Казачество и казачья культура на Алтае.

Крепости, форпосты, маяки оборонительной линии постепенно к 19 веку превратились в казачьи станицы и поселки, жизнь которых шла по традициям и законам казачьего войска. Но образ жизни и мыслей казачества многим отличались от крестьянского мировосприятия. В семейных и бытовых традициях казачество ближе стояло к городским жителям. Нравственно-этические нормы базировались на исконно-русских традициях почитания мужества, чести, достоинства. Своеобразие алтайского казачества – это взаимодействие материальной и духовной культуры казаков разных областей России.

Казачьи поселки выделялись правильностью форм, они застраивались по уличному типу. Дома стояли у переднего края усадьбы. Каждый дом состоял из избы и горницы, разделенных сенями (тип жилых построек называется связь).интерьер казачьего дома был приближен к интерьеру жилых помещений горожан. Порядок в доме соответствовал порядку на улицах казачьих станиц. Скотные дворы устраивались за селениями, огороды были вынесены на специально выделенные земли. Основное внимание обращалось на организацию центральной части поселения. Здесь располагалась церковь, изба для общих сборов, хлебные магазины, хозяйственные амбары, канцелярии дежурных офицеров и др.

В одежде казаков проявилось влияние костюма городского мещанства 19 века. Брюки-шаровары шились с лампасами, которые означали принадлежность к казачьему сословию, форменная рубашка, фуражка с кокардой, шинель. Как правило, казаки имели два комплекта одежды. Костюм казачек шился из покупной ткани, поэтому крестьянки называли их «непряхами и неткахами». Женское платье дополнялось украшениями: бусы, серьги и кольца.

Ярким движением духовной культуры казачества на Алтае являются праздники. Особой любовью пользовались Рождество, Пасха, Троица, Масленница. Каждый казак отмечал престольный день своей станицы, им считался престольный день храма, стоящего в поселке. Обязательным был войсковой праздник, т.е. день своего войска. Своеобразным светским праздником были состязания в стрельбе и наездничестве, служившие главным итогом летних военных сборов. Тремя призами за лучшую стрельбу были винтовка, шинель с фуражкой или шашка и патронташ. Первый приз в состязаниях по наездничеству – казачье седло.

Среди форм проведения досуга необходимо отметить вечерки. Сюда не допускалась молодежь из других сословий. В поведении на вечерке сказывалось влияние городской культуры. Парни называли девушек на «вы» и в манерах подражали городу.

Культура и быт городского населения Алтая

В 18 – начале 20 века.

Высшим слоем городского населения на Алтае с момента перехода Колывано-Воскресенских заводов в казенное ведомство (1747) до середины 19 века были горные офицеры. Они были техническими руководителями производства, чиновниками по своим профессиональным обязанностям и интеллигенцией по мировоззрению и мировосприятию. Среди горных офицеров были выходцы из среднего и мелкопоместного российского дворянства, иностранцы, приехавшие в Россию по контрактам, выслужившиеся из нижних чинов. Большинство из них проживали в Барнауле, на Павловском, Алейском, Локтевском заводах, на Змеиногорском, Риддеровском и Зырянском рудниках. Горные офицеры жили либо в частныз домах, либо снимали квартиры. Размер и убранство дома зависели от занимаемой должности. Несмотря на удаленность от столичной жизни, они стремились поддерживать высокий светский уровень. Устраивали званые вечера, кушанья подавались самые разнообразные и в большом количестве. После застолья дамы и молодежь танцевали, а любители карточных игр собирались в отдельном зале. Такие вечера устраивались не часто, да и не все офицеры могли позволить себе с такой роскошью принимать гостей. Чаще просто ходили в гости, чтобы обсудить последние новости, поиграть в карты, послушать музыку.

В своей повседневной жизни интеллигенция чаще всего ориентировалась на моды, диктуемые Европой и С.-Петербургом. Оттуда выписывались последние книжные новинки, ноты, журналы мод. Из столицы везли мебель, музыкальные инструменты, произведения искусства, приборы для научных изысканий.

Еще одним популярным видом проведения досуга на Алтае была охота. Охотились круглый год и для каждого времени была своя дичь. Большинство горных офицеров были заядлыми охотниками.

Горные офицеры стремились дать своим детям приличное образование. Кроме профессиональных дисциплин, детям преподавались иностранные языки(немецкий, французский), музыка, танцы и другие предметы, входящие в традиционный набор светского воспитания.

Быт и нравы горных офицеров Алтая складывались под воздействием местных условий, традиций и обычаев с одной стороны, и под влиянием культуры Европейской России – с другой.

Благодаря своему географическому положению, наш край стал местом, через которое прошли пути многих племен и народов. Приходя на Алтай, они обогащались его культурным богатством уходя – оставляли память о себе в виде культурных достижений. Это алтайские племена скифо-сакского периода, хунну, древние тюрки, ставшие прародителями современных алтайцев. Но вместе с коренными жителями современную культуру края творили и поздние переселенцы из России: русские люди, крестьяне, горнозаводские рабочие, купцы, горожане, представители дворянства. Они несли с собой новую культуру. Постепенно культурные особенности этнографических групп русских переселенцев смешиваются, взаимно обогащаются, воспринимая необходимые элементы культуры коренного населения, наделяя алтайцев своими культурными достижениями.

· Интервью

· Общество

· Изобразительное искусство

· Литература

· Наука

· Конкурс "Щелкунчик"

· Худсовет

· Кино

· История

· Театр

· Пресс-релизы телеканала

· Приглашаем на съемки

· Музыка

13.09.2007 | 15:51

Алтай в изобразительном искусстве России ХХ – ХХI веков

    Сохранить

Выставка "Алтай в изобразительном искусстве России ХХ – ХХI веков" откроется 20 сентября в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Она пройдет в рамках дней культуры Алтайского края. Дни посвящены 70-летию края – об этом сообщили сегодня в Государственном художественном музее Алтайского края.

В экспозицию войдут более ста произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства известных российских и алтайских художников. Самый значительный раздел посвящен становлению профессионального искусства на Алтае в начале ХХ века. Столичная публика увидит работы Гуркина, Никулина, Борисова, Шуллинова, Курзина и других известных художников, живших и работавших на Алтае в 1900-е – 1920-е годы. "Работы этих мастеров являются гордостью нашего музея", – пояснили в музее.

В экспозицию включены также работы многих ведущих современных художников – Оссовского, Романовой, Браговского и других живописцев, предпринимавших творческие поездки на Алтай в середине и во второй половине ХХ века.

Подлинным украшением выставки станут изделия Колыванского камнерезного завода. Чаши, вазы, подсвечники, панно, исполненные в технике флорентийской мозаики, шкатулки, канделябры, выполненные алтайскими мастерами, продолжают традиции ХIХ века и демонстрируют поиски новых оригинальных идей.

Еще одним ярким разделом экспозиции станут произведения художественной керамики, изготовленные на единственном в крае предприятии народного художественного промысла "Турина гора". Особый интерес представит скульптура малых форм на тему "Пазарык. Письмо из прошлого". Эта композиция соединила в себе элементы этнографических и археологических памятников Алтая.

Наши рекомендации