Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь.

Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь.

Язык – биологическое явление, врождённое свойство человека, т. е. язык наследуется человеком, он заложен в самом биологическом существе человека.

Язык - общечеловеческое биологическое врождённое достояние, как психофизиологический резерв в мозге людей, который един для всего человечества. «передаётся по наследству генетическим путём, но реализация в форме речи зависит от множества факторов исторического, социального, территориального и иного порядка»

Аналогия генетического и языкового кодов - гены, отвечающие за язык, расположены в Х-хромосоме, наша способность к речи генетически предопределена и онтогенез, т. е. происхождение индивидуальной речи регулируется генетически»

2. Язык считается проявлением «духа божьего или человеческого». В. фон Гумбольдт говорил о языке как проявлении «духа народа».

Психологи, занимающиеся проблемой природы языка, изучают, как соотносятся между собой вербальные и невербальные способы хранения, порождения и передачи информации в сознании людей и коллективов: язык – индивидуальный психический акт, явление психологической деятельности человека или народа.

3 «Язык существует постольку, поскольку есть общество» [Мейе А], Способность к членораздельной речи формируется у человека в процессе усвоения исторически сложившейся системы того или иного языка.

Вывод: язык – явление общественное, т. е. социальное.

Функция - роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе.

Основные функции:

1) коммуникативная - общение, обмен информацией;

2) когнитивная - средство формирования и способ выражения мысли.

Частные функции:

1) регулятивная - установление контактов между людьми;

2) номинативная - называние предметов, понятий;

3) накопительная - познание окружающего мира и хранение данных;

4) экспрессивная\эмотивная - выражение чувств и эмоций и др.

Язык - определённый код, система знаков и правил их употребления. Включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова), лексического (слова и значения) и синтаксического (предложения).

Речь - деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения.

Язык существует независимо от того, кто на нём говорит, речь всегда привязана к говорящему. Язык является объективной данностью.

Коммуникативная языковая компетенция - совокупность лингвистических (знание яз), социолингвистических (реч этикет, нормы общ между людьми) и прагматических (навыки использования в определённых целях), знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

Движущие силы изменений в системе языка (проблема скачка в развитии языковой системы, теория давления системы, теория инноваций, теория антиномий). Проблема развитости языка.

Проблема скачка в развитии языковой системы

Скачок в развитии языка - взрыв, который отбрасывает старый язык и вводит но-вый (социальные революции в жизни общества).

Переход языка от старого качества к новому происходит путем постепенного накопления элементов нового качества и постепенного отмирания элементов старого качества (2-3 столетия).

• скачок со взрывом (острая форма, проявляющаяся внезапно)

• скачок без взрыва (мирная форма, подготавливающаяся постепенно

Темп накопления элементов - очень медленный/очень интенсивный.

Теория давления системы

Понятие «давление системы» - объяснения языковых изменений (младограмматики). Действие аналогии.

Давление системы максимально в фонологии, меньше в морфологии и минимально — в лексике. Меньше элементов, меньше вариантов. Чем больше вариативность в системе, тем меньше ее давление на элементы.

Пример давления системы - процессы ассимиляции иноязычных слов. Французское слово пальто в русском литературном языке относится к несклоняемым существительным, но в просторечии под давлением парадигм словоизменения слов среднего рода на -о (типа село) пальто приобрело почти все русские падежные формы

Давление системы - включение нового слова в какую-либо часть речи и в присвоении слову всех словоформ, присущих этой системе. «Давление системы» регулирует, ограничивает возможности тех или иных изменений.

Теория инноваций

Причины и механизмы изменений в языке (Эугенио Косериу). Отклонения от традиционной нормы – инновации.

Факторы:

а) искажение традиционной модели;

б) выбор одного из вариантов, существующих в языке;

в) изобретение форм под давлением системы;

г) заимствование форм из другого языка;

д) функциональная экономия, отбрасывание избыточных различий.

Теория антиномий

Антиномии – противоречия, которые не могут быть окончательно преодолены и возникают вновь. Внутр фактор, обусловливающий языковые изменения.

1. говорящего и слушающего 2. нормы и возможностей системы 3. системы и текста 4. стандартизации и экспрессивности 5. потребностей общения и психофизиологических возможностей человека (закон экономии)

Парадигматическая экономия — сохранение количества единиц в системе, чтобы не создавать и не запоминать новые слова.

Синтагматическая экономия — сокращение высказывания за счет употребления более кратких языковых форм, более тихого или сокращенного произнесения {субмарина вместо подводная лодка.

Бодуэн де Куртенэ - виды экономии усилий:

•осуществление стремления к удобству произношения; •объединение слабых форм с сильными; •переход от конкретных образов к абстрактным.

Проблема развитости языка.

Можно ли считать один язык развитым, а другой неразвитым? Может ли один язык быть более развитым, чем другой? Две стороны языка — внутриструктурная и функциональная (многообразие общественных функций языка).

Развитость:

а) богатство лексики тематических пластов;

б) в широте стилистической дифференциации языковых средств у примитивных народов в языке выделяются только разговорный и фольклорно-сказочный стили;

в) в многообразии функций языка.

Функциональная развитость языка — это производное от уровня развития общества, в котором он используется.

Внутриструктурная развитость - наличие или отсутствие грамматического рода, большого количества падежей, сложной системы времен не свидетельствуют о развитости или неразвитости языка

Развитие языка — приспособление к условиям его функционирования, обогащение словаря, усложнение системы, расширение общественных функций языка, появление и совершенствование письменности — несомненно, отражают прогресс, который обусловлен прогрессом общества — носителя этого языка. Регресс языка в сужении и сокращении его функций

Монофтонги и полифтонги

Для монофтонгов характерна артикуляционная и акустическая однородность. Положение органов речи на протяжении артикуляции гласного относительно стабильно.

При артикуляции полифтонгов происходит сдвиг в положении органов речи и, как следствие, изменение тембра. дифтонги и трифтонги.

В русском всего 6 гласных фонем, в английском — 12 монофт и 9 дифт, в системе американ — 15 монофт и 9 дифт. Система русских гласных сбалансирована, поскольку в каждой зоне артикуляции находится отдельный звук и нет. скопления гласных, как в английском. В вокализме нет противопоставления гласных по признаку долготы-краткости в отличие от английского языка, где эти различия — фонологические.

Ударные русские гласные — краткие, а безударные — сверхкраткие. Увеличение длительности русских ударных гласных в произношении англоговорящих влечет за собой их дифтонгизацию, долгие гласные в английском дифтонгизируются. Английская и американская речь лабиализована менее русской. В русск огубление и выпячивание губ — норма.

Факторы Языкового сдвига

1. Число носителей (чем больше число носителей, тем меньше шансов вымирания).

2. Языковое окружение (чем больше контактов с другими языками, тем меньше его жизнеспособность. Внешними причинами может быть переселение народа, при притоке иммигрантов, изменения типа хозяйственной деятельности).

3. Тип хоз деятельности (если общ-во сохраняет деятельность, то сохранится и язык)

4. Воспроизводство языка (передача языка родителями детям).

5. Межнациональные браки (родители решают полностью перейти на язык супруга).

6. Языковая политика государства (внедрение второго официального языка проводится через школы, программы обучения, возможность утраты языка за одно-два поколения).

7. Престиж языка (Престиж языка не снижается сам по себе, это зависит от: экономических, политических и тд).

8. Наличие или отсутствие письменности (язык коренного населения может не иметь письменности и этим уступает более «сильному» языку).

9. Социологические и социально-психологические (конфликты identity, стереотипы, предрассудки, комплекс неполноценности из-за принадлежности к непрестижной группе).

Темпы языкового сдвига: 1. Медленный (3-4 поколения). 2. Катастрофический (1-2 поколения).

Основные причины яс: 1. Добровольный или вынужденный выбор носителя языка, сознательно или под давлением общественного мнения. 2. Принуждение со стороны гос-ва.

Три категории языка: 1. Умирающие. 2. В опасности. 3. Вне опасности.

Смерть языка- Прекращение использования языка с исчезновением народа-носителя данного языка либо в результате завоевания и/или полной ассимиляции этноса (напр., исчезновение языка айнов). Согласно Клауссу, через сто лет из существующих 6000 языков, останутся только 600

Языковая политика – Ряд идеолог принципов и практич мероприятий по решению языковых проблем в государстве. Реализуется в виде языкового планирования. Не только гос-во решает какой язык принят в качестве офиц, но и общ группы и организации (печать книги, словари, проводить курсы).

Индивидуальное языковое планирование- собственную языковую политику осуществляют отдельные личности. Их действия приводят к значительным изменениям в судьбе языка.

Государственное языковое планирование – осущ. Через академии, школы, институты, комиссии. Задачи - создавать орфографию для бесписьменного языка, реформировать орфографию, создавать новую терминологию. Речевые неосознанные практики людей противоречат академическим правилам, и развитие языка идёт туда, куда хотят люди, а не академия. Гос. Яп более эффективно для письменной формы языка, а не для устной.

Три основных типа языкового планирования: 1. Отбор языка. 2. Определение отношения к языкам меньшинств (поддерживать или подавлять языки меньшинств. Подавление может быть как скрытым, так и явным). 3. Языковое строительство (создание алфавита, правил орфографии, терминологии, образование, издания книг).

Факторы, влияющие на выбор языка при языковом планировании: 1. Социально-демографические факторы (число языков, число носителей, географическое распространение. 2. Географическое «расположение» языка. 3. Языковые факторы (генетическая близость языков). 4. Социо-психологические факторы (отношение народа к различным языкам в широком смысле). 5.Политические факторы. 6. Религиозные факторы.

Основные понятия в межкультурной коммуникации.

1. Центральное понятие МКК – это, конечно, межкультурные коммуникации. Существует множество разных определений данного понятия, сформулированных разными исследователями этого вопроса. В наиболее общих чертах его можно сформулировать как: межкультурная коммуникация – информационное взаимодействие или общение между представителями разных культур.Или МКК - это общение языковых личностей, принадлежащих разным культурам.

2. МКК понимается как: i) сфера гуманитарных знаний; ii) учебная дисциплина; iii) процесс общения.

3. Существует 3 вида контактов с другими культурами: прямой, опосредованный (книги, картины), путём знакомства с предметами, созданными культурой (как в реалиях культуры, так и в музее).

4. Объект– естественная коммуникация; Предмет – типы взаимодействия и факторы

5. Основные понятия:

(А) Культура – совокупность кодов определённой общности людей, объединённых общей историей, традициями, обычаями, языком и т.д.

(Б) Коммуникация – акт или процесс передачи информации другим людям.

(В) Информация – всё, что ведёт к изменению или сохранению состояния объекта, вовлечённого в коммуникацию.

(Г) Язык – двусторонняя знаковая система, используемая как передачи информации.

(В) А также: культурная идентичность, языковая личность и языковая картина мира.

6. Формы МКК: прямая (письменная, устная, от человека к человеку), косвенная (литература, кино, радио). Опосредованнаяинепосредственная (с наличием промежуточного звена; пр. телефон).

7. Контекст ситуации: внутренний (совокупность знаний, установки, идентичность) и внешний (время, сфера и условия общения).

8. Временной контекст – время, в которое проходит коммуникация.

Виды и формы коммуникации.

1. Виды коммуникации по составу коммуникантов: 1) интраперсональная; 2) межличностная; 3) групповая коммуникация; 4) массовая коммуникация. Каждому виду коммуникации свойственны свои собственные особенности и специфика.

2. Существует два вида коммуникации по способу: вербальная (речь) и невербальная. Невербальную коммуникацию можно разделить на 3 основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежду и украшения.

3. Язык тела включает 5 составляющих: 1) жесты; 2) мимика; 3) положение тела; 4) проксемика (использование пространства - расстояние); 5) тактильная коммуникация.

4. При передаче информации 7% - вербальный канал, 30% - звучание голоса, более 60% - невербальный канал.

5. Паралингвистические элементы – 1) интонация; 2) тональный уровень голоса; 3) громкость голоса.

6. Одежда и внешний вид – показывают социальный статус, определяют характеристику личности.

Природа и сущность языка. Функции языка. Язык и речь.

Язык – биологическое явление, врождённое свойство человека, т. е. язык наследуется человеком, он заложен в самом биологическом существе человека.

Язык - общечеловеческое биологическое врождённое достояние, как психофизиологический резерв в мозге людей, который един для всего человечества. «передаётся по наследству генетическим путём, но реализация в форме речи зависит от множества факторов исторического, социального, территориального и иного порядка»

Аналогия генетического и языкового кодов - гены, отвечающие за язык, расположены в Х-хромосоме, наша способность к речи генетически предопределена и онтогенез, т. е. происхождение индивидуальной речи регулируется генетически»

2. Язык считается проявлением «духа божьего или человеческого». В. фон Гумбольдт говорил о языке как проявлении «духа народа».

Психологи, занимающиеся проблемой природы языка, изучают, как соотносятся между собой вербальные и невербальные способы хранения, порождения и передачи информации в сознании людей и коллективов: язык – индивидуальный психический акт, явление психологической деятельности человека или народа.

3 «Язык существует постольку, поскольку есть общество» [Мейе А], Способность к членораздельной речи формируется у человека в процессе усвоения исторически сложившейся системы того или иного языка.

Вывод: язык – явление общественное, т. е. социальное.

Функция - роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе.

Основные функции:

1) коммуникативная - общение, обмен информацией;

2) когнитивная - средство формирования и способ выражения мысли.

Частные функции:

1) регулятивная - установление контактов между людьми;

2) номинативная - называние предметов, понятий;

3) накопительная - познание окружающего мира и хранение данных;

4) экспрессивная\эмотивная - выражение чувств и эмоций и др.

Язык - определённый код, система знаков и правил их употребления. Включает единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (части слова), лексического (слова и значения) и синтаксического (предложения).

Речь - деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, речь – это язык в действии. Речь всегда развёртывается во времени, она отражает особенности говорящего, зависит от контекста и ситуации общения.

Язык существует независимо от того, кто на нём говорит, речь всегда привязана к говорящему. Язык является объективной данностью.

Коммуникативная языковая компетенция - совокупность лингвистических (знание яз), социолингвистических (реч этикет, нормы общ между людьми) и прагматических (навыки использования в определённых целях), знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

Наши рекомендации