Образы животных в поэзии Бориса Гребенщикова

Образы животных в рок-поэзии Б.Гребенщикова, как и в мифологических традициях разных народов, представлена и реально существующими видами животных (волк, змея, лев, конь, олень, пес), и фантастическими животными (дракон, единорог, змей). Чаще всего в образах животных актуализированы значения, восходящие к славянской мифологии и фольклору, а также к индоевропейской мифологии. Вторыми по частотности являются те значения, которые восходят к мифологическим традициям народов Северной Америки, средневековой Западной Европы, а также к скандинавской и китайской мифологическим традициям. В большинстве случаев значение переосмыслено, и его авторская интерпретация играет важную роль в понимании образа того или иного животного. В ряде случаев значение заимствовано непосредственно из мифологии без существенных изменений. Встречаются также значения, которые восходят к мифологическим традициям опосредованно через литературные источники.

ВОЛК. в образе волка актуализированы следующие архетипические значения:

1) белый волк – над всеми волками князь; лесной царь принимает вид белого волка (восточнославянская мифология);

Актуализировано в песне «Десять стрел»:

«Белый волк ведет его сквозь лес,

Белый гриф следит за ним с небес.»

Возможно, что здесь белый волк выполняет также функцию спутника и спасителя героя, так называемого мудрого волка, чей образ характерен для русской волшебной сказки.

2) оборотень; человек, превратившийся в волка, выполняет одновременно роль убийцы, хищника, преследователя и жертвы, преступника-изгоя, преследуемого (мифология народов Северной Америки и Северной Азии, греческая, славянская, германская, хеттская, иранская мифология);

Актуализировано в песне «Бабушки»:

«Я шел в красной шапке,

Я шел петь песни.

Шел петь песни,

И что-то делать после.

Я подходил к дому,

Увидев волчий след,

И я решил, что, наверное, у нас гости.

Много бабушек, и на каждой галстук.

Ах, бабушки, зачем вам такие уши?

Ах, бабушки, зачем вам такие зубы?

Спасибо, бабушки, за то, что вы пришли слушать.»

и в песне «Кусок жизни»:

«Десять степных волков –

И каждый пьян, как свинья.

Я был бы одним из них,

Но у меня семья.

И каждый глядит за дверь,

И каждый лелеет стон;

Дайте мне мой кусок жизни,

Пока я не вышел вон.»

В этих двух песнях архетипическое значение оборотня восходит к разным литературным источникам. В «Бабушках» образ волка принимает значение волка-оборотня, хищника и убийцы, соотносимое с образом волка из «Красной шапочки» Шарля Перро. В песне «Кусок жизни» образ волка соотносится с образом этого животного из романа Германа Гессе «Степной волк». Образ степного волка характерен и для мифологии народов Северной Америки, где волк является оборотнем-отшельником.

3) мифологический код волк – ворон (славянская и скандинавская мифологии, мифология народов Северной Америки);

актуализировано в песне «Волки и вороны»

Образ волка восходит здесь к славянской мифопоэтической традиции, где мудрые животные волк и ворон часто выполняют функцию спутника и спасителя героя.

4)волчья звезда – планета Венера или Вечерница, т.е. вечерняя заря (славянская мифология);

актуализировано в песне «День Радости» :

«И теперь, когда нечего ждать,

Кроме волчьей зари;

Стеклянная стена,

И пламя бесконечной зимы –

Это ж, Господи, зрячему видно,

А для нас повтори:

Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы.»

5) представитель нижнего мира, царства мертвых (мифология североамериканских индейцев алгонкинов);

возможно, актуализировано в песне «Сергей Ильич» :

«Сергей Ильич – работник сна,

Одетый в шелк шелестящий волк.»

Такое предположение можно сделать, если учитывать, что для мифологии характерно близость понятий «сон» и «смерть».

6) прожорливое и кровожадное животное (русский фольклор);

актуализировано в песне «Поколение дворников»:

И наши отцы никогда не солгут нам –

Они не умеют лгать,

Как волк не умеет есть мясо,

Как птицы не умеют летать;

7) волк - животное, которому покровительствует святой Георгий (славянская мифология).

актуализировано в песне «Юрьев день»:

«От угнанных в рабство я узнал про твой свет.

От синеглазых волков про все твои чудеса.»

Святой Георгий (Юрий, Егорий) в славянском фольклоре умеет говорить с животными человеческим языком. У Б.Г. синеглазый волк также наделен способностью говорить. Эпитет «синеглазый», не типичный для образа волка, также связан с мифологией славян. «Синеглазый» - это традиционная портретная характеристика славян. Святой Георгий является покровителем княжеской дружины, а в русских легендах князья обладают способностью превращаться в волков .

ДРАКОН. В рок-поэзии Б.Г. образ дракона имеет значения, в основном восходящие к китайской мифологии; средневековая западноевропейская традиция не получила столь широкой актуализации:

1) голубой дракон – представитель всех животных, покрытых чешуей; воплощение принципа добра (китайская мифология);

актуализировано в песне «Иван Бодхидхарма»:

«И белый тигр молчит,

И синий дракон поет»

2)золотой дракон – символ императорской власти (китайская мифология);

актуализировано в песне «Пески Петербурга»:

«Ты – животное лучше любых других,

Я лишь дождь на твоем пути,

Золотые драконы в лесах твоих,

От которых мне не уйти.»

3) белый дракон – лунный (китайская мифология);

актуализировано в песне «Блюз НТР»:

«Но белый дракон сказал мне,

В дверь подсознанья войдя,

Что граф Диффузор забил в стену гвоздь,

А я – лишь отзвук гвоздя...»

Здесь белый (лунный) дракон, возможно, связан с фантазиями и воображением, которые соответствуют образу Луны. Так же возможно, что здесь актуализировано четвертое из перечисленных выше значений.

4) символ глубины подсознательного и неожиданных глубинных энергий, внезапно возникающих на поверхности (средневековая западноевропейская традиция).

актуализировано и в песне «Дело мастера Бо»:

«Дракон приземлился на поле –

Поздно считать, что ты спишь,

Хотя сон был свойственным этому веку.»

Вместе с тем, в этом фрагменте содержится прямая цитата из гексаграммы № 1 Цянь системы «И цзин»: «Появившийся Дракон находится в поле». Этому символу соответствует поведенческий аналог Человека: «Благоприятно свидание с Великим Человеком». И этот смысл, разумеется, является основным в песне «Дело мастера Бо».

ЕДИНОРОГ. В рок-поэзии Б.Г. образ единорога восходит к средневековым западноевропейским легендам и русскому фольклору и имеет следующие архетипические значения:

1) чудесное животное; страшное и непобедимое, которое может поймать только целомудренная дева (средневековые западноевропейские легенды);

2) владыка всех животных (русский фольклор).

Оба эти значения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в песне «Охота на единорогов»:

«Выстрел. Я проснулся в начале шестого;

Я наблюдал охоту на единорогов.

Но я оставался при этом спокойным,

Я много читал о повадках этих животных.

Никто не сможет поставить их в упряжь,

Никто не сможет смирить их пулей,

Их копыта не оставляют следа,

Они глядят вслед движущейся звезде.

и в песне «Десять стрел»:

«С ним придет единорог,

Он чудесней всех чудес.»

ЗМЕЙ / ЗМЕЯ.В поэзии Б.Г. в образе змея актуализированы следующие архетипические значения:

1) женское производящее начало и домашний очаг (индоевропейская мифология);

актуализировано в песне «Змея»:

«У каждой женщины должна быть змея;

Это больше чем ты, это больше чем я –

У каждой женщины должна быть змея...»

2) мужское оплодотворяющее начало (индоевропейская мифология);

актуализировано в песне «Я – змея»:

«Я змея,

Я сохраняю покой.

Сядь ко мне ближе, ты

Узнаешь, кто я такой.»

Здесь же актуализировано третье значение (животное нижнего мира):

«Я знаю тепло камня,

Я знаю запах и цвет.

Но когда поднимаются птицы,

Я подолгу гляжу им вслед,

Я змея»

Здесь очевидна оппозиция «верх / низ», т.к. птицы, в противоположность змее, традиционно являются животными верхнего мира.

3) животное нижнего мира (индоевропейская мифология);

актуализировано в песне «Сувлехим Такац»:

«Его звали Сувлехим Такац,

И он служил постовой змеей.

Женщины несли свои тела как ножи,

Когда он шел со службы домой.»

Противопоставление змеи и птицы как животных нижнего и верхнего миров сменяется в более поздних мифологических традициях образом крылатого, пернатого змея. Крылатый змей соединяет в себе черты змеи и птицы, т.е. нижнего и верхнего миров. Образ почтового голубя трансформируется у Б.Г. в образ почтовой змеи, т.е. крылатого змея. В мифологиях индейцев Центральной Америки пернатый змей является создателем земли и неба. Змей также осуществляет разъединение и соединение неба и земли. Поэтому и у Б.Г. Сувлехим Такац, скорее всего, выступает как гарант существующего миропорядка и как творческое созидающее начало:

«И как-то ночью он устал глядеть вниз,

И поднял глаза в небосвод;

И он сказал: «Я не знаю, что такое грехи,

Но мне душно здесь - пора вводить парусный флот!»

4) морской змей – хтоническое чудовище, живущее в мировом океане и окружающее или держащее на себе землю (индийская, скандинавская и египетская мифологии);

актуализировано в песне «Из сияющей пустоты» :

«По морю плывет пароход, из трубы березовый дым;

На мостике сам капитан, весь в белом с медной трубой.

А снизу плывет морской змей и тащит его за собой;

Но, если про это не знать, можно долго быть молодым.»

и в песне «Не стой на пути у высоких чувств», где шекспировские герои как бы обретают другие ипостаси, являются обитателями другого мира:

«Джульетта оказалась пиратом,

Ромео был морской змеей.»

5)пернатый змей (Кецалькоатль) – бог-творец мира, человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды (мифологии индейцев Центральной Америки);

актуализировано в песне «Царь сна» :

«Пернатый змей – тень в небе со своим ключом.»

6) чудовищный змей с огненным дыханьем (восточнославянская мифология, средневековые западноевропейские легенды);

актуализировано в песне «Дядюшка Томпсон» :

«В руках у него огнедышащий змей,

А рядом пасутся коровы.»

Здесь содержится мотив победы героя над чудовищем (огнедышащим змеем). Для этого мотива характерным является изображение крылатого героя. Крылья имеет и герой Б.Г.: «У Дядюшки Томпсона два крыла, Но Дядюшка Томпсон не птица». В русской традиции мотив змееборчества связан с именем святого Георгия (Юрия, Егория). В то же время святой Георгий является покровителем скота (У Б.Г.: «А рядом пасутся коровы»).

7) змеям посвящен праздник «Сдвиженья», когда они сползаются под землю в одно место, где проводят зиму (русская народная традиция).

актуализировано в песне «Сергей Ильич»:

«Еще один сентябрь – сезон для змей;»

ЛЕВ. В рок-поэзии Б.Г. в образе льва актуализированы следующие архетипические значения:

1) высшая божественная сила, власть и величие, солнце и огонь, триумф, надменность и т.д. (мифологии народов Африки, Западной, Южной и Восточной Азии);

актуализировано в песне «Молодые львы»:

«…За окном идут молодые львы.

Они не знают, что значит «зима»,

Они танцуют, они свободны от наших потерь!

И им нечего делать с собой сейчас,

Они войдут, когда Екатерина откроет им дверь!

А что нужно молодым львам?

Что нужно молодым львам?

Когда весь мир готовится лечь к их ногам,

И им нечего делать сейчас!»

2) одно из четырех животных (наряду с ангелом, орлом и тельцом), в облике которого Иезекилю явился Бог (Библия. Книга пророка Иезекиля).

актуализировано в песне «Орел, телец и лев» :

«Стук в дверь мою. «Кто?» – спрашиваю. «Тени», –

Они ответствуют. – «Орел, телец и лев».»

Реминисценция из видения Иезекиля здесь очевидна, т.к. присутствуют образы еще двух животных – орла и тельца.

КОНЬ (ЛОШАДЬ). В рок-поэзии Б.Г. в образе коня актуализированы следующие архетипические значения:

1) боги и герои передвигаются на конях по небу, а также из одной стихии в другую (индоевропейская мифология);

актуализировано в песне «Трачу свое время»:

«Твой ангел седлает слепых коней

У твоего крыльца.»

и в песне «Кони беспредела»:

«Запрягай мне, Господи, коней беспредела;

Я хотел пешком, да видно, мне не успеть...

А чем мне их кормить, если кони не сыты?

Как их напоить? - они не пьют воды.

Шелковые гривы надушены, завиты;

Острые копыта, алые следы.»

В песне «Кони беспредела» эти божественные животные не пьют простую воду, что может объясняться влиянием традиций русской волшебной сказки, согласно которым небесные кони пьют утреннюю росу.

и в песне «Никон»:

«Никон поджигает ночь,

Ночь поджигает коня;

Кони бегут по земле,

Кони говорят человечьим огнем;

<...>

А кони поднимают глаза –

И ангелы спустились с небес.»

Здесь, возможно, нашла свое выражение греко-римская мифопоэтическая традиция, согласно которой на лошадях солнца «надо ездить умеючи – не слишком высоко, чтобы не поджечь неба, и не слишком низко, чтобы не загорелись леса и земля».

2) порождение ночи, но также может олицетворять и день(индоевропейская мифология);

3) соотносится с огнем и водой (индоевропейская мифология);

актуализировано в песне «Не пей вина Гертруда»:

«В Ипатьевской слободе по улицам водят коня.

На улицах пьяный бардак,

На улицах полный привет.

А на нем узда изо льда;

На нем - венец из огня;

Он мог бы спалить этот город -

Но города, в сущности, нет.

А когда-то он был другим;

Он был женщиной с узким лицом.»

Здесь также возможна актуализация четвертого значения (конь соотносится с женским божеством). Вероятно, в этой песне отразились черты древнегерманского (или древнеславянского) новогоднего обряда, когда по дворам водят коня. Этот обряд символизирует начало нового годового цикла. «Пьяный бардак» и «полный привет» могут являться традиционными для поэзии Гребенщикова характеристиками праздничного веселья.

4) соотносится с женским божеством – хозяйкой, богиней лошадей (индоевропейская мифология);

актуализировано в «Заповедной песне»:

«Я поставлю в деревне большую кровать,

Приглашу в нее всех лошадей;»

5) золотой конь – поэтический образ солнца или блистающей молниями тучи (славянская мифология);

актуализировано в песне «Золотые лошади»:

«Хорошо бы золотых лошадей за копыта цапать.»

Возможно, что здесь образ золотых лошадей восходит к славянскому фольклору, где лошади рассыпаются в серебро, золото или выбивают копытом деньги.

6) белый конь соотносится с рассветом, днем (славянская и скандинавская мифологии);

актуализировано в песне «День радости»:

«Когда белый конь

Встретит своих подруг,

Это день радости.»

«Подруги» белого коня, чей образ восходит к славянской традиции, могут быть божественными девами – Утренней Зарей и Вечерней Зарей. Белый конь в данном случае может быть также соотнесен с образом единорога.

Первые три значения актуализированы так же в песне «Пески Петербурга»:

«И когда был разорван занавес дня,

Наши кони пустились в пляс,

На земле, на воде и среди огня

Окончательно бросив нас.»

ОЛЕНЬ. В рок-поэзии Б.Г. в образе оленя актуализированы следующие значения:

1) олень заманивает охотника в чащу леса и исчезает (восточнославянский сказочный фольклор);

актуализировано в песне «Кад Годдо» :

«Я был сияющим ветром, я был полетом стрелы,

Я шел по следу оленя среди высоких деревьев.»

Возможно, что здесь образ оленя восходит к образу одного из персонажей произведения валийского фольклора «Cad Goddeu» по имени Белая Косуля.

2) белый олень как воплощение отшельничества, благочестия, чистоты (средневековая христианская традиция).

актуализировано в песне «Партизаны полной луны»:

«У них есть знания на том берегу,

Белые олени на черном снегу.»

ПЕС (СОБАКА). В рок-поэзии Б.Г. в образе пса (собаки) актуализированы следующие архетипические значения:

1) храбрость (индоевропейская мифология);

актуализировано в песне «Миша из города скрипящих статуй»:

«Кто откроет дверь, бесстрашный как пес?»

2) преданность (индоевропейская мифология);

актуализировано в песне «Диплом»:

«Она возьмет тебя на поводок,

И ты пойдешь за нею, как пес.»

и в песне «Не надо мне мешать»:

«Ты хочешь сделать меня

Послушным, как пес;

Но я послушен, как пес.

Скажи мне мое настоящее имя,

И я пойду за тобой, не тратя слез.»

В этой песне преданность пса вызвана словом. Во многих мифологических традициях имя считается отражением души или частью личности человека. Знание настоящего имени («Скажи мне мое настоящее имя, И я пойду за тобой, не тратя слез») дает власть над его обладателем.

3) смерть; животное хтонических и лунных божеств (индоевропейская мифология);

актуализировано в песне «Выстрелы с той стороны»:

«Он ходячая битва, он каждый день выжжен дотла.

Вороны вьют венки, псы лают из-за угла.»

В Ирландии существует примета: встретить рано утром лающую собаку – к несчастью. Повсеместно вой и лай собаки считается недобрым знаком, а иногда верной приметой смерти.

4)гончие псы, сопровождающие Одина и его свиту; призраки и злые духи(скандинавская мифология);

актуализировано в песне «Юрьев день» :

«Но когда семь звезд над твоей головой

Станут багряным серпом,

И пьяный охотник выпустит псов

На просторы твоей пустоты,

Я вспомню всех, кто красивей тебя;

Умнее тебя, лучше тебя;

Но кто из них шел по битым стеклам

Так же грациозно, как ты?»

5) выполняет охотничьи функции (египетское изобразительное искусство).

актуализировано в песне «Второе стеклянное чудо» :

«Когда ты был мал, ты знал все, что знал,

И собаки не брали твой след.»

Заключение

В данном реферате мы разобрались в мифологических образах из стихов Бориса Гребенщикова.

На основе этих исследований можно сделать однозначный вывод: Многие образы, в частности образы птиц и животных, Борис Гребенщиков заимствовал из разных мифов и легенд, и это доказано. Но при этом он настолько тонко и изящно вплетает эти образы в свою поэзию, что слушатель или читатель не может сразу понять откуда они взяты, зато создается ощущение чего-то сказочного и волшебного, чего-то неземного.
Остается лишь сказать большое спасибо поэту за эти ощущения и за прекрасные, необычные стихи, которые оставляют после себя лишь положительные впечатления.

Наши рекомендации