Укажите конкретные и абстрактные понятия.

ВАРИАНТ 1.

ЗАДАНИЕ 1.

Определите характер признаков (необходимые и достаточные; необходимые, но недостаточные; случайные).

1. «самообладание» – для учителя;

2. «Рост» для студента, члена студенческой сборной по баскетболу.

3. «высокий интеллект» – для ученого.

ЗАДАНИЕ 2.

Подберите необходимые и достаточные признаки следующим понятиям:

1) Разбой.

2) Студент

3) Отец

ЗАДАНИЕ 3.

Укажите единичные, общие и пустые понятия.

1) Планета Солнечной системы, 2) одна монета, 3) журнал «Новый мир».

ЗАДАНИЕ 4.

Определите, в каком смысле (собирательном или разделительном) употреблены подчеркнутые понятия.

1. В странах Азии проживает более половины всего человечества.

ЗАДАНИЕ 5.

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1) Гражданское мужество, 2)Преступление. 3) Родство.

ЗАДАНИЕ 6.

Укажите, какие из перечисленных понятий будут положительными, какие отрицательными.

1)Верность. 2) Безволие. 3) Алкоголизм. 4) Невинный.

ЗАДАНИЕ 7

Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

1) Преемник. 2) Взяткодатель.

ЗАДАНИЕ 8

Дайте полную логическую характеристику понятиям (по объему и содержанию).

1) Созвездие Большой Медведицы. 2) Отечество.

ЗАДАНИЕ 9.

Найдите понятия равнозначны (тождественные) нижеперечисленным, изобразить кругами Эйлера.

1) Рынок 2) Квадрат

ЗАДАНИЕ 10.

Определите, являются ли понятия равнозначными в следующих парах

1) 1-й секретарь Свердловского обкома КПСС, первый президент России, Борис Николаевич Ельцин. 2) Преступление в сфере военной службы, дезертирство

ЗАДАНИЕ 11.

К данным понятиям подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

1) Дерево 2) Пистолет

ЗАДАНИЕ 12.

Определите вид отношений между понятиями, изобразите с помощью кругов Эйлера.

1) А) Преступление, Б) преступление в сфере экономики, В) преступление против личности.

ЗАДАНИЕ 13

Обобщить понятия , сделать не менее трех шагов.

1) Учебник логики

2) Учащийся технического университета.

3) Планета Земля.

Ограничить понятия.

1) Реформа

2) Писатель

3) Спектакль

4) Архитектурное сооружение.

ЗАДАНИЕ 14.

Укажите предложения, выражающие суждения. Почему другие не являются суждением?

1. При пожаре звоните по телефону 01.

2. Ни один лев не является травоядным.

ЗАДАНИЕ 15.

Найдите субъект, предикат, связку, квантор. Определите, какое суждение по количеству и качеству. Напишите схему суждения.

1. Древнегреческий философ Аристотель был воспитателем Александра Македонского

ЗАДАНИЕ 16.

Подберите и напишите по суждению на схему.

1) Только этот S есть P.

ЗАДАНИЕ 17.

Установите вид определения, найдите в определяющем понятии род и видовое отличие.

1) Правовым называется государство, в котором главенствует закон.

2) Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

3) Цилиндр – геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.

ЗАДАНИЕ 18.

Установите ошибку определения, укажите, какое правило определения нарушено.

1) Акция – ценная бумага, дающая прибыль.

2) Логика – наука о понятиях.

3) Кооперация – форма организации труда, при которой люди кооперируются.

ЗАДАНИЕ 19.

Определите, имеет ли место нарушение законов логики, если да, то определите, какой закон нарушен и в чем суть нарушения.

1) Она спрятала в карман записку от мужа.

2) Утром все получили новые наряды.

3) «Футболисты ушли сегодня с поля без голов» (из репортажа о футбольном матче).

4) Николаев очень гордился этой операцией.

5) Сухая вода.

6) Молодая старость.

7) О том чего не было, лучше не вспоминать.

8) Студент Джон страстно любил Линду. Однажды он пришел к ней и сказал, что умрет, если она не выйдет за него замуж. Линда ответила отказом. И действительно, через 70 лет Джон умер.

9) Это музыка плохая. Это музыка выдающегося композитора.

ВАРИАНТ 2.

ЗАДАНИЕ 1.

Определите характер признаков (необходимые и достаточные; необходимые, но недостаточные; случайные).

1. «красноречие» – для адвоката;

2. «Интеллект» – для студента.

3. «Терпение» – для учителя.

ЗАДАНИЕ 2.

Подберите необходимые и достаточные признаки следующим понятиям:

- Студент

- Экспедиция.

ЗАДАНИЕ 3.

Укажите единичные, общие и пустые понятия.

1) журнал «Новый мир»,

2) деревянные деньги,

3) эликсир бессмертия

ЗАДАНИЕ 4.

Определите, в каком смысле (собирательном или разделительном) употреблены подчеркнутые понятия.

2. Все функции государства органически взаимодействуют между собой.

ЗАДАНИЕ 5.

Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1) Родство.

2) Кустарник

3) Любовь.

ЗАДАНИЕ 6.

Наши рекомендации