Дидактико-методические условия обеспечивающие работу над понятиями.

Методические условия , обеспечивающие эффективное усвоение понятий :

1. Активная умственная деятельность учащихся. Известно, что результативность усвоения знаний в значительной степени обусловлена методами обучения. Репродуктивный (воспроизводящий) метод не дает желаемых результатов , поскольку не обеспечивает активной познавательной деятельности и в основном ориентирует ученика на запоминание. Более эффективным, как убеждает обобщение школьного опыта и специальные исследования Л.В. Занкова, Ю.Н. Бабанского, В.П. Стрезикозина и др., являются поисковые методы; в начальных классах - частично-поисковый. Ситуация поиска обусловливает заинтересованность в познании нового и побуждает учащихся к самостоятельному творческому выбору способа решения. Однако заинтересованность в изучении нового еще не означает, что учащиеся будут активны на всех этапах работы . Интерес может быстро угаснуть, если учащиеся окажутся в условиях , требующих лишь механического запоминания определения или правила, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся было стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому он не дает готового решения вопроса, а включает детей в активную учебную деятельность, предлагая последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала сравнения полученных фактов и первичного обобщения.

. Целенаправленная работа над развитием у учащихся лингвистического отношения к слову. Лингвистическое отношение к слову формируется у учащихся в процессе усвоения теоретических знаний, развития абстрактного мышления и означает прежде всего осознание взаимодействия семантической и грамматической сторон языка (содержания и грамматических средств его выражения).

. Осознание существенных и несущественных признаков понятия . Необходимо особо подчеркнуть, что для успешного формирования понятий предметом осознания учащихся должны быть не только существенные, но и несущественные признаки понятия . Выделение несущественных признаков предупреждает ошибки ложного обобщения, выражающегося в том, что учащиеся несущественный признак принимают за существенный и берут его в качестве ориентира при определении понятия .

. Включение нового понятия в систему ранее изученных - важнейшее условие усвоения понятия , применения знаний в речевой практике. Установление связей между понятиями составляет фундамент системы знаний учащихся по русскому языку, фундамент осознанного владения языком. Связи между понятиями обеспечивают мобильность применения теоретических знаний при решении практических задач (грамматических, орфографических, речевых и др.).

. Раскрытие сущности связи определенных языковых категорий включается в сам процесс изучения новой категории, а также осуществляется после изучения в отдельности каждой из рассматриваемых категорий или одной из них.

Установление связи между компонентами знаний, т.е. приведение их в систему, делает возможным их применение на практике (в письменной и в устной речи).

. Наглядное изучение понятия . На разных этапах формирования понятий применение наглядности выполняет вполне определенную роль. На начальном этапе ознакомления с признаками понятия наглядность используется с целью четкой "подачи" признаков изучаемого явления в их конкретном проявлении в речи.

Специфика наглядных средств, используемых при формировании морфологических понятий , обусловлена тем, что объектом изучения являются слова. Следовательно, в качестве средств наглядности, наряду с таблицами, схемами, конкретными предметами, их рисунками, выступает сам языковой материал. Тексты, отдельные слова и предложения должны быть такими, чтобы изучаемое явление было представлено в них четко и выпукло, в наиболее ярком проявлении своей речевой функции и своих грамматических особенностей. Эта так называемая внутренняя наглядность создает для учащихся возможность абстрагировать признаки понятия (при первоначальном знакомстве с понятием ), распознать изучаемое явление среди других, сходных с ним в каком-либо отношении.

Итак, основными методическими условиями , способствующими усвоению грамматических понятий , являются: активная умственная деятельность учащихся, заинтересованность учащихся в познании нового, опора на их речевой опыт, системность знаний, целенаправленная работа над формированием у школьников лингвистического отношения к языковым единицам.

В отличие от слова как лексической единицы (единицы словаря), представляющей систему взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность, «слово как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями [Русская грамматика, 1980, 452].

Грамматическое значение характеризуется: Высокой степенью абстракции (большое количество слов может иметь одно и тоже значение: пишу, читаю и так далее), лексическое значение у каждого слова особое; Выражением отношений (читаю книгу – флексия винительного падежа – у передаёт отношение к действию: предмет является объектом, на который направлено действие и на который это действие переходит); лексическое значение соотнесено с предметами, признаками, действиями количествами; Специфическими средствами своего выражения в языке. Грамматические значения могут быть выражены синтетическими способами, то есть такими средствами, которые соединяют грамматические и лексические значения в самом слове (различными морфемами: читал, делал, говорил – значение прошедшего времени выражено суффиксом –л- ; дом, книга, окно- значение падежа и числа заключены во флексиях).

На ряду с синтаксическими в языке широко используются аналитические способы, то есть такие, которые выражают грамматические значения с помощью служебных слов (к метро, у метро, о метро – значение дательного, родительного и предложного падежей переданы с помощью предлогов) или с помощью порядка слов (сравнение: завод заслонил лес и лес заслонил завод, где месторасположение зависит синтаксическая и морфологическая характеристика существительных завод и лес). Таким образом, грамматическое значение может быть выражено синтетическим и аналитическим способами, тогда как лексическое значение выражается основой слова или словосочетанием (летчик, белый гриб).

В русском языке носителями грамматических значение являются окончания, приставки, суффиксы, а также служебные слова, интонация и даже порядок слов.

Любое слово в языке непременно имеет то или иное грамматическое (точнее, грамматические) значение, а лексического, вещественного, значения у слова может и не быть. По этому признаку слова делятся на самостоятельные (существительные, глагол и тому подобное) и служебные (предлоги, союзы и тому подобное). Первые имеют лексические и грамматические значения, вторые только грамматические. Грамматические значения могут быть выражены в системе словоформ (парадигме) данного слова: читаю, читаешь, читает и так далее. Это так называемые словоизменительные грамматические значения.

Однородные грамматические значения образуют грамматическую категорию, например, категорию времени глагола составляет прошедшее , настоящее и будущее время, категория лица -1,2,3е лицо и тому подобное. Группы слов, объединенные общностью грамматических категорий и словоизменения, единством категориального значения, отвлечённого от лексических знаний, всех слов данного класса (например, предметности у существительных, процесса у глаголов и так далее), а так же тождественностью синтаксических функций, образуют грамматические классы слов, то есть части речи. Таким образом, понятие «части речи» включает в себя ряд признаков, среди которых самым общим являются, категориальное значение данной части речи: предметность у существительных, процессуальность у глаголов, количественность у числительных и так далее.

Согласно программе к концу обучения в начальной школе ученик должен свободно различать главные части речи.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия , при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

1. Фонетические упражнения. Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

2. Орфографические упражнения. Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию “опасных” мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что “спрятал” автор, используют такой вид упражнений, как письмо с “дырками”, т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.

3. Словообразовательные упражнения. Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление у учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

4. Морфологические упражнения. Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

5. Синтаксические упражнения. Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

6. Лексические упражнения. Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед нами стоит задача - активизировать словарь детей. В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

Грамматический разбор.

(Условия обеспечивающие успешное усвоение понятий. методических условиях:1) активная умственная деятельность учащихся (коллективный поиск для решения проблемы) 2) целенаправленная работа над развитием у детей лингвистического отношения к слову и предложению; 3) осознание существенных и несущественных признаков понятия; 4) включение нового понятия в систему ранее изученных; 5) раскрытие сущности связи языковых категорий в процессе изучения новой категории; 6) наглядное изучение понятия (таблицы, схемы).

Грамматические и словообразовательные упражнения. К аналитическим упражнениям относится грамматический разбор, включающий разбор по частям речи (морфологический) и по членам предложения (синтаксический).

Пример устного разбора глагола учащимся 3 класса.

1. Загудел. Что сделал? Глагол. Стоит в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.

2. Нахожу окончание. Изменяю глагол по числам: загудел, загудели. Окончание нулевое.

3. Нахожу корень. Подбираю однокоренные слова с приставками и без приставок: загудеть, гудеть, гудок. Общая часть – гуд-. Это корень.

4. Нахожу суффикс: -е- суффикс глагольный, -л- суффикс прошедшего времени.

Порядок проведения звуко-буквенного разбора в начальных классах:

1.сколько в слове слогов, какой (по счету) слог ударный?

2.сколько в слове звуков и сколько букв? (если букв бльше-почему?)

3.Сколько гласных звуков? сколько согласных?

4. Охарактеризуйте каждый звук. Какой буквой обозначается звук на письме?.

Гласные: а, е, ё, и, о, у, э, ю, я.

Согласные: 1.Сонорные- р, л, м, н, й. 2.Шумные: а)глухие- к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. б)звонкие- б, в, г, д, ж, з.\\\Ж, Ш, Ц= всегда мягкие, Й, Ч, Щ- всегда твердые.

Пример разбора слова «Труд»

1.в слове 1 слог- труд. Ударение падает на звук [у].

Гласный звук.

[у]= ударный обозначен буквой У.

Согласные звуки

[т]= глухой, твердый, обозначен буквой тэ

[р]= звонкий, твердый, обозначен буквой эр (сонорный, твердый)

[т]= глухой, твердый, обозначен буквой дэ

В слове «труд» 4 звука и 4 буквы.

Методика рекомендует приемы запоминания. -чтение отчетливое.-проговаривание с голосовым подчеркиванием букв. –проговаривание про себя. – проговаривание в слух, в слог. –проговаривание некоторых слов в начале урока. –заучивание списков слов (вещества, профессия)- зрительные диктанты.

Задача морфемного анализа – установить морфемный состав слова, т.е. определить, из каких значимых частей состоит слово, важное средство, способствующее пониманию учащимися лексического значения слова, правильности написания морфем. Он применяется на уроке в целях раскрытия лексического значения мотивированных слов.

Пример устного разбора по составу имени существительного учащимся 4 класса. 1. Клювом- имя существительное. 2. Нахожу окончание. Изменяю слово по падежам: клюв, клюва, клювом. Окончание (ом), (обводит рамочкой). 3. Нахожу корень. Подбираю однокоренные слова с приставками и без приставок: клюв, клюет, клювик, заклюет. Общая часть- клю- .Это корень. (обозначаем значком (дуга)). 4. Приставки нет. Перед корнем нет приставки. 5. Нахожу суффикс. Слово клювом образовалось от слова клюет с помощью суффикса –в-.

Пример синтаксического разбора предложения: длинные тени лежали на песке. «В предложении говорится о тенях. Кто? тени- подлежащее (подчеркиваю одной чертой). Что говорится о тенях? лежали- что делали? – сказуемое (подчеркиваю двумя чертами). Тени какие? длинные- второстепенный член, поясняющий подлежащее (определяющее подлежащее - подчеркиваю волнистой линией). Лежали Где? На чем? на песке- второстепенный член, поясняющий сказуемое (обстоятельственное значение- подчеркиваю пунктир – точкой).

Морфемный состав слов.

Все морфемы в слове взаимосвязаны; значение каждой морфемы раскрывается только в составе слова. Исходя из этого, изучение школьниками корня, приставки, суффикса и оконча­ния проводится не изолированно друг .от друга, а во взаимодейст­вии: вначале учащиеся знакомятся с сущностью .всех морфем в их сопоставлении друг с другом, а затем изучается в отдельности каждая морфема с семантико-словообразовательной и орфографической сторон.

Выделяются четыре этапа системы: 1. Пропедевтические (предварительные, подготовительные) сло­вообразовательные наблюдения, которые предшествуют изучению те­мы «Однокоренные слова» во II классе. 2. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова; наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах (II класс). 3. Изучение специфики и роли в языке корня, приставок, суффиксов, окончания; ознакомление с сущностью морфологического принципа правописания; формирование навыка правописания корня и приставки (IIIкласс). 4. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением имени существительного, имени прилагательного и глагола; формирование навыков правописа­ния падежных окончаний имен существительных и имен-прилага­тельных, личных окончаний глагола (IV класс).

На всех этапах предусматривается систематическая работа над лексическим значением слов, точностью их употребления в речи и написанием. Пропедевтика изучения словообразования (II класс). Задача пропедевтической работы состоит в подготовке учащихся к пониманию семантической (смысловой) и структурнойь соотносимости, которая существует в языке между однокоренными словами. Такая задача обусловлена, во-первых, тем, что понимание семантико-структурной соотносимости слов по своей лингвистической сущности является основой усвоения особенностей однокоренных слов и образования слов в русском языке. Действительно, произ­водное и производящее слова связаны между собой в смысловом и структурном отношениях (например: море — моряк, пристроить — пристройка и т. п.). Семантико-структурные связи, хотя и несколько иного плана, устанавливаются и между однокоренными словами (например: ходить, походка, выход).

Во-вторых, указанная задача продиктована трудностями, с кото­рыми сталкиваются младшие школьники при изучении однокорен­ных слов и морфем. Трудность представляет для них понимание семантической общности однокоренных слов, что связано с умением абстрагировать смысловое значение корня от лексического значения каждого из слов, составляющих группу однокоренных.

Поэтому специальному изучению-морфемного состава слов пред­посылаются наблюдения над «родством» слов со стороны их смысла и состава.

Так, например, когда второклассники начинают работу по учеб­нику «Русский язык», возникает необходимость выяснить смысл слова учебник. Учитель предлагает учащимся подумать над вопро­сом: «Какую книгу называют учебником?» В процессе беседы учитель записывает на доске слова: учить, учеба, учебная (книга), учебник, общую часть уч- выделяет цветным мелом и обращает внимание учащихся на то, что именно эта одинаковая, общая часть создает родство слов как по смыслу, так и по составу.

Поиски ответа на вопрос: «Почему тот или иной предмет так назван?»— являются, как показали специальные наблюдения, наиболее доступной и интересной для второклассников формой подготов­ки к пониманиюсоотносимости однокоренных слов. В русском языке многие слова представляют собой мотивированные названия предметов. Поэтому от выяснения с учащимися, по­чему предмет так назван, можно постепенно перейти к выяснению соотносимости в языке одного слова с другим. Например, почему маленький домик, который вывешивают для скворцов, люди назвалискворечником (скворец — скворечник), а строению для содержания голубей дали название голубятня (голубь — голубятня).

Почему приспособление, в которое насыпают корм, назвали кормушкой (корм — кормушка)? Почему один дом называют деревянным, a • другой — каменным?

Постепенно представления учащихся о словообразовании углубляются. Это происходит главным образом за счет того, что школьники познают части слова, с помощью которых образуются новые слова. Важное значение имеет также и усвоение совокупности признаков однокоренных слов.

«6» Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Без знания состава слов невозможно научиться определять способы словообразования и решать проблемы орфографии.

Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом морфемы. Основной частью слова является корень. Перед корнем может быть одна или несколько приставок, а после корня – один или несколько суффиксов. В конце изменяемых слов есть окончание (иногда оно нулевое). Неизменяемые слова не имеют окончаний. Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова. Теперь поговорим подробнее обо всех морфемах.

Основа слова и окончание.

Чтобы выделить окончание, надо слово изменять, т. е. склонять (имена) или спрягать (глаголы). Например: зелёный лес, зелёного леса (окончания м.р., ед.ч., им. и род. падежей);живу, живём (окончания 1л. ед. и мн.ч. , наст. вр.).

Окончания служат для связи слов в словосочетании и предложении. В словосочетании зелёный лес окончание -ый у прилагательного зелёный указывает на его связь с существительным лес.

Окончанием слова называется его изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но при изменении слова нулевое окончание появляется. Нулевые окончания обнаруживаются:

1)у существительных в форме им. п. м.р. ед.ч.: дом - дома

2)у существительных в форме р. п. мн. ч.: гор - горы

3)у кратких прилагательных в форме мужского рода: красив - красива

4)у глаголов в форме м.р. пр. вр.: пел - пела

5)у притяжательных прилагательных с суффиксом – ий: лисий - лисья

Часть слова без окончания называется основой. Основа слова содержит его главное лексическое значение.

Обратите внимание на состав таких слов, как нация, армия, в которых буква я обозначает два звука [йа]. Звук [й] входит воснову, [а] – окончание.

«7» Корень (3класс)

Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем.

Слова с одинаковыми корнями называются родственнымиили однокоренными (водить, вывод, проводник, подводить, приводить). У однокоренных (родственных слов) разные словообразующие части, т. е. приставки и суффиксы. Чаще всего это разные части речи. При этом надо знать, что таковыми не являются формы слов (проводник, проводнику, проводники). Не являются однокоренными и слова с разным лексическим значением (водить, вода), хотя корень у них и звучит, и пишется одинаково.

Найти корень слова – это значит выделить в слове самое главное, понять его смысл. Для этого надо подобратьоднокоренные слова. Образуется гнездо слов: беда, бедный, бедность, обеднеть, бедненький.

К. Паустовский рассказывает о встрече с лесником – большим любителем разбирать слова. «Надо думать, - говорит лесник, - получилось слово родник оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льётся – течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня!» - повторил он и засмеялся. Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключалась в этих словах».

Наши рекомендации