Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным, прилагательным или их сочетанием.
Возникновение понятия – не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший процесс. Он предполагает активность субъекта, включает в себя множество логических приёмов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование обобщение. Все эти логические приёмы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму – понятия.
Знание процесса образования понятия даёт возможность раскрыть его действительную природу. Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. Под предметом здесь и далее будем подразумевать не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем – словом, всё то, на что может быть направлена человеческая мысль, любой объект мысли. В этом состоит универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить всё качественное многообразие и единство мира.
Понятие характеризуется относительной самостоятельностью своего существования. Предмет может исчезнуть, а понятие сохраняется, передаваясь от поколения к поколению. С изменением действительности возникают новые понятия.
Понятия выполняют две основные функции – познавательную и коммуникативную. Познавательная функция осуществляется на основе такой операции как применение понятия (или подведение предмета под понятие). Коммуникативная функция тесно связана с познавательной. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений.
В понятии различаются содержание и объём. Содержание – это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Объём понятия –это охватываемые им предметы мысли.
Виды понятий
Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями, прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим можно выделить следующие наиболее значимые группы.
1. Конкретные и абстрактные понятия.
Конкретные – понятия, в которых находят своё отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования (например, «налог», «велосипед», «музыка»).
Абстрактные – это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно без этих предметов (например, «белизна», «профессионализм», «бескорыстие»).
Необходимо учитывать известную относительность разграничения конкретных и абстрактных понятий. Так, если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число (например, «сладость» и «восточные сладости»).
2. Положительные и отрицательные понятия.
Положительные – это те понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т.д. (например, «живой», «металл», «порядок»).
Отрицательные – это понятия, которые характеризуются отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т. д. (например, «неживой», «неметалл», «беспорядок»). Важно учитывать, что характеристика понятия в качестве положительного или отрицательного имеет сугубо логическое значение и не имеет ничего общего с соответствующей фактической оценкой самих предметов мысли, отражаемых ею. Например, «невиновность» – отрицательное понятие, хотя само явление положительное. «Виновность», наоборот, положительное понятие, а как явление – отрицательное.
3. Соотносительные и безотносительные понятия.
В соотносительных понятиях один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен, например, «родители» и «дети».
В безотносительных понятиях мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, например, «природа», «животное», «человек».
4. Собирательные и несобирательные понятия.
Понятие называется собирательным, если им охватывается совокупность предметов, мыслимая как единое целое. Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что слово, обозначающее данное понятие не может быть отнесено к каждому объекту, входящему в класс. Например, «лес» – собирательное понятие, так как им охватывается совокупность растений, мыслимая как единое целое. Кроме того, понятие лес нельзя отнести к каждому предмету данного класса: отдельное дерево, растущее в лесу – это ещё не лес.
Несобирательные понятия относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «учитель» – это и вся совокупность учителей в целом, и учитель математики, учитель физики, и учитель химии, и пр., и данный конкретный учитель в отдельности. Следует отметить, что одно и то же понятие может употребляться как в собирательном, так и в разделительном смысле.
Различия между предметами мысли находят своё отражение также в различиях между понятиями по их объёму. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия предметов, то виды понятий по их объёму – количественные различия. В соответствии с этим выделяются следующие виды понятий.
1. Пустые понятия (с нулевым объёмом) – понятия, которыми обозначены не существующие реально объекты. Например, «русалка», «вечный двигатель», «абсолютно чёрное тело».
2. Непустые понятия имеют объём, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет: «столица России», «космический корабль», «человек».
3. Непустые понятия, имеющие единичный объём (объём понятия составляет лишь один предмет) называют единичными. Например, «Россия», «первый космонавт в мире», «человечество».
4. Если в объёме понятия заключается группа предметов (два и более) и понятие употреблено в разделительном смысле, то такое понятие называется общим. Например, «космонавт», «машина», «композитор».
5. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нём элементов поддаётся учёту, регистрируется (по крайней мере, в принципе). Например, «участник обороны Заполярья», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объём. Общие понятия, относящиеся к неопределённому числу элементов, называются нерегистрирующими. Например, «студент», «животное», «ракета».
Определить, к какому виду относится то или иное понятие, – значит дать его логическую характеристику, которая помогает уточнить его содержание и объём, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
Отношения между понятиями
Отношения между самими предметами находят своё отражение в отношениях между понятиями. Всё многообразие этих отношений можно классифицировать также на основе важнейших логических характеристик понятия: его содержания и объёма.
По содержанию между понятиями могут быть два основных вида отношений – сравнимость и несравнимость.
1. Сравнимые – это понятия, имеющие в своём содержании общие существенные признаки (некоторые признаки, позволяющие сравнивать понятия друг с другом). Например, «опера» и «балет».
2. Несравнимые – понятия, не имеющие сколько-нибудь существенных в том или ином отношении общих признаков. Например, «квадрат» и «музыка».
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.
По объёму сравнимые понятия могут быть совместимыми и несовместимыми. Совместимыми являются понятия, имеющие в объёмах хотя бы один общий объект. Несовместимые понятия не имеют в объёмах ни одного общего элемента. Различают по три типа совместимых и несовместимых понятий. Изображать отношения между понятиями по объёму принято в круговых схемах Эйлера (кругом обозначается объём данного понятия, за пределами круга нет ни одного объекта из объёма данного понятия).
1. Рассмотрим отношения между совместимыми понятиями.
a. Равнозначность – объёмы понятий полностью совпадают. Например, «Москва» и «столица России».
А, В
b. Подчинение – объём одного понятия полностью содержится в объёме другого понятия. Например, «человек» и «студент».
А
В
c. Перекрещивание – объёмы понятий совпадают лишь частично (в объёмах понятий есть общая часть и различные). Например, «студент», «музыкант».
А В
2. Рассмотрим несовместимые понятия.
a. Соподчинение – понятия не имеют в объёмах ничего общего, но по отдельности подчинены одному и тому же понятию. Например, «спортивная игра», «футбол», «баскетбол».
А
В С
b. Противоречие – в этом отношении находятся положительное и соответствующее отрицательное понятия. Например, «умный человек» и «неумный человек».
А
не – А
c. Противоположность – в этом отношении находятся понятия с противоположными признаками. Например, «храбрость» и «трусость».
А В