Упражнения для самостоятельной работы. Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего
Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.
Упражнение 1
Найдите слово, грамматически обозначающее признак признака в словосочетаниях: быстро бегущий волк, давно известное нам предание, мы впервые услышали об этом.
Упражнение 2
В наречиях с основой на шипящую суффикс -о пишется под ударением: свежо, горячо, хорошо; без ударения — суффикс -е: певуче, жгуче, угрожающе, пугающе.
Составьте предложения с наречиями на -о и -е. Запишите их.
Упражнение 3
В конце наречий после шипящих пишется мягкий знак: вскачь, настежь, наотмашь — за исключением слов уж, замуж, невтерпёж. Составьте предложения с этими словами (письменно).
Упражнение 4
Наречия с приставкой по-, оканчивающиеся на -ски, -цки, -ьи, -ому, -емупишутся с дефисом после приставки: по-русски, по-казацки, по-волчьи, по-новому, по-нашему.
Придумайте предложения с такими наречиями, запишите их.
Упражнение 5
Прочитайте стихотворение Л. Н. Мартынова «Дети»:
Какие
Хорошие
Выросли дети!
У них удивительно ясные лица!
Должно быть, им легче живется на свете,
Им проще пробиться, им легче добиться.
Положим, они говорят, что труднее:
Экзамены, всякие конкурсы эти.
Быть может, и верно.
Им, детям, виднее.
Но очень хорошие выросли дети.
Конечно, здоровые эти ребята,
А впрочем, по множеству признаков судя,
Мы сами такими же были когда-то,—
И нас не смирение вывело в люди.
Найдите здесь сравнительные формы наречий. Есть ли у них морфологические отличия от сравнительных форм прилагательных? Можно ли вне предложения определить: легче — форма слова легко (наречие) или слова легкий (прилагательное)?
Упражнение 6
Сравните: влево — в окно, налево — на окно, слева — с окна, издалека — из окна, докрасна — до окна. Суффиксы -о или --а у наречий с приставками в-, на-, за-, с-, из-, до- пишутся так же, как окончания существительных типа окно с предлогами. Приведите сами примеры таких наречий. Придумайте и запишите предложения с такими наречиями.
Упражнение 7
Почему в наречиях досрочно, дословно (с приставками до-) пишется на конце -о? (Ср.: досветла, докрасна.) Какие словообразовательные знания надо иметь, чтобы правильно писать эти наречия?
Упражнение 8
Объясните правописание наречий: по-товарищески, поодиночке, посередке, по-осетински, пополам, по-своему, попозже, любить по-прежнему, по секрету, по-адыгейски, по временам, по-детски, подольше, подолгу, по-змеиному, по-иному, по-латыни, по праву, по привычке, по пути, не по пути, по-оленьи, посуху, почему, пятерка по русскому языку.
Упражнение 9
Разберите морфологически ряд наречий из упражнений с 5 по 8 по данным схемам разбора части речи «наречие» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).
Словарь по теме
Наречие — это часть речи, выражающая грамматическое общекатегориальное значение признака действия, состояния или другого признака (писать быстро и красиво, ребёнку очень весело, весьма приятный, разговаривать крайне любезно).
Определительные наречия уточняют качество и интенсивность действия или признака, конкретизируют способ совершения действия (много работать, очень быстро, читать по-польски). Среди определительных наречий выделяются:
1) наречия меры и степени (немного, очень, крайне, слишком, вдоволь), которые примыкают к глаголам, прилагательным, другим наречиям (а также к словам категории состояния);
2) наречия способа действия (вслух, басом, нараспев, пешком, красиво), которые примыкают только к глаголам.
Обстоятельственные наречия примыкают только к глаголам. Они не уточняют характер действия, а указывают на обстоятельства его протекания. Выделяются наречия места (слева, вперёд, домой), времени (скоро, давно, вчера, ежедневно), причины (сгоряча, поневоле, сослепу), следствия (добела, досыта), цели (нарочно, назло), совместности (вдвоём, вместе).
Знаменательные наречия обладают номинативным значением, они называют тот или иной признак признака (хорошо, очень, пешком, наизусть и др.).
Местоименные наречия (где, когда, куда, как и др.) не имеют номинативного значения: они не называют признак признака, а указывают на него. Эти наречия называются местоименными потому, что их значение сходно со значениями местоименных слов типа кто, какой, сколько; кроме того, многие местоименные наречия образованы от местоимений (по-моему, затем, оттого я др.).
Категория состояния
План темы
1. Особенности категории состояния как части речи.
2. Лексико-грамматические разряды слов категории состояния.
Содержание темы