Пояснительная записка для студентов
Ярославский медицинский колледж
Русский язык и культура речи
Учебно – методическое пособие
Для студентов средних медицинских учебных заведений
2015-2016
Автор-составитель:преподаватель русского языка и культуры речи
Ярославского медицинского колледжа Высшей квалификационной категории
Бабуркина Л.А.
Рецензент:доцент кафедры русского языка Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского, кандидат филологических наук
Мурзо Г.В.
Пояснительная записка для студентов
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Рабочей программой учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» и предназначено для обучения студентов медицинского колледжа. Цель пособия – помочь вам повысить уровень речевой культуры, овладеть нормами русского литературного языка, организовать свою самостоятельную внеаудиторную и аудиторную работу.
В пособии рассматриваются все темы курса Русский язык и культура речи».
Как построено пособие?
Пособие имеет четкую структуру:
1.Темы занятий распределены по семестрам.
В I семестре – 13 занятий, что соответствует 26 часам; во II – 14 занятий, что соответствует 28 часам.
2.У каждого занятия указана тема. В некоторых случаях одна тема изучается 2 или 3 занятия. Сколько времени отводится той или иной теме, легко определить по нумерации занятий. Например: Нормы устной речи. Фонетика. Орфоэпия.
Для чего это нужно знать? Прежде всего, для осознания того, чем конкретно мы будем заниматься, какие задачи решать, чему учиться на каждом этапе обучения. Немаловажно и то, что после изучения каждой темы, вы обязаны показать свои знания в Итоговом контроле,который проводится либо в виде самостоятельной работы, либо в виде теста.
3.Все занятия включают в себя следующие элементы:
1.Словарная работа. Здесь вы, как правило, знакомитесь со словами медицинской терминологии, выясняете их лексическое значение, учитесь употреблять в речи, правильно писать и произносить в соответствии с акцентологическими нормами.
2.Орфографическая разминкарассчитана на повторение орфографических правил, изученных в школе, и отработку навыка грамотно писать, что, безусловно, необходимо будущему медицинскому работнику.
3.Пунктуационная разминка необходима для дальнейшего развития умения правильно расставлять знаки препинания, отличать простые предложения от сложных.
4.Блок информации – это теоретический материал,без знания которого вы не сможете выполнять практические задания, упражнения, решать тесты и достойно подготовиться к Итоговому контролю. Вам нужно не только прочитать Блок информации, но и вникнуть в прочитанное, изучить его, а также выучить определения, выделенные жирным шрифтом, и ответить на контрольные вопросы. Имейте в виду, что все определения в Блоке информации входят в теоретическую часть Дифференцированного зачета.
5.Практика.Этот раздел состоит из упражнений с заданиями разных типов, тестов, часть из которых выполняется на занятии, а часть – дома. Все задания этого раздела обязательны для выполнения. Уровень своей подготовленности по теме студенты могут проверить самостоятельно, сделав работу «Проверь себя». Ответы к ней расположены после занятия №13 I семестра и №14 II семестра.
6.Контрольные вопросы к §…На каждом занятии проводится опрос по предыдущей или изучаемой теме. Контрольные вопросы, выделенные жирным шрифтом, входят в теоретическую часть Дифференцированного зачета.После прочтения Блока информации и выполнения практических заданий обязательно познакомьтесь с вопросами и подготовьте свои ответы.
7.Домашнее задание.Все пункты домашнего задания обязательны для выполнения и проверяются в аудитории разными приемами, кроме самостоятельной работы «Проверь себя». Индивидуально - аналитическое задание студенты могут выбирать по своему желанию.
Учебное пособие – главный источник знаний для вас.
Чтобы качественно подготовиться к домашнему заданию, разобраться с теоретическим материалом, необходимо скопировать его в учебной части. Вы можете пользоваться им в кабинете русского языка и культуры речи и в библиотеке.
Для подготовки к занятию вы можете пользоваться также дополнительной литературой, предложенной в конце учебного пособия, словарями, Приложениями (кабинет русского языка и культуры речи).
Как оценивается деятельность студентов?
Оценка за 1 и 2 семестр складывается из оценок за 1)итоговые самостоятельные работы по каждой изученной теме; 2) индивидуально подготовленное сообщение (презентацию); 3)словарную работу (знание значения слов медицинской терминологии); 4)орфографическую и пунктуационную работу у доски; 5)ответ или выступление по изучаемой теме. Однако решающим критерием для выставления итоговой оценки имеет Дифференцированный зачет, который вы должны будете сдать на занятии №14 второго семестра.
Что представляет собой Дифференцированный зачет?
Дифференцированный зачет состоит из трех частей: