика_______________
определения логического отношения между понятиями, обозначенными в терминах «счет» и «результат». Любой результат является счетом в финальный момент времени, но не каждый счет фиксирует результат.
Третья задача логического анализа понятий — изучение принципов и правил их классификации. Необходимо обратить внимание, что логическая операция классификации научных понятий имеет широкое распространение в теоретической практике. Скажем, все юридические кодексы представляют собой специальную классификацию понятий права: уголовного, гражданского, административного и т. д. Таблица Менделеева, представляющая классификацию химических элементов, послужила основой для развития химической науки до ее современного образа. Можно привести и ряд других примеров из научной практики, когда операции классификации в различных областях науки приносила плодотворные и прогнозирующие результаты.
Если логическая проблема образования теоретического понятия, уникально отличающего изучаемый предмет в универсуме мышления, решена, встает новый вопрос о наличии логической формы, в которой можно было бы формулировать утверждения о наличии у изучаемого предмета тех или иных свойств или об их отсутствии. Такой логической формой теоретического познания свойств и отношений изучаемого предмета является суждение. Центральной задачей анализа суждений оказывается поиск правил определения их логических условий истинности. Представляется достаточно ясным, что любое утверждение о свойствах предметов и отношениях между ними, сформулированное в суждении, поддается истинностной оценке, то есть оно может рассматриваться
Глава 1. Теоретическая логика: круг проблем____
как истинное либо как ложное. Однако могут возникать неожиданные логические коллизии, когда, вдруг, оказывается, что утверждение не может быть истинным или ложным.
Скажем, утверждение «Я ничего не знаю» не может быть истинным в силу того, что оно само несет информацию о некотором знании; а утверждение «Истины не существует» — по причине предполагаемой собственной истинности. Другие утверждения, опять же неожиданно, не могут быть ложными. Для «здравого разума», опирающегося на принцип двузначности истинной оценки суждений — истинно или ложно, третьего не дано, — оказывается, например, более чем удивительным, что утверждение «Если я сдам экзамен по логике, то мир перевернется, или, если мир перевернется, то я сдам экзамен по логике» является истинным в любой логически возможной ситуации.Однако, если принимается принцип двузначности, то принимается и принцип логической взаимообусловленности любой произвольно выбранной пары суждений, о чем собственно и утверждается в рассматриваемом примере. И становятся совсем уж непонятными логические основания, по которым некоторое суждение вдруг не может утверждать ни истинную, ни ложную информацию.
Рассмотрим два примера. Утверждение «Я говорю правду» истинно, когда я говорю правду, и ложно, когда я лгу. Можно ожидать, что аналогичная ситуация имеется и в истинностной оценке утверждения «Я лгу». Однако здесь возникает, может быть, самый фундаментальный логический парадокс анализа условий истинности суждений. Действительно, если произносящий утверждение «Я лгу» на самом
деле лжет, то сказанное им есть ложь, а поэтому он не лжет. Если же он при этом не лжет, то сказанное им есть истина, а следовательно, он лжет. Таким образом, он лжет и не лжет одновременно. «Парадокс лжеца» обнаружен древнегреческим философом Евбулидом и вызвал огромную интеллектуальную реакцию у его современников.
По преданиям, Хрисипп посвятил анализу этого парадокса три книги, Диодор Кронос умер от огорчения, убедившись в безуспешности попыток его решения, а Филет Косский окончил жизнь самоубийством. «Парадокс лжеца» положен в основания наиболее крупных результатов философии математики XX века, полученных К. Геделем и А. Тарским.
Решение проблемы логических условий истинности суждения непосредственно связано с предварительным уточнением и анализом его логической структуры. Логическая структура суждения отличается от его грамматической структуры. Например, в следующей паре суждений, идентичных по грамматической структуре, употребление связки «или» имеет различный логический смысл. «Сейчас я сверну направо или остановлюсь»; «Вечером я почитаю книгу или посмотрю ТВ». Если в первом суждении реализуема только одна сторона альтернативы, то во втором возможна реализация обеих. Более отчетливо зависимость логических условий истинности суждений от их структуры прослеживается в другом примере — шутке. Вопрос: «Можно ли поставить бутылку в центр пустой комнаты и вползти в нее? Обычно следует ответ — вопрос: имеется двусмысленность выполнения второго условия задания; куда «вползти» — в комнату или бутылку? Однако не важно, выполнима ли вторая часть задания, так как первая часть явно не выполнима, а по-
этому не выполняется и все задание в целом. То есть истинность сложного суждения зависит от истинности простых суждений, составляющих его логическую структуру. Задача анализа логической структуры суждения, таким образом, оказывается необходимым условием для определения его истинности.
Наконец, последний класс задач, связанных с анализом суждений, — это уточнение логических отношений между ними. Часто в процессе интеллектуального общения приходится резюмировать: «Вы говорите то же самое, что и предыдущий оратор», «Вы противоречите самому себе», «Ваши утверждения не совместимы с информацией, которой мы располагаем» и т. д. Возникает закономерный вопрос о принципах логического контроля за отношениями, складывающимися в практике общения и познания между используемыми суждениями. Логике отношений между суждениями отводится значительная роль в социальной и научной деятельности. Так, для оценки корректности теории важно доказательство непротиворечивости класса ее утверждений, иначе теория окажется тривиально полной, то есть в ней можно будет доказать все, что угодно. В юридической практике следствия или судопроизводства заметное место занимает анализ логической совместимости полученной информации о реконструируемых прошедших событиях.
Рассказывают, что однажды в судебном споре адвокат, доказывающий невиновность своего подзащитного, на утверждение стороны обвинения «Если обвиняемый виновен, то он имел сообщника» подал неосторожную реплику: «Это неправда». Судья отреагировал на данное возражение совершенно неожиданным для адвоката образом: «Ваша реплика не совместима с утверждением о невиновности обвиняемого». Действительно,
любое условное утверждение вида «Если А, то В» ложно лишь в том случае, когда условие А выполняется, а следствие В проваливается. Поэтому возражение адвоката невольно, но имплицитно содержит утверждение о виновности его подзащитного.
Теоретическое познание, как уже было сказано, обращено не к эмпирически наблюдаемой действительности, а к отличным от нее альтернативно возможным реальностям. Поэтому знания, получаемые в научной практике, в большинстве своем, являются не истинами факта, а выводными знаниями, представляющими собой информацию об изучаемом предмете, неявным образом содержащуюся в исходных положениях теории или ее допущениях. Форма теоретического познания, с помощью которой можно получать новую информацию о ненаблюдаемых объектах по логическим правилам вывода, то есть выводное знание, называется рассуждением. Центральной задачей рассуждения как логической формы теоретического познания является определение его корректности.
По общей структуре рассуждение строится как последовательность суждений, последнее из которых является заключением, вытекающим из предшествующих посылок. Заключение рассуждения может иметь в посылках достаточное логическое обоснование или не иметь его. Рассуждение считается логически корректным, если заключение в нем логически следует из посылок, в ином случае оно некорректно. Таким образом, мы подошли к основному понятию теоретической логики — понятию логического следствия, — анализу методов и средств контроля, которым посвящена, собственно, логическая наука в целом.
Было бы наивным полагать, что логический контроль за рассуждениями сводится к механическому дедуцированию и не требует творческого напряжения интеллекта. В качестве примера, иллюстрирующего глубину сокрытия имплицитно содержащейся в посылках информации и сложность ее экспликации в явной форме заключения реконструируемого рассуждения, рассмотрим старую логическую задачу «Мудрецы и шляпы».
Трое мудрецов заспорили, кто из них умнее и, не решив между собой спор, обратились за ответом к Логику. Тот предложил им задачу. «Перед вами пять шляп: две синие и три красные. Я надену на каждого из вас по шляпе — синюю или красную. Каждый будет видеть цвет шляп своих оппонентов, но не будет знать цвет собственной шляпы. Тот, кто первым угадает цвет своей шляпы, и является самым умным среди вас». С этими словами Логик надел на каждого из трех мудрецов красную шляпу. Долго раздумывали мудрецы над решением поставленной задачи. Наконец, один воскликнул: «На мне красная!». Воспроизведите ход его рассуждений.
Обычно для новичка в логической практике эта задача оказывается «не по зубам», даже если он имеет достаточно высокий рейтинг логической интуиции. Однако несколько упрощенный вариант этой задачи легко решается каждым. Допустим, что Логик надел на мудрецов не три красные, а две красные и одну синюю шляпу. Тогда задача решается легко: любой мудрец в красной шляпе правильно укажет ее цвет, выдержав необходимую паузу. Ведь при допущении, что на нем — синяя, его оппонент в красной же шляпе сразу скажет: «На мне красная», так как синих шляп только две. Но теперь, когда решена промежуточная задача, легко решается и основная: «Допустим, на мне синяя, тогда проблема разрешима». Резюмируя изложенное, можно сказать, что предметом теоретической логики, то есть областью ее исследования, являются логические формы, в которых протекает теоретическое познание, — понятия, суждения и рассуждения. Относительно каждой из них определен конкретный круг проблем, которые являются собственно логическими. Для анализа понятия как логической формы теоретического познания такими проблемами являются правила и способы определения, классификации концептуальных средств, а также прояснение логических отношений между понятиями, используемыми в теории или в универсуме мышления в процессе интеллектуального общения. Анализ суждения как логической формы теоретического познания предполагает уточнение его логической структуры, прояснение логических условий его истинности в различных логически возможных ситуациях, а также определение логических отношений между суждениями, вовлеченными в интеллектуальную практику. Наконец, анализ рассуждения как логической формы теоретического познания сводится, в конечном счете, к выработке методов и средств контроля за логической корректностью доказательственных процедур в процессе интеллектуального общения и познания.
1.2. Методологическое значение теоретической логики
Трудно представить себе такую науку, как математика или физика, без операции доказательства, положенной в основу строгости и достоверности получен-
__Глава 1. Теоретическая логика: круг проблей____
ной здесь системы знаний. Трудно представить юриспруденцию вне операции классификации правовых понятий, позволяющей структурировать их в юридических кодексах. Немыслимо существование социальных наук, таких как философия, политология или социология, лишенных ясных определений изучаемых в них понятий: будь то демократия и рынок или социальная справедливость и социалистический выбор. Любая область научного знания нуждается в обоснованных критериях собственной достоверности. Поиск таких критериев лежит либо в сфере данной науки, либо вне ее. Если первое, то есть математика сама определяет, что значит «доказано», юриспруденция использует «свой» способ классификации, а политология свободна в собственных определениях от правил построения дефиниций в других науках, то приходится принять как должное множественность критериев истинности знаний в науке. Если второе, то вопрос о критерии строгости и достоверности теоретического знания является предметом анализа отдельной теории, «обслуживающей» теоретическую чистоту полученных в науке результатов. Такой особой теорией, обеспечивающей систематичность, строгость и истинность знания в любой области научного познания, является теоретическая логика. Понятия доказательства, классификации, определения не входят в область исследовательских интересов физики, химии или философии. Для данных наук они важны не как понятия, требующие изучения, а как установившиеся в научной практике операции, позволяющие регулировать процесс научного исследования и контролировать его достоверность.
Таким образом, методологическое значение теоретической логики заключается в том, что в сфере ее
исследования разрабатываются, анализируются методологически важные понятия — определение, классификация, доказательство, гипотеза, теория и т. д., которые являются необходимым инструментарием, конкретными операциями научно-исследовательской практики.
Значимость логического анализа методологических понятий, которыми оперирует теоретическое познание, не вызывает сомнений. В истории науки в подтверждение этого можно указать на множество характерных примеров. Выше мы уже ссылались на некоторые из них. Так, диалектические рассуждения античных мыслителей «Летящая стрела» и «Бессмертие Сократа» остаются мощным истори-ко-логическим источником формирования научной концепции понятия времени в современной теоретической физике. Дилемма «момент — интервал» структурирования времени породила ряд исследований и оживленных дискуссий в области анализа понятийного аппарата физической теории. «Парадокс лжеца» стал основой для получения наиболее фундаментальных результатов в основаниях современной математики и методологии научного познания в целом. Используя данное рассуждение, К. Ге-дель доказал свою знаменитую теорему о принципиальной неполноте формальной арифметики в частности, и любой достаточно богатой формализованной теории в общем случае. Для методологии науки это означает, что любая конкретная систематизация научного знания ограничена, то есть всегда найдется сформулированное в теории утверждение, которое, однако, не доказуемо и неопровержимо в данной теории. А. Тарский доказал аналогичный результат относительного оперирования в теории
понятием истинности, определив возможности и границы логического анализа.
Еще один показательный историко-логический пример. Математика всегда считалась образцом строгости и достоверности научного знания. Объясняя природу этого феномена, немецкий философ и логик Нового времени Г. Лейбниц предположил, что основания любой науки, и в частности математики, лежат в сфере понятий, методов и средств теоретической логики. На рубеже XIX—XX веков тезис о сводимости математики к логике получил достаточную популярность, определив новое направление исследований в философии науки — логицизм. Основоположник логицизма немецкий математик и логик Г. Фреге осуществил попытку переформулировать математические принципы и понятия в логической терминологии, чтобы наглядно показать критерии и причины строгости математического знания. Попытка оказалась безуспешной: английский философ и логик Б. Рассел обратил внимание, что система Г. Фреге содержит противоречие в определении теоретико-множественных понятий. Однако этот отрицательный результат, известный под названием «Парадокс Рассела», привел к радикальному эффекту преобразований в методологии теоретического познания, став теоретическим источником проблематики совершенно новой области науки — математической логики.
Суть парадокса можно изложить следующим образом. Интуитивно понятие множества мыслится как совокупность элементов определенного сорта. Множества можно разделить на два типа. Множество, которое включает себя в качестве элемента, назовем несобственным множеством. Например, множество множеств. Множество, которое не включает себя в качестве элемента, назовем собственным множеством. Например, множество натуральных чисел. Пусть X — это множество всех собственных множеств. Если X — несобственное множество, то оно не включает себя в качестве своего элемента и по определению является собственным. Если X — собственно множество, то оно включает себя в качестве своего элемента и по определению является не собственным. Таким образом, любое предположение ведет к противоречию.
В популярной форме «Парадокс Рассела» можно изложить следующим образом.
Вышел указ: мэр любого города не имеет права в нем жить, а обязан жить в особом городе — Городе мэров. Последний, конечно, также имеет собственного мэра. Но где ему жить? В своем городе он жить не вправе, но именно здесь должен жить.
Установление факта противоречивости интуитивной теории множеств вызывало острую реакцию исследователей в области метаматематики и методологии научного познания. Ведь противоречивость теории означает ее тривиальную полноту, то есть возможность доказать в ней и с тем же успехом опровергнуть любое утверждение. «Парадокс Рассела» существенным образом подорвал уверенность в строгости и достоверности математического знания, а также оснований других наук, использующих теоретико-множественный аппарат. Сам Б. Рассел совместно с английским, математиком и логиком А. Уайтхедом разработал «теорию типов», устанавливающую иерархию множеств таким образом, что устраняется возможность осмысленного введения в теорию понятий, подобных множеству всех собственных множеств. Парадокс был блокирован, но сама теория типов оказалась объектом научной критики. Так или иначе результаты логического анализа интуитивных теоретико-множественных понятий не только имели разрушительный эффект а, что более важно, определили направление в поисках методов и средств построения теоретически строгих оснований математики, в частности, и методологии наук, применяющих математический аппарат, в целом.
Исследование проблемы логической строгости и достоверности математического знания, являющегося основой методологии любой естественнонаучной теории, нашло своего последователя в лице немецкого логика и математика Д. Гильберта, который выдвинул собственную программу «спасения математики». Суть программы в общих чертах сводится к следующему. Математика формулируется в виде формальной аксиоматической теории. Это означает, что взамен обычного вводится специальный формализованный язык терминов и формул, соответствующих предметному универсуму и классу утверждений теории. Формулируются точные правила образования терминов и формул и логические правила вывода одних формул из других. Из установленного конечного множества аксиом теории по логическим правилам вывода доказываются их следствия. Теперь, если доказана непротиворечивость данной формальной аксиоматической теории, то есть невыводимость в ней некоторой формулы и ее отрицания, то, как следствие, показано, что причины парадоксальности некоторых понятий интуитивной интерпретации теории заложены не в ней самой, а привнесены извне. Таким образом, математика освобождается от недоверия к критериям ее строгости.
Реализация программы Д. Гильберта оказалась неосуществимой в идеале. К. Гедель, австрийский логик и математик, доказал невозможность установления непротиворечивости формальной аксиоматической теории формальными средствами самой теории. Он же, а также польский логик А. Тарский и американский логик и математик А. Черч показали ограниченность доказательственных, выразительных и рекурсивных возможностей метода формализации. Об этом уже упоминалось выше. Однако само логическое содержание программы играет важную роль в современной методологии и философии науки как с точки зрения анализа логической структуры научной теории, так и с позиций выработки предъявляемых к ней необходимых логико-методологических требований — непротиворечивости, полноты, разрешимости теории и т.д.
Методологическое значение теоретической логики для научно-исследовательской практики удобно иллюстрировать на примере точных и естественных наук, скажем, математики, кибернетики или физики. Однако это не означает, что значение логики сводится к ограниченной области научного познания; оно естественным образом распространяется и на сферу исследования гуманитарных наук. Данный факт очевиден тем более, что такие науки, как экономика или социология, философия или экология, в своем современном образе все более тяготеют к использованию логико-математических средств анализа. В то же время логическое влияние на методологию гуманитарных наук имеет и собственный, специфический смысл.
Разработка логических методов исследования может определить новый этап в становлении научной методологии общественно-политических теорий. С точки зрения развития методологического анализа такие средства направлены прежде всего на обогащение методологии строгим и точным понятийным аппаратом, оберегающим ее от спекулятивных доктрин и схоластических форм анализа, от произвольной эквилибристики понятиями социальных наук. Здесь достаточно вспомнить «чехарду понятий», устроенную в политологии: ускорение — перестройка — преобразование и т. д. Своевременность постановки этой задачи и актуальность ее решения трудно переоценить, так как современное состояние «официальной» методологии страдает болезнью теории с характеристикой тривиальной полноты доказательств: с ее помощью можно обосновать правомерность любых социальных процессов, их адекватность общественным интересам.
Другое направление логико-методологического анализа гуманитарного знания связано с тем, что по своей природе оно оперирует оценочными категориями и нормативными предписаниями. Так, теоретический язык философии основывается на модальных оценках: возможно, действительно, необходимо, либо на эпистемических оценках: знаю, верю; язык юриспруденции оперирует нормами: разрешено, запрещено, обязан; эстетики — оценками: прекрасно, безобразно; этики — нормами: нравственно, безнравственно. Этот факт отличает гуманитарные науки от естественных, которые содержат дескриптивные или описательные утверждения. Другими словами, если критерием достоверности утверждений естественнонаучных теорий является их истинностное значение, то для большинства утверждений гуманитарных наук принцип истинности не работает.
Действительно, в каком смысле утверждения «Эта картина — шедевр соцреализма» или «Если тебя ударили по щеке, подставь другую» являются истинными или ложными? Для уточнения критериев обоснованности подобных суждений необходимо развивать принципиально новые логические теории, отличные от классической логики с двузначной истинностной оценкой. Появляется, таким образом, потребность в построении модальных логик, логик норм и оценок для методологического обоснования гуманитарного знания. Построение таких логик — предмет теоретического интереса в логической науке последних десятилетий.
1.3. Культурологическое значение теоретической логики
Прослеживается тенденция: крушение устаревших идеалов, концепций и оценок в кризисный социально-политический период вызывает, как ответную реакцию, проявление интереса к утраченным или незаслуженно обойденным историей теоретическим источникам духовной и интеллектуальной культуры. Нельзя построить здание с крыши или даже с первого этажа — для этого прежде следует заложить фундамент. Невозможно преодолеть догматизм и декларативность мышления, уберечь его от спекулятивной демагогии и софистики, от схоластики и произвольной эквилибристики понятиями, другими словами, построить новое здание философской культуры интеллектуальной практики, не изучив теоретические основания, на которые она могла
бы опереться. Речь здесь идет о логических основаниях теории проблематического диалога, восходящей в своих истоках к диалектике и риторике, но практически утраченной в современной сонно-культурной практике интеллектуального общения.
Действительно, сейчас особенно остро ощущается дефицит интеллектуальной культуры при обсуждении проблем в любых областях гуманитарной деятельности, начиная от ее элитарных форм — парламентских дебатов, политических баталий, и заканчивая элементарными, скажем, проведением научного диспута, юридической консультации или просто учебного занятия. Политик и правовед, экономист и журналист — каждый, кто работает в среде межличностного общения, — помимо профессиональных знаний, просто обязан обладать и высокой культурой ведения диалога с собеседником или с аудиторией, и устойчивыми навыками к аналитическому стилю мышления. Однако все это само собой не приходит, а является следствием углубленного изучения теоретических традиций интеллектуальной практики.
Развитие способностей последовательно и убедительно излагать свои мысли, вести со знанием дела аргументированное обсуждение проблемы, эффективно и корректно решать спорные вопросы — весь этот комплекс задач определяет потребность применения теории, методов и средств логики, философии или, иначе говоря, культуры диалога в процессе общения. Здесь отрабатываются средства контроля за используемой терминологией, речью и рассуждениями, закрепляются навыки правильного определения стратегии проблемного разговора, а также корректного выбора тактики его ведения.
Теоретические приложения логики, методологии и философии к проблемам культуры интеллектуального межличностного общения в сфере гуманитарной деятельности — социальной, правовой, экономической или политической — образуют новую область — диалогику. Предметом ее исследования являются различные формы интеллектуального диалога: беседа, консультация или спор; публичное выступление или, просто, реплика; вопрос или ответ. В диалогике можно условно выделить следующие четыре раздела: диалектику, прагматику диалога, эро-тетику и риторику. Диалектика — это логика спора, то есть система логических принципов, контролирующих процессы доказательства и опровержения при обсуждении спорной проблемы. В прагматике диалога изучаются основания выбора стратегии и тактики спора, а также психологические методы его ведения. Проблемы культуры использования в интеллектуальной деятельности вопросов и ответов образуют специальную область диалогики — эротети-ку. Риторика определяется обычно как культура публичного выступления, ораторское искусство или эстетика спора. Отдельно следует сказать об этике спора как особом разделе диалогики, в котором изучается система норм, обосновывающая моральные принципы и нравственные критерии оценок корректности и конструктивной лояльности участников диалога.
Каждый из указанных разделов диалогики является необходимым элементом в структуре культуры и аналитического стиля мышления. Однако «стержневой» проблемой теории диалога все же является разработка вопросов диалектики как логики доказательного обсуждения предмета спора. При прочих равных условиях лишь методы и средства диалектики обеспечивают надежный, строгий контроль за соблюдением правил достаточной обоснованности и аргументированности спорных позиций. Все, что достигнуто в споре методами прагматики и риторики, всегда проверяемо чисто логически.
В интеллектуальной практике довольно часто обнаруживается неумение участников диалога, проблематического обсуждения, вести последовательный логический контроль за собственными утверждениями, а также за изложением позиции собеседника. Во-первых, это касается логической точности формулировки самой спорной проблемы и отношения к ней участника спора. Во-вторых, много недоразумений появляется в связи с логически некорректным введением и использованием в споре необходимой терминологии, неверным определением вовлеченных в обсуждение научных или социокультурных понятий. В-третьих, часто возникают затруднения в оценке истинности полученной информации, ее совместимости или противоречивости по отношению к уже имеющейся. Наконец, решающее значение в процессе диалога имеет умение участников вести логически эффективный контроль за корректностью рассуждений, представленных доказательств или опровержений.
Логическая культура доказательного обсуждения проблемы — фактор, подтверждающий высокий профессиональный и теоретический уровень полемиста. Рассмотрение вопросов использования логических методов и средств проверки правильности определений понятий, логических условий истинности утверждений и логической корректности доказательств и опровержений — круг основных задач, которым следует уделять особое внимание при изучении диалектики спора и диалогики в целом. Важно также детально проанализировать возможные логические ошибки, которые традиционно встречаются в диалогической практике: противоречия, паралогизмы и софизмы.
В публичном споре имеет значение не только «железная логика» доказательства, но и умение стратегически верно определить основную цель обсуждения проблемы, выбрать для ее эффективной реализации оптимальные оперативно-тактические средства и, наконец, убедить противника или слушателей в правильности защищаемой позиции, то есть решить весь комплекс задач, определяющих прагматику ди-алогики. И действительно, в практике публичных диалогов споров исключительно редко решаются проблемы чисто логическими методами и средствами. Такие исключения составляют разве что некоторые дискуссии в области точных и естественных наук: математики, творческой физики, самой логики. В основном, публичное обсуждение проблемы, особенно гуманитарной, сопровождается «логическими провалами», которые заполняются оперативно-тактическими, психологическими, риторическими приемами.
Замена в ходе спора логической аргументации на прагматическую вполне естественна, если учесть относительную скоротечность обсуждения во времени и небезусловный характер мнений спорящих. Прагматические сокращения логических доказательств в практическом диалоге неизбежны и не имеют разрушительной силы, так как утраченная логическая цепочка всегда может быть восстановлена. Остыв от жарких баталий спора, можно спокойно проверить его результаты, используя строгие логические методы и средства. Другое дело, когда диалектика доказательства подменяется софистикой
или другими некорректными с точки зрения этики спора приемами и уловками, тогда деструктивный результат спора очевиден. Два классических примера на эту тему.
Однажды, получив в пылу спора пинок, Сократ стерпел это, а когда кто-то удивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?». В другой раз Сократа стала принародно бить его жена Ксантиппа. Друзья советовали ему защищаться кулаками, но он ответил: «Зачем? Чтобы мы лупили друг друга, а вы покрикивали: «Так ее, Сократ! Так его, Ксантиппа!?»
Первая проблема прагматики диалога — это правильно выбрать его стратегию, то есть основную цель обсуждения, к которой каждый из участников должен стремиться как к результату. Многообразие форм диалога определяет различные типы его стратегических целей. Беседа, консультация или учебное занятие в качестве своих целей предполагают взаимную, или одностороннюю, передачу информации. Поэтому было бы глупо и методически неверно стремиться к любым конфликтам в таком диалоге с целью утвердить свое мнение во что бы то ни стало. Примером другой формы диалога могут служить, скажем, деловое совещание или научный спор, где основной целью является решение конкретной проблемы. Для судебного спора стратегической целью является отыскание объективной истины при реконструкции исследуемых событий или фактов. В парламентских дебатах, очевидно, следует искать компромисса, а в политических баталиях — победу.
Ошибки в выборе стратегии диалога ведут к его разрушению. Если, например, строптивого клиента юридический консультант будет убеждать на
повышенных тонах, то клиент просто уйдет. Особенно чувствительны ошибки смешения государственных и политических целей. Это наглядно проявляется, когда парламентарии законодательного собрания декларируют политические лозунги.
Вторая проблема прагматики диалога — правильно выбрать тактику поведения при обсуждении проблемы, которая полностью соответствовала бы уже определенным стратегическим целям. Это относится как к конструктивным оперативно-тактическим средствам аргументированного обоснования собственных позиций в споре, так и к тактике деструктивной критики точки зрения противника. Верный выбор тактических средств ведения спора ведет к его опти-мализации, а также к эффективному решению поставленных стратегических задач. Напротив, если тактика диалога выбрана неудачно, то она может привести к поражению или к разрушению спора. Обычно тактические ошибки в диалоге приводят к нарушениям его этики. Например, для политика-профессионала вполне естественным делом является публичное выступление с критическим анализом деятельности президента или правительства. Однако если данный политик представляет интересы страны в другом государстве в качестве ее посла, то подобная критика является не только неуместной, но и представляет образец нарушения профессиональной этики. Тактические проблемы порождают проблемы этические.
Публичный диалог — это не просто логика доказательства или опровержения, но также и психология убеждения его участников в верности защищаемой точки зрения. Если «доказательство» — категория логическая, то «убеждение» — психологическая.
Доказательство служит прежде всего мерой оценки строгости полученных результатов спора, убеждение же непосредственно приводит диалог к этим результатам. Третьей проблемой прагматики диалога поэтому является разработка комплекса психологических методов формирования позитивных оценок в убеждениях участников спора: противника, слушателей, арбитров. Систему методологических приемов и методических средств формирования убеждений и оценок в процессе интеллектуального взаимодействия можно назвать психологией диалога, которая органично связана с задачами его прагматики.
Методика психологического воздействия на участника диалога разнится в зависимости от формы и стратегии обсуждения. Скажем, в следственной практике допрос потерпевшего, свидетеля и подозреваемого различается по психологическим средствам воздействия на допрашиваемого. Психология диалога с потерпевшим или с лояльным свидетелем связана с установкой на припоминание; со строптивым свидетелем — на убеждение и переубеждение; с подозреваемым — на переубеждение и признание.
В любой сфере интеллектуального общения: в юриспруденции и политике, в науке и образовании, в психологии и журналистике — высоко ценится умение тонкой постановки вопроса или изящного ответа на него. Искусство задавать вопросы и отвечать на них имеет древние традиции, ведущие свое начало еще от диалектики Сократа.
Как-то человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, Сократ ответил: «Делай, что хочешь, — все равно раскаешься». Очевидно, только так и можно было ответить на глупость спрашивающего. В другой раз Аристиппу, ученику Сократа, кто-то предложил задачу и сказал: «Распутай». Аристипп воскликнул:
«Зачем, глупец, хочешь ты распутать узел, который, даже запутанный, доставляет нам столько хлопот?». Как видим, древние умело выходили из затруднений, отвечая на трудный вопрос остроумным.
Проблемы интеллектуальной культуры вопросов и ответов образуют своеобразную область познания, которая называется зротетикой. В ней изучаются структуры вопросов и ответов, классификация их по типам и видам, правила корректной постановки вопросов и ответов на них, а также эротетические методы и средства в диалогической практике. Эротетика диалога часто определяет его эффективность, так как дает возможность уточнить позиции собеседника, тактически грамотно обойти вопросом встречающиеся затруднения, значительно укрепить позицию удачным ответом.
Характерный пример из эротетической практики.
В очереди к мясному павильону прозвучала реплика: «Уволить мэра, сразу бы мясо появилось!». «Извините, — отреагировал собеседник, — а кого еще уволить, чтобы появился и сыр?» В этом саркастическом вопросе было все: и убедительность возражения, и оперативность критики, и изящная яркость контраргумента.
Результаты восприятия и оценки слушателями публичного выступления участника проблематического обсуждения, его реплик и замечаний зависят не только от диалектического и прагматического содержания речи оратора, но и от эстетической формы, в которой протекает процесс аргументации. Культура публичного выступления и ораторское мастерство являются предметом изучения в риторике как особой дисциплине теории диалога. Следует сказать, что риторика еще с античных времен всегда была обязательным предметом обучения во всех учебных заведениях. К сожалению, эта традиция, хотя и не безнадежно, но утрачена в России.
Риторическая форма публичного выступления часто оказывается решающим фактором оценки результатов проблематического диалога. Косноязычие или излишнее наукообразие формулировок, догматизм стереотипов мышления или поверхностность суждений являются обычной причиной потери оратором симпатии аудитории, и даже иногда его откровенного поражения в споре, сопровождающегося свистом, смехом, захлопыванием. С другой стороны, выдержанная эстетическая форма диалектической и прагматической аргументации, демонстрация гибкости и аналитичности мышления, умение заставить собеседника и слушателей следовать собственной логике рассуждения, своевременно использовать изящную остроту, шутку вызывают положительную ответную реакцию у аудитории, ее готовность в доброжелательном ключе перейти от риторической оценки выступающего к общему положительному мнению о его позиции в диалоге.
Наконец, риторическая культура публичного выступления оратора и, как следствие, эффективность результата зависят от умения контролировать композиционную целостность и структурированность устного текста речи, последовательно и поэтапно вводить в процесс осуждения необходимую и достаточную аргументацию, учитывая разнообразие форм выступления: обоснование собственной позиции, критика, реплика, замечание, вопрос или ответ на него.
Скажем, диалогическая практика показывает, что выступление перед аудиторией либо удается в первые пять минут, либо проваливается. Поэтому цель начального этапа речи — предельно прояснить смысл
собственной позиции и поддерживающую ее исходную аргументацию, показать ее актуальность, вызвать интерес у слушателя.
Сократ говорил: «Хорошее начало не мелочь, хоть
В конце речи не надо навязывать аудитории го
товые выводы, предоставив ей возможность самой
прийти к ним.
Заключая разговор о проблемах теории публичного диалога — диалогике, следует отдельно остановиться на вопросах морального кодекса интеллектуального общения, то есть на этической проблематике диалогической практики. В этике диалога не создаются какие-либо особые нравственные нормы и оценки, отличные от общечеловеческих моральных ценностей. В ней исследуются вопросы применения общих норм нравственности в специфических условиях интеллектуального общения и взаимодействия.
Диалогическая практика в различных сферах ее проявления — в политике, юриспруденции или деловом общении — обычно имеет конфликтный, состязательный характер столкновения противоположных интересов, стремлений и форм поведения людей. Эта «спортивная» сторона практического диалога и является причиной, обусловливающей возникновение этической проблематики в диалогике и настоятельную потребность специального изучения механизмов регулирования и контроля моральных норм поведения полемиста в процессе обсуждения спорных вопросов.
Центральной проблемой этики диалога является проблема моральной ответственности участника обсуждения за результаты своего вклада в спор. Отсю-
да идет четкое разграничение двух планов моральной ответственности полемиста-профессионала: его профессиональная этика и гражданская позиция, нравственные обязательства перед обществом в целом. Другая важная проблема этики диалога — адекватное соотнесение стратегической цели обсуждения с нравственными средствами ее достижения, установление релевантности, целесообразности и нравственности в ведении диалога. Категорический отказ от возможности манипулирования честью и достоинством собеседника или аудитории для достижения профессиональных и конъюнктурных целей или «высших интересов» должен выступать в качестве нравственного кредо профессионала в области социально-политического и правового общения. Наконец, комплекс моральных обязательств пронизывает все аспекты диалогической теории. Потому вполне естественным является обсуждение этических проблем, возникающих в диалектике, прагматике диалога, эро-тетике или риторике.
Абсолютной этической парадигмой диалогики, фундаментальным нравственным принципом, лежащим в ее основаниях, является требование безусловной объективности диалогического анализа. Отступление от парадигмы объективности влечет разрушение спора.
Мотивы возникновения диалога в социокультур-ной, политической, юридической практике могут быть самыми различными, но имеется и общая для каждого из них мотивировка — наличие проблемной ситуация в той или иной ее диалектической форме. Проблемная ситуация как мотив диалога может проявиться в энтропии, неупорядоченности, незнании информации. В таком случае возникает необходимость
в консультации, беседе, учебном занятии, где проблемная ситуация могла бы быть преодолена. В режиме такой мотивации, например, проводится юрисконсуль-тация, допрос эксперта, свидетелей. Другим диалектическим мотивом возникновения диалога является различие в используемой терминологии. В таких случаях говорят, что идет терминологический спор. Терминологические соглашения в диалоге важны. Часто, когда в дискуссии принимают участие представители различных сфер знания, возникает эффект недопонимания друг друга именно потому, что участники диалога разговаривают на «разных языках». Ведь каждой области познания свойственны собственный, специфический язык и специальная терминология.
Мотивом возникновения диалога, спора может быть различие в трактовке понятий, оказывающихся центром интересов в политической, экономической или правовой жизни общества. Так, весьма активно в политологии дискутируется понятие «политическая реформа», в экономике — «социально ориентированная рыночная экономика», в правоведении — «правовое государство». Сходным, но более фундаментальным мотивом возникновения диалога является требование изменения в науке или социальной практике устаревшего категориального аппарата, всей системы понятий, характеризующей данную научную теорию, гуманитарную концепцию в целом. Изменение категориального аппарата науки или гуманитарной концепции в целом иногда сопровождается мотивацией необходимости изменить устаревшие ценности, идеалы, мировоззрение. Именно такие мотивы характерны для появления в современных условиях острых обсуждений проблем гуманитарного знания: философии, политологии, социологии, правоведения.
ГЛАВА 2
Понятие