Практическое занятие № 15. 1.Тема: Методы исследования и семиотика поражения органов мочевой системы у детей
1.Тема: Методы исследования и семиотика поражения органов мочевой системы у детей.
2.Цельизучения данной темы:
Студент должен знать:
· возрастные АФО органов мочевой системы у детей и их клиническое значение
· методику исследования органов мочевой системы у детей
· основные симптомы и синдромы поражения мочевыделительной системы у детей.
· методы исследования органов мочевой системы
· основные показатели функционального состояния почек и гомеостатических констант у детей
· правила сбора мочи для клинического и бактериологического исследования у детей разного возраста
Студент должен уметь:
· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями
- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии мочевой системы;
· провести объективное исследование органов мочевой системы, описать результаты исследования в определенной последовательности и сделать по ним заключение;
· выделить синдромы поражения органов мочевой системы;
- оценить анализы мочи (общий, количественные пробы Нечипоренко, Каковского-Аддиса, посевы мочи на флору);
Оценить анализы, отражающие функциональное состояние почек:
· проба Зимницкого;
· клиренс по эндогенному креатинину;
· титруемая кислотность и аммиак мочи;
· биохимические анализы крови (креатинин, мочевина, калий, кислотно-основное состояние).
3.Вопросы для самоподготовки:
1. Правила сбора мочи для клинического исследования у детей в зависимости от возраста и пола.
2. Характеристика основных показателей общего анализа мочи у здоровых и больных детей: цвет, прозрачность, реакция ( рН ), относительная плотность, глюкоза, белок, слизь, кристаллы солей.
3. Микроскопия мочевого осадка (эпителий, эритроциты, лейкоциты, цилиндры).
4. Показания к проведению количественных исследований форменных элементов крови в моче пробами Каковского – Аддиса, Нечипоренко. Их оценка у здоровых и больных детей.
5. Исследование морфологии мочевого осадка:
- клеточный состав лейкоцитов (нейтрофилурия, лимфоцитурия, эозинофилурия ), клиническое значение;
- морфология эритроцитов (определение формы, величины, среднего диаметра), значение для дифференциации гломерулярной и негломерулярной гематурии.
6. Бактериологический посев мочи на флору с определением степени бактериурии. Техника сбора, оценка.
7. Методы лабораторного исследования функционального состояния почек:
- диурез;
- проба Зимницкого;
- нагрузочные тесты;
- клиренс по эндогенному креатинину ( проба Реберга);
- оценка кислотовыделительной способности почек (ацидогенез), аммониогенеза (аммиак мочи);
- биохимическое исследование сыворотки крови (мочевина, креатинин, кислотно-основное состояние, концентрация калия, натрия).
8. Инструментальные и рентгено-радиологические методы исследования ОМС:
- ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря;
- экскреторная урография; микционная цистоуретрография, почечная ангиография;
- радиоизотопные методы диагностики заболеваний ОМС (ренография, динамическая и статическая нефросцинтиграфия);
- компьютерная томография (КТ);
- магнитно-резонансная томография (МРТ).
9. Эндоскопические методы исследования (цистоскопия).
10. Функциональные методы исследования мочевого пузыря: ритм спонтанных мочеиспусканий, цистометрия, урофлоуметрия;
11. Морфологические методы исследования (биопсия почек).
12. Основные внепочечные синдромы поражения органов мочевой системы: отечный, артериальной гипертензии, болевой абдоминальный, поясничный), интоксикации, азотемии, отставания в физическом развитии, внешних стигм дизэмбриогенеза, костных деформаций, нефритический и нефротический симптомокомплексы. Клиническая оценка названных синдромов.
13. Мочевой синдром:
а) нарушение мочеотделения в виде изменения количества мочи (олигурия, анурия, полиурия), частоты мочеиспускания (учащение, урежение), ритма мочеиспускания (никтурия), болезненное мочеиспускание (дизурия);
б) отклонения в анализах мочи: протеинурия, лейкоцитурия, эритроцитурия, гемоглобинурия, бактериурия, цилиндрурия, кристаллурия.
14.Понятие о нозологических формах патологии мочевой системы (гломерулонефрит, пиелонефрит, цистит, баланопостит, вульвовагинит, нейрогенные дисфункции мочевого пузыря).
15.Синдром почечной недостаточности: острая почечная недостаточность (ОПН) и хроническая почечная недостаточность (ХПН).
4. Основные понятия темы: дети, органы мочевой системы, методы исследования лабораторные, инструментальные, рентгено-радиологические, морфологические, симптомы и синдромы поражения, основные нозологические формы патологии мочевой системы, почечная недостаточность.
5. Рекомендуемая литература
Основная:
1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.
2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.
3. Методика исследования и семиотика поражений органов мочевой системы у детей. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2008 . – 119 с.
4. Лекционный материал.
Дополнительная:
1. Быковский В.А. Визуализирующие методы оценки пиелонефрита у детей // Нефрология и диализ. – 2001. – Т.3. - № 2. – С. 251-257.
2. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 704 с.
3. Папаян А. В., Савенкова Н. Д. Клиническая нефрология детского возраста: Руководство для врачей. – СПб. - 2008. – 600 с.
4. Эрман М.В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. Справочное руководство. – СПб: «Специальная Литература», 1997 – 414 с.