Практическое занятие № 15. 1.Тема: Методы исследования и семиотика поражения органов мочевой системы у детей

1.Тема: Методы исследования и семиотика поражения органов мочевой системы у детей.

2.Цельизучения данной темы:

Студент должен знать:

· возрастные АФО органов мочевой системы у детей и их клиническое значение

· методику исследования органов мочевой системы у детей

· основные симптомы и синдромы поражения мочевыделительной системы у детей.

· методы исследования органов мочевой системы

· основные показатели функционального состояния почек и гомеостатических констант у детей

· правила сбора мочи для клинического и бактериологического исследования у детей разного возраста

Студент должен уметь:

· устанавливать психологический и речевой контакт с детьми разного возраста и их родителями

  • целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии мочевой системы;

· провести объективное исследование органов мочевой системы, описать результаты исследования в определенной последовательности и сделать по ним заключение;

· выделить синдромы поражения органов мочевой системы;

  • оценить анализы мочи (общий, количественные пробы Нечипоренко, Каковского-Аддиса, посевы мочи на флору);

Оценить анализы, отражающие функциональное состояние почек:

· проба Зимницкого;

· клиренс по эндогенному креатинину;

· титруемая кислотность и аммиак мочи;

· биохимические анализы крови (креатинин, мочевина, калий, кислотно-основное состояние).

3.Вопросы для самоподготовки:

1. Правила сбора мочи для клинического исследования у детей в зависимости от возраста и пола.

2. Характеристика основных показателей общего анализа мочи у здоровых и больных детей: цвет, прозрачность, реакция ( рН ), относительная плотность, глюкоза, белок, слизь, кристаллы солей.

3. Микроскопия мочевого осадка (эпителий, эритроциты, лейкоциты, цилиндры).

4. Показания к проведению количественных исследований форменных элементов крови в моче пробами Каковского – Аддиса, Нечипоренко. Их оценка у здоровых и больных детей.

5. Исследование морфологии мочевого осадка:

- клеточный состав лейкоцитов (нейтрофилурия, лимфоцитурия, эозинофилурия ), клиническое значение;

- морфология эритроцитов (определение формы, величины, среднего диаметра), значение для дифференциации гломерулярной и негломерулярной гематурии.

6. Бактериологический посев мочи на флору с определением степени бактериурии. Техника сбора, оценка.

7. Методы лабораторного исследования функционального состояния почек:

- диурез;

- проба Зимницкого;

- нагрузочные тесты;

- клиренс по эндогенному креатинину ( проба Реберга);

- оценка кислотовыделительной способности почек (ацидогенез), аммониогенеза (аммиак мочи);

- биохимическое исследование сыворотки крови (мочевина, креатинин, кислотно-основное состояние, концентрация калия, натрия).

8. Инструментальные и рентгено-радиологические методы исследования ОМС:

- ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря;

- экскреторная урография; микционная цистоуретрография, почечная ангиография;

- радиоизотопные методы диагностики заболеваний ОМС (ренография, динамическая и статическая нефросцинтиграфия);

- компьютерная томография (КТ);

- магнитно-резонансная томография (МРТ).

9. Эндоскопические методы исследования (цистоскопия).

10. Функциональные методы исследования мочевого пузыря: ритм спонтанных мочеиспусканий, цистометрия, урофлоуметрия;

11. Морфологические методы исследования (биопсия почек).

12. Основные внепочечные синдромы поражения органов мочевой системы: отечный, артериальной гипертензии, болевой абдоминальный, поясничный), интоксикации, азотемии, отставания в физическом развитии, внешних стигм дизэмбриогенеза, костных деформаций, нефритический и нефротический симптомокомплексы. Клиническая оценка названных синдромов.

13. Мочевой синдром:

а) нарушение мочеотделения в виде изменения количества мочи (олигурия, анурия, полиурия), частоты мочеиспускания (учащение, урежение), ритма мочеиспускания (никтурия), болезненное мочеиспускание (дизурия);

б) отклонения в анализах мочи: протеинурия, лейкоцитурия, эритроцитурия, гемоглобинурия, бактериурия, цилиндрурия, кристаллурия.

14.Понятие о нозологических формах патологии мочевой системы (гломерулонефрит, пиелонефрит, цистит, баланопостит, вульвовагинит, нейрогенные дисфункции мочевого пузыря).

15.Синдром почечной недостаточности: острая почечная недостаточность (ОПН) и хроническая почечная недостаточность (ХПН).

4. Основные понятия темы: дети, органы мочевой системы, методы исследования лабораторные, инструментальные, рентгено-радиологические, морфологические, симптомы и синдромы поражения, основные нозологические формы патологии мочевой системы, почечная недостаточность.

5. Рекомендуемая литература

Основная:

1.Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. – 3-е изд., доп. и перераб. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.

2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 680 с.

3. Методика исследования и семиотика поражений органов мочевой системы у детей. Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета. – Оренбург, 2008 . – 119 с.

4. Лекционный материал.

Дополнительная:

1. Быковский В.А. Визуализирующие методы оценки пиелонефрита у детей // Нефрология и диализ. – 2001. – Т.3. - № 2. – С. 251-257.

2. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 704 с.

3. Папаян А. В., Савенкова Н. Д. Клиническая нефрология детского возраста: Руководство для врачей. – СПб. - 2008. – 600 с.

4. Эрман М.В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. Справочное руководство. – СПб: «Специальная Литература», 1997 – 414 с.

Наши рекомендации