Задачи дисциплины
Настоящая дисциплина посвящена изучению теоретических основ товароведения и экспертизы, формированию у студентов теоретических знаний и практических навыков по основным вопросам организации и планирования коммерческой деятельности, приобретению навыков оценки качества на всех этапах товародвижения. В ней рассматриваются основополагающие вопросы товароведения и экспертизы: товар как объект коммерческой деятельности, а экспертиза товаров как профессиональная исследовательская деятельность; условия формирования и сохранения количества и качества товаров в сфере производства и обращения.
В задачи дисциплины входят:
– изучение основных категорий товароведения и экспертизы товаров;
– усвоение научных знаний и приобретение практических навыков в области систематизации и кодирования товаров;
– изучение потребительских свойств товаров и приобретение навыков построения и анализа номенклатуры потребительских свойств;
– анализ факторов, влияющих на формирование и сохранение качества товаров;
– овладение методами экспертизыи контроля качества товаров;
– освоение методов оценки уровня качества и конкурентоспособности товаров;
– ознакомление с основными видами товарных экспертиз, объектами, субъектами и средствами экспертизы товаров;
– освоение приемов и приобретение навыков идентификации товаров.
– изучение правил, порядка производства и оформления результатов экспертизы товаров в экспертных организациях;
– приобретение опыта оформления результатов экспертизы товаров.
Дисциплина входит в перечень дисциплин базовой части профессионального цикла. Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплинами гуманитарного и социально-экономического цикла – экономикой, правовым регулированием коммерческой деятельности, с дисциплинами математического и естественнонаучного цикла – химией, физикой, физико-химическими методами исследования, а также дисциплинами профессионального цикла – стандартизацией, подтверждением соответствия и метрологией, безопасностью жизнедеятельности.
Для освоения дисциплины необходимы знания правовых документов, регулирующих коммерческую деятельность, научно-методических основ стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия, основных экономических категорий, научных основ физических, химических, физико-химических и биологических методов экспертизы.
Данная дисциплина необходима для успешного освоения дисциплин естественнонаучного цикла – сенсорного анализа продовольственных товаров, а также для освоения большого числа дисциплин профессионального цикла – товароведения однородных групп продовольственных (непродовольственных) товаров, безопасности товаров, таможенной экспертизы, товарного менеджмента, товароведения и экспертизы различных групп продовольственных и непродовольственных товаров и других.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК)компетенции:
Код компе-тенции | Содержание компетенции (или ее части) | Структурные элементы компетенции | Формы контроля |
ПК-1 | осознает социальную значимость своей будущей профессии, стремится к саморазвитию и повышению квалификации; | Знать: профессиональные функции в соответствии с направлением и профилем подготовки | Собеседование, зачет, экзамен, курсовая работа |
Уметь: формулировать задачи и цели современного товароведения, критически оценивать уровень своей квалификации и необходимость ее повышения | Собеседование, зачет, экзамен, курсовая работа | ||
Владеть: навыками саморазвития и методами повышения квалификации | собеседование | ||
ПК-3 | умеет использовать нормативные и правовые документы в своей профессиональной деятельности; | Знать: основные нормативные и правовые документы в соответствии с направлением и профилем подготовки | Собеседование, зачет, экзамен, курсовая работа |
Уметь: работать с нормативными и правовыми документами в соответствии с направлением и профилем подготовки | ситуационные задания, зачет, экзамен | ||
Владеть: методологией поиска и использования действующих технических регламентов, стандартов, сводов правил | Собеседование, экзамен, курсовая работа | ||
ПК-8 | умеет анализировать рекламации и претензии к качеству товаров, готовить заключения по результатам их рассмотрения; | Знать: требования нормативной документации к маркировке упаковке, показателям качества, условиям и срокам хранения, годности и реализации и правила рассмотрения рекламаций | Собеседование, зачет, экзамен, курсовая работа |
Уметь: анализировать рекламации и претензии к товарам, готовить заключения по результатам их рассмотрения | Собеседование, зачет, экзамен, курсовая работа | ||
Владеть: навыками работы с рекламациями и претензиями | собеседование | ||
ПК-13 | знает ассортимент и потребительские свойства товаров, факторы, формирующие и сохраняющие их качество; | Знать: ассортимент и потребительские свойства товаров, факторы, формирующие и сохраняющие их качество | программы компьютерного тестирования, зачет, экзамен, курсовая работа |
Уметь: определять показатели ассортимента и качества товаров | ситуационные задания, зачет, экзамен | ||
Владеть: методами классификации и кодирования товаров, методами и средствами определения показателей ассортимента и качества товаров и способами сохранения качества товаров | ситуационные задания, курсовая работа | ||
ПК-14 | знает методы идентификации, оценки качества и безопасности товаров и использует их для диагностики дефектов, выявления опасной, некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции; | Знать: методы идентификации, оценки качества и безопасности товаров. | Собеседование, курсовая работа |
Уметь: использовать методы идентификации, оценки качества и безопасности товаров для диагностики дефектов, выявления опасной, некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции | курсовые работы | ||
Владеть: методами и средствами идентификации и оценки качества и безопасности товаров | собеседование | ||
ПК-18 | умеет проводить приемку товаров по количеству, качеству и комплектности; | Знать:нормативную и техническую документацию по приёмке товаров | собеседование |
Уметь:проводить приемку товаров по количеству, качеству и комплектности | ситуационные задания | ||
Владеть:правилами приемки товаров по количеству, качеству и комплектности | курсовые работы | ||
ПК-19 | готов осуществлять контроль за соблюдением правил и сроков хранения, транспортирования и реализации товаров | Знать: требования нормативной документации к условиям хранения, транспортирования и реализации товаров | курсовые работы |
Уметь: контролировать условия транспортирования и реализации товаров | зачет, экзамен, курсовая работа | ||
Владеть: правилами товарного соседства | собеседование |
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
Трудоемкость 1 зачетной единицы составляет 36 часов.
Вид учебной деятельности | Количество часов по заочной форме обучения | |
5 лет | 4 года | |
Лекции | ||
Практические (семинарские) занятия | ||
Лабораторные занятия | - | - |
Самостоятельная работа | ||
Курсовая работа | + | + |
Контрольная работа | - | - |
Зачет | +4 | - |
Экзамен | +9 | +9 |
Общая трудоемкость дисциплины в часах | ||
в зачетных единицах |
Содержание разделов и тем дисциплины