Категория рода, система ее значений и способы выражения в современном русском языке

Русский язык как национальный язык русского народа, формы его существования. Значение русского языка как средства межнационального и международного общения.

Язык и речь. Особенности устной и письменной речи. Понятие культуры речи. Ведущие аспекты культуры речи.

Понятие о лексикологии. Словарный состав языка и словарный запас человека. Значение изучения лексикологии для проведения работы по обогащению и уточнению словарного запаса младших школьников.

  1. Определение понятия «лексикология».
  2. Словарный состав языка, отраженный в словарях.
  3. Лексика с точки зрения ее происхождения.
  4. Многозначность слов, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологические единицы.
  5. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса.
  6. Словарный запас человека (лексикон).
  7. Значение изучения лексикологии для проведения работы по

обогащению и уточнению словарного запаса младших школьников.

Фонетика как раздел науки о языке. Звуки речи. Понятие о фонеме. Значение изучения фонетики для работы по обучению грамоте, орфоэпии в начальных классах.

1) Определение понятия «фонетика».

2) Определение понятий «фонема», «звук».

3) Звуки речи. Их классификация. Отличительные признаки гласных и согласных звуков.

4) Понятие «слог», классификация слогов.

5) Характеристика гласных звуков (по разным признакам); сильная и слабая позиции гласных звуков, позиционные изменения гласных в слабой позиции.

6) Классификация согласных звуков (по разным признакам); позиции согласных звуков по звонкости/глухости и твердости/мягкости.

7) Значение изучения фонетики для работы по обучению грамоте, орфоэпии в начальных классах.

Русская графика. Происхождение и состав русского алфавита. Буквы и звуки (фонемы). Позиционный принцип русской графики.

1) Определение понятия «графика».

2) Основные этапы развития письма. История происхождения русского алфавита.

3) Алфавит:

- определение понятия «алфавит»;

- каждая буква как символ имеет свое название (прочитать весь алфавит);

- состав алфавита;

- значение алфавита (его практическое применение).

4) Основной принцип русской графики – позиционный (слоговой); звуковые значения букв гласных (на примере буквы «о»), согласных (на примере буквы «д»), букв «е,ё,ю,я», букв «ь,ъ».

5) Значение знаний по разделу «Графика» для обучения учащихся грамоте и орфографии.

Основные способы словообразования в русском языке. Правильное употребление однокоренных слов с разными приставками или суффиксами. Мотивированный выбор слов различных словообразовательных типов как признак культуры речи. Словообразовательные и толковые словари русского языка.

1) Определение понятия «словообразования».

Основными словообразовательными элементами являются морфемы.

2) Определение понятия «морфема».

Виды морфем (определения, примеры).

3) Формообразующие морфемы.

4) Определение понятия «основа».

Виды основ.

5) Словообразующие морфемы.

Основные способы словообразования (морфологические и неморфологические). Примеры.

6) Продуктивные и непродуктивные способы словообразования.

7) Выбор слов различных словообразовательных типов как признак культуры речи.

8) Словообразовательные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Понятие об орфограмме. Фонематический и морфологический принципы русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Орфографические словари и справочники.

1) Определение понятия «орфография».

2) Фонематический и морфологический принципы русской орфографии.

Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания морфем.

3) Определение понятия «орфограмма».

Виды орфограмм.

4) Слитные, раздельные и дефисные написания, их связь с лексико-грамматическими процессами в языке (переход из одной части речи в другую).

5) Семантико-грамматические основы употребления прописных букв.

6) Фонетическое и морфемное членение слова как основа правил переноса.

7) Орфографические словари и справочники.

Принципы выделения частей речи в русском языке. Значение изучения морфологии для преподавания основ грамматики, формирования навыков правописания, речевых умений и навыков в начальных классах.

1) Определения грамматики как науки о строе языка, морфологии и синтаксиса как разделов грамматики.

Определение понятия «части речи».

2) Принципы выделения частей речи в русском языке:

- общее лексическое значение;

- морфологические признаки (в т.ч. формы словоизменения);

- синтаксическая роль.

3) Служебные и самостоятельные части речи. Их характеристика.

4) Значение изучения морфологии для преподавания основ грамматики, формирования навыков правописания, речевых умений и навыков в начальных классах.

Категория рода, система ее значений и способы выражения в современном русском языке.

1) Части речи, которым присуща категория рода (имена существительные, имена прилагательные, имена числительные (порядковые и количественные), местоимения, глагольные формы (причастие как особая форма глагола, форма прошедшего времени глагола, форма сослагательного наклонения)).

2) Категория рода имен существительных.

Способы определения рода.

3) Существительные общего рода. Имена существительные, не имеющие рода.

4) Трудности в определении рода несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

5) Изменение по родам прилагательных, местоимений-прилагательных, порядковых числительных, причастий. Категория рода у количественных числительных.

6) Изменение по родам глагольных форм.

Наши рекомендации