Понятие о местоимении как части речи. Проблема местоимений — одна из наиболее сложных проблем грамматики
Проблема местоимений — одна из наиболее сложных проблем грамматики. Местоимения по традиции определяются как часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их (кто, ты, этот, некоторый, несколько).
Например:
Грушницкий - юнкер. Он только год в службе (М. Лермонтов);
Этот портрет я написал в два дня (Н.В. Гоголь); Что же случилось? (И.А. Гончаров)
Такое понимание не является в настоящее время общепринятым. Для того чтобы включить местоимения в систему частей речи, следует подробнее рассмотреть особенности значения и формальных показателей местоименных слов.
При изучении особенностей значения местоименных слов нпобходимо принимать во внимание, что для местоимений характерны три основные семантическиефункции:
1) дейктическая функция (<гр. deixis — указание) — указание на условия речевого акта, соотнесение того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками (я гово
рящий, ты слушающий, ваш принадлежащий вам, т.е. слушающим, этот находящийся вблизи от места речевого акта, тот находящийся вдали и т. п.);
2) анафорическая функция (<гр. anaphora — отнесение) —
соотнесение элементов данного высказывания с другими частями текста, отсылка к сказанному ранее (такой подобный или равный тому, о чем уже говорилось, другой не такой, о котором говорилось и т.п.);
3) кванторная функция — указание на тип предметной
отнесенности имени, т.е. соотнесение имени с различными классами предметов и их признаков: с классом предметов или признаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию от слушающего (кто?, какой?, сколько?); с классом неизвестных говорящему или слушающему (и поэтому неопределенных) предметов либо признаков предмета (кто-то, что-нибудь, какой-либо, сколько-то); с классом универсальных, всеобщих признаков (все, любой, всякий); с классом предметов и признаков, не включающих данный предмет или признак (никто, некому, нисколько) и т. д.
Местоимения — замкнутая, непродуктивная лексическая группа; новые местоименные слова в русском языке не появляются. Однако местоименные значения могут развиваться у некоторых прилагательных, существительных, числительных.
Например:
данный вопрос (этот); известный просчёт (некоторый); определённый успех (какой-то); Смех — дело серьёзное (нечто); Жил-был один человек (какой-то).
По особенностям склонения и связи с другими словами местоимения сходны или с именами существительными (я, ты, кто, что, никто идр.), или с именами прилагательными (тот, какой, всякий, этот и др.), или с числительными (столько, сколько, несколько). Поэтому в предложении местоимения выполняют ту же синтаксическую роль, что и соответствующие части речи.
Например:
Я (подлежащее) не хочу печалить вас (дополнение) ничем (дополнение) (П.);
Сердце мое (определение) сжалось (П.);
Теперь ты (подлежащее) наш (сказуемое) (П.);
Наискось стояло несколько избушек (П.)
В последнем примере местоимение несколько с существительным избушка выступает как один член предложения - подлежащее.
Сравните: Наискось стояло пять избушек.
Задание:
Прочитайте материал «Проблема местоимений как особой части речи» (см. Приложение 9).
Функционально-семантические разряды
Местоимений
По характеру выполняемых функций (т.е. по значению) местоимения делятся на восемь функционально-семантических разрядов:
1. Личные местоимения: я, мы (1-е лицо) — указывают на говорящего; ты, вы (2-е лицо) — указывают на слушающего; он, она, оно, они (3-е лицо) — указывают на того (на то), о ком-чем говорится. Местоимения 1—2-го лица имеют дейктическую функцию отсылки к участникам акта речи; местоимения 3-го лица называются иногда лично-указательными, они совмещают лично-дейктическую функцию с ситуативно-указательной (Вот онидёт) и даже анафорической (Это Петров. Он уходит).
2. Возвратное местоимение себя выполняет дейктическую функцию и указывает на отношение производителя действия к себе: Издревле сладостный союз поэтов меж собой связует (П.); Везде Онегина душа себя невольно выражает (П.).
3. Притяжательныеместоимения: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их (три последних слова — несклоняемые: вот его
дом, вижу его дом, обрадоваться его дому) связаны с дейкси-
сом и анафорой — указывают на принадлежность чего-либо
говорящему, слушающему или тому, о ком-чем говорится.
4. Указательные местоимения: этот, тот, такой, таков, столько; устар. экий, этакий, сей, оный — имеют общее значение указания на предметы, их качество или количество. В зависимости от ситуации речи они выполняют либо дейктическую
(Это дерево ближе, чем то), либо анафорическую функцию
(Дети разбежались, и этоозадачило воспитателя).
5. Вопросительно-относительные местоимения: 1) вопросительные, содержащие вопрос о предмете, его признаках, принадлежности или количестве: кто, что, какой, каков (устар. каковой), чей, который, сколько (кванторная функция); 2) относительные — перечисленные выше местоимения в функции союзных слов, соединяющих главную часть сложноподчиненного предложения с придаточной: Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью (Ч.); О вы, которых ожидает отечество из недр своих! (Лом.) — анафорическая функция; Преподаватель стал выяснять, кто прочитал повесть; Он поинтересовался, какие эпизоды нам особенно запомнились; Надо узнать, сколько человек участвует в соревновании.
(Обратите внимание на то, что в таких предложениях - косвенных вопросах - вопросительный знак не ставится.)
6. Определительные местоимения: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой; всяк, всяческий — указывают на обобщенный признак предмета (кванторная функция).
7. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никакой, ничей, а также некого, нечего, не имеющие формы именительного падежа (кванторная функция).
8. Неопределенные местоимения: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также местоимения, образованные от вопросительно-относительных местоимений с помощью словообразовательных элементов кое-, -то, -либо, -нибудь (кто-то, кто-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь, кое-кто и др.) - указывают на неизвестные, неопределенные предметы, признаки или количества: Кто-то прочитал повесть? Какие-нибудь эпизоды особенно запомнились? Несколько человек участвуют в соревнованиях.
Местоимения этой группы также выполняют кванторную функцию.