Дополнительные функции языка

Языковые знаки

Языковые знаки – это знаки человеческого языка, основные информативные знаки.

Основные признаки знака: двусторонность (наличие материальной формы и содержания), противопоставленность в системе, условность/мотивированность.

В знаке выделяются две стороны – означаемое (понятие, содержание, смысл знака, его внутренняя сторона, то, что воспринимается нашим сознанием) и означающее (внешнее выражение знака, его формальная сторона, то, что воспринимается органами слуха или зрения).

Как правило, знаки в системе противопоставлены, что предполагает различность их содержания. Например, длинные и короткие гудки в телефонной трубке означают соответственно «линия свободна» – «линия занята». Противопоставленность знаков ярко проявляется в случае нулевого обозначающего. Рассмотрим ситуацию. Для того чтобы какой-то предмет (или звук, жест и т. д.) мог стать условным знаком, он обязательно должен быть противопоставлен какому-то другому предмету (или звуку, жесту и т. д.), иначе говоря, он должен войти в систему знаков.

К примеру, поставленная на подоконник ваза может стать сигналом об опасности только в том случае, если обычно ее там нет. Если же она всегда стоит на подоконнике, она ничего не может обозначать, тогда она – просто ваза. Для того чтобы приобрести способность что-то обозначать, она должна быть противопоставлена другому знаку, в данном случае – нулевому (т. е. значимому отсутствию материально выраженного знака).

Условная связь между означающим и означаемым основана на договоренности (сознательной) (красный свет – «путь закрыт»). Условной связью, например, является закрепленность длительности или краткости звучания гудка в телефонной трубке с занятостью или незанятостью телефонной линии. Мотивированная (внутренне обоснованная) связь основана на сходстве означающего с означаемым. Признак мотивированности очевиден при изображении на дорожном знаке поворота, бегущих детей и т. д.

Языковой знак, как всякая двусторонняя языковая единица, обладает формой (означающее знака) и содержанием (означаемое знака). Как и все прочие знаки, они всегда материальны и означают что-то помимо самих себя. Языковые знаки всегда условны, т. е. связь означаемого и означающего у них произвольна (но при этом, будучи однажды установленной, она становится обязательной для всех носителей данного языка). Как и все условные знаки, они всегда являются членами знаковой системы, а следовательно, обладают не только значением, но и значимостью.

Помимо свойств, общих для всех знаков, языковые знаки имеют еще и особые, только им присущие особенности. К их числу относится линейность: языковые знаки всегда следуют друг за другом, никогда не совмещаясь в пространстве (при письме) или во времени (в устной речи). Можно представить себе неязыковой знак (скажем, сигнал) в виде звучащего в определенный момент аккорда из трех звуков, каждый из которых имеет свое значение. Но не существует языковых знаков, в которых в пространстве или во времени совмещалось бы несколько единиц. Они всегда следуют друг за другом, составляя линейную цепь.

Другая особенность языковых знаков связана с диахроническим аспектом их существования: языковой знак характеризуется изменчивостью и одновременно стремлением к неизменчивости. Такое противоречие объясняется тем, что язык используется обществом, которое, с одной стороны, нуждается в постоянно изменяющемся языке для выражения своих меняющихся знаний о мире, а с другой стороны – в неизменной, стабильной системе общения, так как любые изменения в языке поначалу вызывают затруднения в общении. Поэтому на языковые знаки постоянно действуют две разнонаправленные силы, одна из которых подталкивает их к изменению, а другая стремится их удержать в неизменном виде.

К языковым знакам следует отнести значимые единицы языка – морфемы, слова, предложения.

Однако знаковость морфем очень ограничена, поскольку морфемы являются составными частями слов и имеют значения только в составе слов. В полной мере знаками в языке являются слова. Они представляют понятия, являются их символами или знаками; слова способны входить в состав предложения и по необходимости оформлять предложение. Полноценным коммуникативным знаком является предложение. В предложении как высшей знаковой единице приводятся в действие все знаки и сигналы языка, а сами предложения образуют связь друг с другом, с контекстом и ситуацией речи. Предложение обеспечивает языку возможность передавать любую конкретную мысль, любую информацию.

Язык как знаковая система

Язык как важнейшая знаковая система отличается от всех остальных вспомогательных (специализированных) знаковых систем.

Языковая знаковая система является всеобъемлющим средством передачи и хранения информации, а также оформления самой мысли, выражения эмоций, оценки и волеизъявления, в то время как специализированные знаковые системы служат для передачи ограниченной информации, перекодировки уже известного.

Сфера употребления языка универсальна. Он используется во всех областях человеческой деятельности, тогда как специализированные знаковые системы имеют ограниченную сферу употребления. Язык как знаковая система создается постепенно и развивается в процессе своего функционирования, а специализированные средства общения, передачи и хранения информации являются результатом разового соглашения людей, имеют продуманный и искусственный характер.

Основные функции языка

· Основными функциями языка являются:

· Коммуникативная (функция общения);

· Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);

· Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);

· Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Дополнительные функции языка

Дополнительные функции: 1)фатическая(язык как средство контакта и поддержания разговора), 2)метаязыковая (язык как средство описания языка), 3)эмотивная (язык как выражения чувств и переживаний человека), 4)эстетическая(язык как средство образного отражения действительности). Выделяют языковые единицы строевые, номинативные, предикативные. К строевым относятся фонемы, словоформы, модели словообразования, построения предложений. К номинативным относятся номинативные слова, составные наименования и фразеологизмы. К предикативным относятся разные типы предложения.

Способность языковых единиц быть воспринятыми органами слуха и зрения называют перцепцивтивными.
9. Язык как система. Парадигматические и синтагматические отношения в языке

1. Парадигматические отношения — это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу. На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон—ворона—ворону и т.д. (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы — окончания разных падежей); кричу — кричишь — кричит (грамматическая личная парадигма, друг другу противопоставляются личные окончания); ворон — сокол — ястреб — коршун, и т. д. (лексическая парадигма, друг другу противопоставлены слова, обозначающие хищных птиц).

2. Синтагматические отношения — это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня. Имеется в виду, во-первых, самый факт сочетаемости (ворон соединяется с формой кричит, но не с формами кричу и кричишь, с прилагательным старый, но не с наречием старо; сочетаясь с летит, кричит и многими другими глаголами, нормально не сочетается с поет или кудахчет;

Мягкие согласные в русском языке соединяются с последующим и, но не с последующим ы). Во-вторых, имеются в виду смысловые отно­шения между единицами, совместно присутствующими в речевой цепи (например, в старый ворон слою старый служит определением к ворон)., воздействие единиц друг на друга (звук «ч» в кричу выступает в огубленном варианте перед последующим «у») и т. д.

Например: Лексический уровень:

Слова коричневый и карий обозначают цвет, но карие только глаза (узкая синтагматика), а коричневый – широкая синтагматика.

Морфологический уровень:

Язык допускает сочетание существительного с глаголом, прилагательным, числительным, но крайне редко с наречием.

Синтаксический уровень:

Подлежащее сочетается со сказуемым, но не сочетается с обстоятельством.
10. Понятие речи. Виды речи

Речь – это процесс коммуникации людей с помощью того или иного языка.

В большинстве случаев имеется в виду именно общение людей. Хотя у животных и в компьютере – тоже что-то подобное. Ко всем ним можно применить более общение понятие – «коммунникация».

Виды речи связаны с формами используемых знаков и с тем, на кого направлена речь.

1. устная / письменная речь

Устная речь всегда предполагает собеседника и развертывается в некотором контексте, воспринимаемом обоими собеседниками. В устной речи жест может заменять собой целое предложение (Напр., на остановке трамвая: «Идет!»). Эмоциональность устной речи значительно выше.

Экспрессивная речь – наиболее эмоциональна (междометия, восклицания, нецензурные слова). Она наименее развернута и сильнее всего связана с контекстом.

2. внешняя / внутренняя речь

(внешняя направлена на других, внутренняя направлена на себя – «я как другой».

Сначала человек учится общаться с другими, а потом уже сам с собой.)

Эгоцентрическая речь – внешняя по форме и внутренняя по содержанию.

3. развернутая (соответствует письменной) / свернутая (соответствует внутренней).

4. монологическая / диалогическая

(особый вопрос представляет речь, обращенная к Богу.)
11. Строение речевого аппарата

Речевой аппарат – это совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи (легкие, диафрагма). Перечисленные органы имеют речевые функции.

Источником образования большинства звуков речи служит воздушная струя, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу.

Речевой аппарат человека принято подразделять на пять составных частей:

1) дыхательный аппарат – воздуходувные органы;

2) голосообразующие органы – гортань, голосовые связки, хрящи;

3) полость рта и полость носа – резонаторы, где образуется все разнообразие звуков речи;

4) органы произношения – все, что находится в полости рта. Эти органы принято делить на активные (голосовые связки, небная занавеска с маленьким язычком, язык, губы) – подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука;

пассивные (твердое небо, зубы, десны) – неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную работу.

5) центральная нервная система и головной мозг управляют всей работой речевого аппарата.
Ассимиляция– явление, в котором соседние в слове звуки, первоначально различные, уподобляются друг другу.
Диссимиляция- замена одного из двух одинаковых или сходных звуков в слове (смежных или несмежных) другим звуком, отличным или менее сходным с ним (напр. , лат. februarius - рус. "февраль").

Акустика звуков речи

Акустика – наука, изучающая теорию звука. Звук– это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. К акустическим признакам звука относятся: высота, которая зависит от частоты колебаний: чем выше частота, тем выше звук; сила, которая зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук; длительность (или долгота), которая связана с количеством колебаний во времени, тембр – индивидуальное качество его акустических признаков.

Колебаниямогут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают тоны, а в результате непериодических – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – относительную.

В образовании звуков важна роль резонатора – замкнутой воздушной среды, где производится звук. Это ротовая, носовая и глоточная полости речевого аппарата. Благодаря резонатору основной тон обогащается наслаивающимися на него обертонами - более высокими тонами, число колебаний которых является кратным по отношению к числу колебаний основного тона. Это гармонические обертоны.

Тоны в резонаторе могут возникать и самостоятельно. Это резонаторные тоны. В этом случае резонаторы резонируют задней и передней частью отдельно. Удлинение и укорочение резонатора меняют его тоновую окраску. Область резонирования и его результат называются формантой.

Таким образом, тембр звука – сложное явление, содержит основной тон, шум, гармонические обертоны и резонаторные тоны.
13. Классификация гласных звуков в языках мира

Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Гласные делятся пошироте раствора рта. По этому признаку они бывают: широкие (а), средние (э), (о), узкие (и), (у).Акустически это деление соответствует степени сонорности: максимально сонорные, средней сонорности и минимально сонорные.

Артикуляция гласных зависит от объемаи формы резонатора, то есть полости рта (иногда носа). Гласные различаются высотой резонаторного тона, поэтому в каждом языке бывает самая низкая гласная - (у) и самая высокая – (и). Между ними располагаются все остальные.

Различия гласных по высоте резонаторного тона зависят от того: а) как перегорожен ротовой резонатор; б)как расположены губы; в) включен или выключен носовой резонатор. Положение губ – важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивает переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон. Эта артикуляция называется огублением или лабиализацией. Не растянутые и не вытянутые губы не влияют на резонаторный тон. Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных. Лабиализовать легчеузкие гласные (сильная лабиализация), труднее средние (средняя лабиализация) и труднее всего широкие (слабая лабиализация).

Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произношении данного звука. Выделяются гласные: переднего ряда – (и), (и), (э),(о),( ); заднего ряда – (ы), (у), (о), ( ), (а) заднее и его огубленная пара ( ); среднего ряда – (ы) и его огубленная пара (у).

Вертикально гласные распределяются по подъему, то есть по степени приподнятости той или иной части языка. Выделяются: гласные верхнего подъема– (и), (и), (ы), (у), (ы), (у); среднего – (э), (о), (а), (о); нижнего – это разные (а), см. таблицу № 3.

Гласные могут различаться идолготой.

Наши рекомендации