Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным, прилагательным или их сочетанием.

Возникновение понятия – не простой зеркальный акт отражения предметов действительности, а сложнейший процесс. Он предполагает активность субъекта, включает в себя множество логических приёмов. Важнейшими из них выступают анализ и синтез, сравнение, абстрагирование обобщение. Все эти логические приёмы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. Его конечным итогом оказывается мысль, имеющая безгранично разнообразное содержание, но принимающая неизменно одну и ту же форму – понятия.

Знание процесса образования понятия даёт возможность раскрыть его действительную природу. Понятие – это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятые в их единстве. Под предметом здесь и далее будем подразумевать не только конкретные вещи, явления, процессы, но и их свойства, а также связи и отношения; предметы материальные и духовные, действительные и мнимые, уже существующие и возможные в будущем – словом, всё то, на что может быть направлена человеческая мысль, любой объект мысли. В этом состоит универсальность понятия как формы мышления, его способность отразить всё качественное многообразие и единство мира.

Понятие характеризуется относительной самостоятельностью своего существования. Предмет может исчезнуть, а понятие сохраняется, передаваясь от поколения к поколению. С изменением действительности возникают новые понятия.

Понятия выполняют две основные функции – познавательную и коммуникативную. Познавательная функция осуществляется на основе такой операции как применение понятия (или подведение предмета под понятие). Коммуникативная функция тесно связана с познавательной. Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности, а также передают их последующим поколениям. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколений.

В понятии различаются содержание и объём. Содержание – это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Объём понятия –это охватываемые им предметы мысли.

Виды понятий

Объективные различия между предметами мысли отражаются в различиях между понятиями, прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим можно выделить следующие наиболее значимые группы.

1. Конкретные и абстрактные понятия.

Конкретные – понятия, в которых находят своё отражение сами предметы и явления, обладающие относительной самостоятельностью существования (например, «налог», «велосипед», «музыка»).

Абстрактные – это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно без этих предметов (например, «белизна», «профессионализм», «бескорыстие»).

Необходимо учитывать известную относительность разграничения конкретных и абстрактных понятий. Так, если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число (например, «сладость» и «восточные сладости»).

2. Положительные и отрицательные понятия.

Положительные – это те понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т.д. (например, «живой», «металл», «порядок»).

Отрицательные – это понятия, которые характеризуются отсутствием у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т. д. (например, «неживой», «неметалл», «беспорядок»). Важно учитывать, что характеристика понятия в качестве положительного или отрицательного имеет сугубо логическое значение и не имеет ничего общего с соответствующей фактической оценкой самих предметов мысли, отражаемых ею. Например, «невиновность» – отрицательное понятие, хотя само явление положительное. «Виновность», наоборот, положительное понятие, а как явление – отрицательное.

3. Соотносительные и безотносительные понятия.

В соотносительных понятиях один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен, например, «родители» и «дети».

В безотносительных понятиях мыслится предмет, существующий до известной степени самостоятельно, например, «природа», «животное», «человек».

4. Собирательные и несобирательные понятия.

Понятие называется собирательным, если им охватывается совокупность предметов, мыслимая как единое целое. Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что слово, обозначающее данное понятие не может быть отнесено к каждому объекту, входящему в класс. Например, «лес» – собирательное понятие, так как им охватывается совокупность растений, мыслимая как единое целое. Кроме того, понятие лес нельзя отнести к каждому предмету данного класса: отдельное дерево, растущее в лесу – это ещё не лес.

Несобирательные понятия относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «учитель» – это и вся совокупность учителей в целом, и учитель математики, учитель физики, и учитель химии, и пр., и данный конкретный учитель в отдельности. Следует отметить, что одно и то же понятие может употребляться как в собирательном, так и в разделительном смысле.

Различия между предметами мысли находят своё отражение также в различиях между понятиями по их объёму. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия предметов, то виды понятий по их объёму – количественные различия. В соответствии с этим выделяются следующие виды понятий.

1. Пустые понятия (с нулевым объёмом) – понятия, которыми обозначены не существующие реально объекты. Например, «русалка», «вечный двигатель», «абсолютно чёрное тело».

2. Непустые понятия имеют объём, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет: «столица России», «космический корабль», «человек».

3. Непустые понятия, имеющие единичный объём (объём понятия составляет лишь один предмет) называют единичными. Например, «Россия», «первый космонавт в мире», «человечество».

4. Если в объёме понятия заключается группа предметов (два и более) и понятие употреблено в разделительном смысле, то такое понятие называется общим. Например, «космонавт», «машина», «композитор».

5. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нём элементов поддаётся учёту, регистрируется (по крайней мере, в принципе). Например, «участник обороны Заполярья», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объём. Общие понятия, относящиеся к неопределённому числу элементов, называются нерегистрирующими. Например, «студент», «животное», «ракета».

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, – значит дать его логическую характеристику, которая помогает уточнить его содержание и объём, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Отношения между понятиями

Отношения между самими предметами находят своё отражение в отношениях между понятиями. Всё многообразие этих отношений можно классифицировать также на основе важнейших логических характеристик понятия: его содержания и объёма.

По содержанию между понятиями могут быть два основных вида отношений – сравнимость и несравнимость.

1. Сравнимые – это понятия, имеющие в своём содержании общие существенные признаки (некоторые признаки, позволяющие сравнивать понятия друг с другом). Например, «опера» и «балет».

2. Несравнимые – понятия, не имеющие сколько-нибудь существенных в том или ином отношении общих признаков. Например, «квадрат» и «музыка».

В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.

По объёму сравнимые понятия могут быть совместимыми и несовместимыми. Совместимыми являются понятия, имеющие в объёмах хотя бы один общий объект. Несовместимые понятия не имеют в объёмах ни одного общего элемента. Различают по три типа совместимых и несовместимых понятий. Изображать отношения между понятиями по объёму принято в круговых схемах Эйлера (кругом обозначается объём данного понятия, за пределами круга нет ни одного объекта из объёма данного понятия).

1. Рассмотрим отношения между совместимыми понятиями.

a. Равнозначность – объёмы понятий полностью совпадают. Например, «Москва» и «столица России».

 
  Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru

А, В

b. Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru Подчинение – объём одного понятия полностью содержится в объёме другого понятия. Например, «человек» и «студент».

А

Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru

В

c. Перекрещивание – объёмы понятий совпадают лишь частично (в объёмах понятий есть общая часть и различные). Например, «студент», «музыкант».

Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru

А В

2. Рассмотрим несовместимые понятия.

a. Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru Соподчинение – понятия не имеют в объёмах ничего общего, но по отдельности подчинены одному и тому же понятию. Например, «спортивная игра», «футбол», «баскетбол».

Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru А

В С

b. Противоречие – в этом отношении находятся положительное и соответствующее отрицательное понятия. Например, «умный человек» и «неумный человек».

Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru

А

не – А

c. Противоположность – в этом отношении находятся понятия с противоположными признаками. Например, «храбрость» и «трусость».

 
  Понятие как форма мышления. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные (общие) признаки одного класса однородных предметов; выражается существительным - student2.ru

А В

Наши рекомендации