Краткая биография Бориса Гребенщикова

Реферат по современной литературе

«Мифологическая образность в стихах Бориса Гребенщикова»

Выполнила : Жаркова Анастасия

Факультет :Гуманитарных наук
Группа: РЛЗ-14

Нижний Новгород, 2015г.

Содержание

· Введение

· Краткая биография Бориса Гребенщикова

· О влиянии на творчество

· Образы птиц в поэзии Бориса Гребенщикова

· Образы животных в поэзии Бориса Гребенщикова

· Заключение

Введение

«Мифологическая образность в стихах Бориса Гребенщикова» данная тема для реферата была выбрана мною совсем не случайно. Я являюсь большой поклонницей русского рока, слушаю очень много песен отечественных рок-исполнителей и в том числе песни легендарной группы «Аквариум», лидером которой является Борис Гребенщиков. Вообще БГ считается одним из «отцов-основателей» рок-музыки в России. Действительно очень сложно переоценить тот вклад, который внес этот человек в развитие рок-сцены в нашей стране.
Стихи Для группы «Аквариум» написаны самим Гребенщиковым, все они довольно колоритные и необычные, как и сам автор. Они наполнены яркими образами, метафорами, в них обыденность переплетается с чем-то сказочным и мифическим. В этом реферате я попробую рассмотреть и разобраться в мифологических образах, которые так искусно преподносит нам в своих стихах Борис Гребенщиков.

Краткая биография Бориса Гребенщикова

Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в городе Ленинград в интеллигентной семье. до восьмого класса Гребенщиков обучался в школе №421 , после чего завершал среднее образование в 239-й школе с математическим уклоном. Окончив школу, Борис поступает в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. В 1972 он организует вместе со школьным другом Анатолием Гуницким музыкальный коллектив, репетиции которого проводятся в актовом зале университета.Дебютный альбом коллектива, получивший название «Искушение святого Аквариума», был выпущен самиздатовским способом в 1973 году. Музыкальные критики называют альбом чуть ли не первым экспериментом по созданию концептуальной музыки в СССР. С первой же пластинкой «Аквариум» заявил о себе как об органичной части мировой рок-культуры, не отступая при этом от русской песенной и текстовой традиции. В 1977 Гребенщиков окончил факультет прикладной математики — процессов управления Ленинградского государственного университета им. Жданова и стал работать в НИИ социологии, продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. В том же 1977 году основал самиздатский журнал «Рокси». Концертная деятельность «Аквариума» в семидесятых – начале восьмидесятых годов ограничивалась «квартирниками».Основой репертуара большинства квартирных концертов того времени составляли песни альбома «Акустика», успевшего разойтись в самиздате по всему Союзу. Группа была запрещена официально, и единственным способом донести до слушателя творчество оставались «квартирники».В ноябре 1980 года группа впервые заявляет о себе официально выступлением на Всесоюзном фестивале рок-групп «Весенние ритмы» в Тбилиси. Смелое выступление коллектива повлекло за собой не только всенародное признание, но и проблемы с властями. В середине 80-х годов в Ленинграде формируется рок-клуб, в деятельности которого активное участие принимает и «Аквариум». Группа выходит из подполья и активно гастролирует, собирая полные залы и стадионы. Один за одним выходят в свет лучшие альбомы Гребенщикова - «Дети Декабря», «Десять стрел», «Равноденствие». Кинематограф также не обходит вниманием группу – песни Гребенщикова звучат в фильмах «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Митьки в Европе», «Город». Гребенщиков снимается в картине «Два капитана–2». В 1999 году группа выпускает альбом «?», а в 2002 - «Сестра Хаос». Обе пластинки получаются жесткими и разноплановыми, непохожими на привычный стиль «Аквариума». Гребенщиков не стесняется называть в песнях вещи своими именами, и это приводит к новому витку популярности группы. Чуть ранее Гребенщиков становится первым и пока единственным рок-музыкантом, получившим государственную премию в области литературы и искусства «Триумф». В 2003 году Борис Борисович награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 18 марта 2013 года появились сообщения о прекращении существования группы, однако вскоре эти заявления были опровергнуты. В 2014 выходит новый сольный альбом «Соль», также БГ написал несколько прозаических произведений: повесть «Лес» («Роман, который так и не окончен») и рассказ «Иван и Данило».

О влиянии на творчество


Что же влияет на творчество Бориса Гребенщикова, на его поэзию?
Сам Борис Борисович не скрывает, что на творчество группы «Аквариум» во многом повлияли зарубежные исполнители такие, как Марк Болан, Боб Дилан, Игги Поп, Боб Марли, Джим Моррисон. Но кроме того в поэзии просматривается влияние некой литературы, возможно, сказочного и фантазийного характера. Борис Гребенщиков в своих интервью говорил о своих любимых книгах, среди коих оказались известные фэнтази-романы «Властелин Колец» ,«Хоббит, или туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкина и «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин.
Несомненно мы видим их влияние на поэзию БГ,в частности в песне "Кад Годдо",где автор процитировал Ле Гуин:

Только во тьме - свет;

Только в молчании - слово.

Смотри, как сверкают крылья

Ястреба в ясном небе...

Также и следы влияния Толкина встречаются у Гребенщикова довольно часто. Достаточно показателен в этом смысле тот факт, что на обложке альбома "Треугольник", записанного в 1981 году, название группы "Аквариум" написано с использованием тенгвар и кертар, двух алфавитов толкиновского изобретения. Еще более показательно наличие в песне "Партизаны полной луны" текста на эльфийском языке.
Не стоит отрицать и влияние религии на творчество Бориса Гребенщикова, ведь мы видим некоторые религиозные образы в его поэзии. Например образы Орла,Тельца и Льва в одноименной песне, они заимствованы из ветхозаветной Книги пророка Иезекииля.
Тем не менее поэт не признает себя приверженцем какой-либо конкретной религии .В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным неоиндуистским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама (в переводе с санскрита означает «великолепный человек»).Также Гребенщиков иногда посещает православные храмы и участвует в православных богослужениях.
Даже в религии Борис Гребенщиков остался разносторонним человеком и не выбрал для себя что-то одно.Что уж говорить о его песнях. В них переплетено несчитанное множество совершенно разных мотивов, образов и использовано огромное количество необыкновенных метафор и аллегорий, которые действительно достойны того, чтобы их изучали и в них разбирались.
Но точно можно сказать то, что все образы, появляющиеся в стихах БГ, взяты не просто из каких-либо книг, фантастических или религиозных, все они имеют древнее мифологическое происхождение, и в каждом из них присутствует большой скрытый смысл, в котором мы и попробуем разобраться.

Наши рекомендации