Разложи геометрические фигуры (по признаку.величине)
Упражнения на классификацию
Три обруча
Материал: лист бумаги с тремя кругами, наклейки геометрических фигур.
Задание: разместить в каждом круге геометрические фигуры соответствующего цвета. Задание можно усложнить, например, предложить детям разместить фигуры так, чтобы в коасном не было фигур с углами и т.д.
Разложи цифры
Материал: пять наборов цифр от 1 до 5 разного вида.
Задание: разложить цифры каждого вида в отдельный ряд таблицы.
Найди предметы одного цвета
Третий лишний или какая картинка лишняя.
Разложи геометрические фигуры (по признаку.величине)
Классификация – это мыслительное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки , осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – название группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификции предполагает использование приемов сравнения и обобщения.
Освоению операции классификации свойств и отношений между предметами способствует:
-Овладению предметно – познавательными действиями;
-Освоению свойств и отношений предметов по взаимосвязи;
-Обеспечению взаимосвязи представлений и мышления ребенка;
-Овладению речевыми формами отражения сущности предметно – познавательных действий, свойств и отношений.
Таким образом, в процессе классификации дети осваивают логические операции над свойством, характеризующим те или иные подмножества предметов, что дает им возможность выявить простейшие законы этих операций, т.е. законы логики, на которых основаны рассуждения.
Для успешного освоения детьми операции классификации необходимы следующие условия:
1.Развитие обобщенных и связанных со словами представлений о свойствах предметов ( выделение свойства, его абстрагирование, обобщение по данному свойству)- красный предмет, все красные предметы.
2.Использование последовательно «абстрактного», затем «жизненного» материала, сначала предложенного взрослым, а затем придуманного и изготовленного детьми.
Познание свойств групп и отношений между группами в процессе классификации предметов по признакам – сложное умственное действие, которое включает:
-выделение оснований классификации ( общих признаков предметов), по которым будет производиться разбиение;
-распределение объектов с разными свойствами в разные классы;
-объединение объектов с одинаковыми ( тождествами) свойствами в одно целое [24,с. 120]
Первым шагом в освоении детьми классификации является образование групп предметов, т.е. выделение из совокупности предметов, тех которые обладают одинаковыми свойствами, и объединение их в группу. Например, из множества геометрических фигур дети выбирают все круглые фигуры ( и образуют из них группу), из множества игрушек – все маленькие игрушки и т. д. В процессе разнообразных упражнений по образованию групп предметов на основе разных свойств и называния общего свойства группы у детей развивается способность к обобщению. Сначала дети осваивают умение образовывать группы на основе одного свойства ( все желтые фигурки), затем на основе двух, трех и более свойств ( все красные квадратные фигуры, все большие треугольные синие фигуры и т. д.). Чем больше отличительных свойств имеют объекты, тем больше активизируется способность ребенка к абстрагированию, т. е. к отличению значимых для решения задачи свойств от остальных. Чтобы выделить из логических блоков группу по одному свойству, ребенок должен отличить это свойство от остальных трех. Так, чтобы образовать группу всех квадратных блоков, ему нужно абстрагировать форму от цвета, размера и толщины блока и собрать вместе все квадраты (синие, желтые, красные, большие, маленькие, толстые и тонкие). В результате упражнений на образование групп дети осваивают умение объединять вместе объекты с одинаковыми свойствами и выделять общее свойство группы.
Вторым шагом в освоении детьми классификации является распределение предметов с разными свойствами в разные группы. В игровых упражнениях и игровых обучающих ситуациях взрослый задает основание и указывает общие свойства каждой группы. Например, перед детьми три ведерка ( красное, желтое, синее). Нужно разложить все игрушки по цвету: в красное ведерко собрать все красные игрушки, в желтое все желтые, в синее все синии. В другом игровом упражнении детям предлагают 3 большие фигуры, серединку цвета ( круг, квадрат, треугольник) и много таких же маленьких фигур-лепестков. Нужно собрать цветы вокруг каждой большой ыигуры (серединки цветка) выложить такие же по форме маленькие фигуры. В приведенных упражнениях общие свойства каждой группы обозначаются с помощью цвета ведер о форм больших фигур. Общее свойство каждой группы взрослый может обозначить по-разному, например словом или знаком. При выполнении этих упражнений важно, чтобы дети называли не только общие свойства групп ( все круглые, все квадратные, все треугольные), но и основания распределения предметов по группам ( разложи по форме, по размеру и т. д.), а также число полученных групп (раздели фигуры по форме и получили 3 группы: круглые, квадратные, треугольные фигуры) [24, с. 120].
В ходе таких упражнений дети усваивают , что любые два объекта одной группы одинаковы по общему свойству, а любые два предмета из разных групп-различны.
Следующим третьим шагом в освоении классификации является упражнения которые помогают детям самостоятельно обнаруживать общие свойства классов. Задание, которое получают дети, состоит в том, чтобы разделить все предметы по указанному признаку (цвету, длине, толщине и т. д.), определить количество полученных групп, назвать общее свойство каждой группы.
При выполнение таких упражнений полезными окажутся логические блоки Дьенеша-наборы предметов разных цветов о форм.
Четвертый шаг упражнения, которые помогают ребенку самостоятельно найти основание классификации. Задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы разделить любую совокупность так, чтобы вместе оказались все одинаковые предметы. Например взрослый предлагает детям несколько домиков для расселения блоков.
Каждый ребенок должен сначала решить, как он расселит блоки, а затем выбрать тот домик, который для этого подходит. Условия расселения: все блоки должны попасть в дом; в каждой комнате должны жить только одинаковые блоки; в доме не должно быть пустых комнат[24, с. 121].
Таким образом, в процессе освоения классификации ребенок движется от умения объединять вместе предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы к умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы; разбивать совокупность на группы по заданному основанию классификации; выделять основание классификации.
В процессе освоения классификации ребенок движется от умения объединять вместе предметы с одинаковыми свойствами выделять общие свойства группы и умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы.
Освоение классификации по совместимым свойствам осуществляются поэтапно. На первом этапе дети разбивают множества на классы на основе одного свойства. Для выполнения этого действия ребенку необходимо вычленить обозначенное свойство в предметах классификации; абстрагировать его от других свойств; установить, присутствует ли указанное свойство в каждом предмете; объединить в одну группу все предметы, обладающие указанным свойством, в другую – все предметы, не имеющие данного свойства. Важнейший результат освоения детьми классификации по одному свойству – развитие представлений о логической операции отрицания.
Создаются разнообразные игровые ситуации, для разрешения которых дети должны выполнить классификацию по совместимым свойствам. Например, разделить конфеты между Вини-Пухом и Пяточком так чтобы Пуху достались, все желтые конфеты, а Пятачку все прямоугольные конфеты; разделить строительный материал для постройки дома между Ниф-Нифом и Наф-Нафом так, чтобы у Ниф-Нифа были все квадратные блоки, а у Наф-Нафа все толстые. В каждом новом игровом упражнении задается новая пара совместимых свойств. В процессе классификации дети продолжают познавать отношения между классами [24, с.129].
Таким образом, старший дошкольный возраст является интенсивным к усвоению обобщенных средств и способов умственной деятельности, и развитию логических приемов мышления: классификации. Включение старшего дошкольника в логико- математическую деятельность при решении им задач умственного характера повышает эффективность результатов развития мыслительной деятельности, а именно классификации.