Эмбриональный онтогенез человека. В эмбриональном развитии человека выделяют следующие периоды:
В эмбриональном развитии человека выделяют следующие периоды:
1) начальный — I неделя после оплодотворения;
2) зародышевый (зародыш называется эмбрионом) — 2-8 недели после оплодотворения;
3) плодный = фетальный (зародыш называется плодом) - с 9 недели до конца эмбрионального периода.
Процесс внутриутробного развития зародыша человека продолжается в среднем 280 суток. В процессе эмбрионального развития человека сохраняются общие закономерности развития и стадии, характерные для позвоночных животных, но есть и некоторые особенности.
После слияния ядра яйцеклетки и сперматозоида начинается первое деление дробления. Происходит полное неравномерное дробление, образовавшийся зародыш напоминает тутовую ягоду (морула). Дробление продолжается. Образовавшиеся бластомеры располагаются по периферии, образуя стенку вокруг бластоцеля, наполненного жидкостью. Наружный слой бластомеров, называемый трофобластом, в одном участке дифференцируется, образуя внутреннюю клеточную массу (эмбриобласт), из которой разовьётся зародыш. Гаструляция осуществляется в ходе имплантации путем деляминации. Наружные клетки бластоцисты растут, развиваются, образуя наружную оболочку - хорион. Хорион играет важную роль в питании зародыша и удалении ненужных продуктов обмена. Во внутренней клеточной массе появляются 2 полости. Клетки, выстилающие эти полости, дают начало двум оболочкам – амниону (защитная функция) и желточному мешку (функции питания, дыхания, кроветворения; в дальнейшем он не развивается и редуцируется). Клетки, составляющие внутреннюю клеточную массу и желточный мешок, образуют зародышевый диск. Клетки диска на ранней стадии дифференцируются на экто- и энтодерму, позже образуется мезодерма, а затем формируются ткани и органы.
К 9 неделе развития зародыш приобретает основные морфологические черты, характерные для человека. Длина зародыша достигает 40 мм, а масса – около 5 г. На 12-й неделе беременности у плода сформированы все основные органы, и остальное время занимает рост.
Большое влияние на развитие зародыша оказывает среда, в которой формируется организм. В результате нарушения нормального течения эмбриогенеза могут появиться уродства и врожденные пороки развития. Этот процесс называется тератогенезом, а факторы, вызывающие их, тератогенными. Примерно половина всего числа зародышей не доживает до рождения. У большинства обнаруживаются аномалии на очень ранних стадиях.
Тератогены действуют в течение определенных критических периодов. Разные органы имеют различные критические периоды. Например, сердце человека формируется между 3 и 4 неделями. Мозг и скелет чувствительны к вредным воздействиям постоянно, начиная с 3-ей недели после зачатия до конца беременности.
Существует очень много тератогенов: ионизирующая радиация, действие некоторых лекарственных препаратов, некоторые вирусы также обладают тератогенным эффектом. Например, у женщин, перенесших краснуху в первой трети беременности, в каждом из 6 случаев рождаются дети с катарактой, пороками сердца и глухотой. Тератогенным действием обладают и простейшие из класса споровиков – токсоплазма гонди, которая может вызвать поражения мозга и глаз. При употреблении алкоголя и курении у детей наблюдается отставание в физическом и психическом развитии. Большое влияние на развивающийся эмбрион оказывает состояние здоровья матери. Неполноценное питание матери приводит к развитию пороков ЦНС, искривлению позвоночника, порокам сердца и т.д. Эндокринные заболевания у беременной женщины нередко приводят к самопроизвольным абортам. Давно известна зависимость состояния здоровья детей от возраста родителей. Например, врожденные пороки опорно-двигательной и дыхательной систем чаще наблюдаются у детей юных матерей. У матерей в возрасте старше 35 лет рождается больше детей с множественными пороками, в том числе ЦНС. Установлено, что появление у плода расщелин губ, нёба и др. пороков зависит от возраста отца.
К аномалиям развития у человека можно отнести атавизмы, РИС!!! то есть проявление признаков далеких животных предков (чрезмерное оволосение, сохранение хвоста, добавочные молочные железы и пр.).
В целом все врожденные пороки развития подразделяются на несколько групп: а) аплазии - РИС!!! отсутствие органа или его части; б) гипоплазии — недоразвитие органа (микроцефалия); в) гиперплазии — усиленное развитие органа (например, водянка мозга); г) гетеротопии — развитие органа в необычном месте (например, декстракардия — правостороннее расположение сердца); д) стенозы — сужение полого органа; ж) атрезии — отсутствие канала или отверстия (пищевода, ануса) и др.