Пояснительная записка. 1.1. Основная цель преподавания курса «Бизнес-планирование» для студентов, обучающихся по специальности «Бизнес-администрирование» на социально-экономическом

1.1. Основная цель преподавания курса «Бизнес-планирование» для студентов, обучающихся по специальности «Бизнес-администрирование» на социально-экономическом факультете Института, состоит в том, чтобы сформировать у них необходимые профессиональные навыки в области обоснования бизнес-проекта, разработки, оценки и выбора оптимального варианта социально-экономического развития предприятия.

1.2. Задачи изучения курса состоят в следующем:

– углубить знания в области конкретной экономики;

– овладеть методами, приемами и техникой разработки бизнес-плана;

– сформировать практические навыки в области бизнес-планирования;

– приобрести навыки анализа бизнес-плана при принятии решения о кредитовании;

– уяснить порядок работы банков с предприятиями при разработке бизнес-плана;

– уяснить роль бизнес-планов для руководителей предприятия;

– понять принципы оценки и отбора банками, финансово-кредитными организациями и органами государственного управления наиболее перспективных бизнес-проектов.

1.3. Формы обучения: массовая, групповая и индивидуальная (при преобладании первых), соответствующие лекционно-семинарской системе обучения в высших учебных заведениях.

1.4. Методы обучения: пассивный, активный и интерактивный.

1.5. Оценка качества самостоятельной работы студентов обеспечивается механизмами разделения работы на обязательную и контролируемую.

Обязательная самостоятельная работа состоит в подготовке студента к аудиторным занятиям. Степень реализации этой части самостоятельной работы выражается в активности студента на занятиях, в качестве итоговых работ, обсуждение которых выносится на семинары (индивидуальные доклады, их презентации, выполнение индивидуальных и групповых ситуационных задач). Результаты подготовки студента к аудиторным занятиям оцениваются преподавателем, набранные баллы формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.

Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблемам организации и практического осуществления процесса бизнес-планирования в компании. Контролируемая самостоятельная работа включает выполнение и презентацию индивидуальных и групповых бизнес-проектов. Подведение итогов и оценка результатов этой формы самостоятельной работы осуществляется преподавателем отдельно, в специально отведенные, предусмотренные графиком учебного процесса часы. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по контролируемым самостоятельным работам студента и учитываются при итоговой аттестации по курсу.

1.6. В результате изучения курса студент должен знать структуру и содержание всех разделов бизнес-плана, понимать последовательность и порядок и разработки, уметь проводить все необходимые финансовые расчеты, а также оценку эффективности, жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта с использованием специального программного обеспечения (Project Expert, COMFAR и т.п.).

1.7. Требования к академическим компетенциям:

– владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

– владеть системным и сравнительным анализом;

– владеть исследовательскими навыками;

– уметь работать самостоятельно;

– быть способным порождать новые идеи (креативность);

– владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

– иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

– иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация);

– уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

1.8. Требования к социально-личностным компетенциям:

– обладать качествами гражданственности;

– быть способным к социальному взаимодействию;

– обладать способностью к межличностным коммуникациям;

– уметь работать в команде;

– обладать критическим мышлением;

– вести здоровый образ жизни.

1.9. Требования к профессиональным компетенциям:

организационно-управленческая деятельность:

– обеспечивать устойчивое плановое развитие основных производственных и функциональных подразделений организации (предприятия);

– своевременно обновлять номенклатуру выпускаемых изделий на основе высоких технологий;

– управлять персоналом подразделения организации (предприятия) организационно-распорядительными, экономическими и социально-психологическими методами;

– владеть современными техниками принятия управленческих решений;

– использовать компьютерные информационные технологии в процессе трудовой деятельности;

– осуществлять контроль выполнения заданий, технологических процессов, культуры производства, трудовой, финансовой и технологической дисциплины;

– анализировать хозяйственную деятельность;

– осуществлять организационную, проектно-конструкторскую и технологическую подготовку производства, а также постановку инновационных управленческих и экономических задач;

– проводить деловые совещания и переговоры, переписку с зарубежными партнерами;

– готовить распоряжения, проекты приказов, планов мероприятий и контрактов;

– планировать карьеру персонала;

– разрабатывать рациональную организационную структуру управления организацией (предприятием);

– организовывать модернизацию и производство новых видов изделий;

планово-экономическая деятельность:

– разрабатывать перспективные, среднесрочные и текущие планы экономического и социального развития организации (предприятия) и его структурных подразделений;

– планировать производство;

– проводить комплексный экономический анализ всех видов деятельности организации (предприятия) и разрабатывать меры по эффективному использованию ресурсов, производственных мощностей с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

– проводить систематический контроль за соблюдением подразделениями организации (предприятия) плановой дисциплины, ходом выполнения плановых заданий;

– подготавливать данные для периодической отчетности в сроки и по формам, установленным государственными органами статистики и анализа;

– разрабатывать проекты цен на продукцию организации (предприятия), а также планово-расчетных цен на продукцию и услуги структурных подразделений;

– составлять проекты плановых калькуляций на изделия (работы, услуги) и их структурные элементы, сметы затрат на различные виды деятельности организации (предприятия);

– обосновывать мероприятия по совершенствованию и расширению сферы действия коммерческого и внутрихозяйственного расчета;

– рассчитывать экономический эффект от внедрения инновационных проектов;

– разрабатывать нормативы затрат на основные виды сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемые в производстве;

– определять конкурентоспособность товаров, услуг, работ и организации (предприятия) в целом;

информационно-аналитическая деятельность:

– систематизировать статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности организации (предприятия) и его подразделений;

– изучать результаты работы организации (предприятия) и его структурных подразделений и сопоставлять их с показателями других организаций (предприятий);

– выявлять внутрихозяйственные резервы и разрабатывать мероприятия по их использованию;

– проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности;

– обосновывать мероприятия по внедрению передовых методов хозяйствования, методов и приемов труда, улучшению организации и обслуживания рабочих мест, созданию благоприятных условий труда;

– разрабатывать предложения по внесению соответствующих корректировок в планы организации (предприятия) и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации;

– изучать и распространять передовой опыт планово-экономической деятельности и структурных подразделений организации (предприятия);

– уметь создавать и поддерживать в актуальном состоянии информационно-аналитическую базу организации (предприятия) с использованием современных средств и методов обработки данных;

производственно-хозяйственная деятельность:

– владеть навыками ведения отдельных стадий производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия), включая: исследования и разработки, производство, маркетинг, формирование и использование ресурсов, продвижение товаров;

– уметь принимать обоснованные решения;

– разрабатывать оперативные графики освоения новой продукции и осуществлять контроль за их выполнением;

– составлять оперативные задания структурным подразделениям на изготовление и сдачу комплектующих изделий, запасных частей, товаров народного потребления, продукции, поставляемой на экспорт;

– разрабатывать нормативы для оперативно-календарного планирования;

– осуществлять оперативный контроль за ходом производства, за обеспеченностью производства инструментом, материалами, за выполнением работ по внутрипроизводственной кооперации;

– планировать и анализировать производственную мощность, выявлять узкие места, готовить предложения по их устранению, вести учет простоя оборудования;

– разрабатывать и внедрять наиболее эффективные методы оперативно-производственного планирования и текущего учета производства;

– принимать меры к ликвидации задержек в ходе производства, неполадок, аварий;

– проводить анализ производственной деятельности цехов по выполнению плана производства по объему, номенклатуре и ритмичности производства;

научно-исследовательская деятельность:

– изучать и анализировать тенденции развития национальной экономики, ее отраслей и предприятий;

– использовать экономические законы и закономерности в управлении инновациями и инвестициями;

– проводить исследования в области методологии и методики планирования, ценообразования, учета и анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия) и его структурных подразделений;

– обосновывать систему показателей и методы оценки экономической эффективности функционирования организации (предприятия), отдельных видов деятельности и структурных подразделений;

– разрабатывать нормативно-технические и методические материалы, регулирующие хозяйственную деятельность организации (предприятия), логистические операции;

– разрабатывать стратегию и тактику осуществления производственно-хозяйственной деятельности организации (предприятия); исследовать механизм экологизации хозяйственных процессов;

инновационная деятельность:

– осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по перспективам развития отрасли, инновационным технологиям, проектам и решениям;

– определять цели инноваций и способы их достижения;

– работать с научной, технической и патентной литературой;

– разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий;

– оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

– применять методы анализа и организации внедрения инноваций.

Содержание учебного материала

№ п/п Название темы Содержание темы Лекций Пр. занятий
1. Бизнес-план инвестиционного проекта: назначение, состав и разработчики. Национальное законодательство в области бизнес-планирования 1. Определение бизнес-плана. Основные задачи, решаемые бизнес-планом. 2. Законодательство Республики Беларусь в области бизнес-планирования. 3. Состав и разделы бизнес-плана инвестиционного проекта. 4. Разработчики и бизнес-плана и основные этапы его создания.  
2. Стратегия маркетинга предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции. 1. Характеристика предприятия и стратегии его развития. 2. Анализ рынков сбыта продукции и оценка конкурентов предприятия. 3. Оценка конкурентоспособности продукции предприятия. 4. Содержание маркетинговой стратегии предприятия.
3. Процесс производства продукции: его содержание и направления совершенствования 1. Описание программы производства и реализации продукции. 2. Оценка производственных мощностей предприятия. 3. Материально-техническое обеспечение проекта предприятия. 4. Оценка стоимости производства и сбыта продукции.
4. Разработка календарного, организационного и юридического плана инвестиционного проекта 1. Разработка календарного плана (графика) реализации проекта. 2. Разработка организационного плана проекта. 3. Разработка юридического обоснования реализации проекта. 4. Информация о разработчике бизнес-плана.
5. Риски проекта предприятие и разработка мер по их страхованию 1. Анализ рисков проекта, описанного в бизнес-плане. 2. Оценка рисков проекта, описанного в бизнес-плане. 3. Методы снижения рисков проекта.
6. Разработка инвестиционного плана и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности по проекту 1. Разработка инвестиционного плана проекта. 2. Разработка стратегии финансирования проекта.
7. Оценка эффективности инвестиционного проекта 1. Принципы оценки эффективности инвестиций в проект. 2. Расчет интегральных показателей эффективности инвестиционного проекта. 3. Расчет показателей чувствительности проекта.
    Итого:

Тема 1. Бизнес-план инвестиционного проекта: назначение, состав и разработчики. Национальное законодательство в области бизнес-планирования

Определение бизнес-плана и решаемые им задачи. Состав разработчиков бизнес-плана.

Источники финансирования проекта, описываемого в бизнес-плане.

Требования к составу бизнес-плана инвестиционного проекта предприятия.

Законодательство Республики Беларусь в области бизнес-планирования: Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь, Постановления Совета Министров республики, касающиеся совершенствования методологии анализа, текущего и перспективного планирования и разработки бизнес-планов предприятиями, консалтинговыми фирмами и другими организациями, а также проведения экспертизы бизнес-планов.

Программное обеспечение для разработки бизнес-планов.

Наши рекомендации