Понятие о местоимении как части речи

Упражнение 1

Прочитайте и укажите, какие ошибки допущены в употреблении местоимений 3-го лица. Исправьте и перепишите.

1. Калашников говорит царю, что он убил оприч­ника. 2. Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего. Он видит в нем ярого противника всего нового. 3. Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, ее схватила полиция. 4. Чистая детская натура Илюши, как губка, впитывает все, что ее окружает. 5. Раскрывая образ Собакевича, Гоголь прибегает к гро­теску, сравнивая его с медведем средней величины. 6. Максим Максимыч любит Бэлу нежной, отеческой любовью, и, когда она умирает, он очень сожалеет о ней. 7. У коллектива завода еще немало трудностей. В пер­вую очередь им необходимо обеспечить строгое выпол­нение графика. 8. Мы видим, как Фамусов, Хлестаков и другие относятся к слугам. Они не считают их за людей. 9. В споре Базарова с Павлом Петровичем мы узнаем его убеждения.

Упражнение 2

Прочитайте текст.

Ветер листал страницы раскрытой книги.

—Будьте любезны, — обратился он к Первому По­павшемуся Слову.— Как бы мне повидать самое Главное слово этой книги?

—Оно здесь, почти рядом— сказало Первое Попав­шееся Слово. — Но я не советую отвлекать его по мелочам.
Прежде чем обращаться к самому Существительному, изложите свое дело мне. Я — его заместитель.

— Вы его заместитель? — обрадовался Ветер. — Подумайте, как это я сразу вас нашел!

— Да, вам повезло, — согласилось Первое Попавше­еся Слово.— Я — первый заместитель Существительного, его личное Местоимение. Существительное, которое я подолгу службы замещаю, замечательно во всех отношени­ях. Оно достойно подражания, и я счастливо, что сумело кое-что у него перенять.

— Что же вы у него переняли? — спросил Ветер, замирая от нетерпения.

— Довольно много. Например, число, род, падеж. Ну, и содержание, разумеется.

— А какое оно — содержание?

— Не скрою, что мне гораздо легче было бы ответить на другие вопросы, — сказало Местоимение.— Если бы вы спросили о роде, я бы, не колеблясь, ответило: мужской. Число — единственное. Падеж — именительный. А что касается содержания, то оно у Существительного все же ярче выражено. Тут вам придется обратиться к нему. Лучше всего, если вы прочтете целиком всю нашу строчку.

(Ф. Кривин)

1) Придумайте текст (одно-два предложения, одну строчку), в котором могло бы стоять Первое Попавшееся Слово, прочитанное Ветром. Например, такая строчка: Медведь раздобыл себе меду — не подойдет: себе хотя и замещает существительное, но не имеет категории рода.

2. Какие свойства местоимения отражены в сказ­ке Ф. Кривина?

Упражнение 3

Друзьям, родным, близким говорят: ты, тебя, тобой... Людям незнакомым, неродным, неблиз­ким говорят: вы, вас, вами... (в официальной обстановке, на собрании, при исполнении служебных обязанностей).

Понятие о местоимении как части речи - student2.ru Прочитайте диалоги. В какой ситуации они уместны? В каких отношениях находятся говорящие?

1. —Скажите, который час.

—Не могу вам сказать: нет с собой часов.

2. —Ты выпил молоко?

— Выпил. Еще хочу.

— Ну возьми и налей.

3. — Расскажите о сельском хозяйстве нашего района.

— Ну, это мне легко: я писал об этом свою работу,
вы ее читали.

— Вот и расскажите.

Упражнение 4

В официальных бумагах, в письмах местоимение вежливости Вы пишется с прописной буквы: Прошу Вас сообщить...

При передаче прямой речи это местоимение пишется со строчной буквы:

— Это ваш блокнот? По-моему, это вы его уронили.

— Благодарю вас. Это, действительно, мой блокнот.

Придумайте небольшие тексты (отрывок из письма, несколько реплик из разговора), где употребляется местоимение вежливоси Вы или вы. Объясните, как надо его писать — с прописной или строчной буквы.

Упражнение 5

Прочитайте стихотворение.

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!

(А. Пушкин)

Произношение: счастливые — [ш'ис'л'йвыи].

1. «Пустое вы сердечным ты...» Объясните значение эпитетов в этой строчке. Почему вы — пустое?

2. Существует такой русский речевой этикет: к маленьким детям обращаются на ты;

к школьникам средних и старших классов обраща­ются так же, как ко взрослым;

к родственникам, друзьям и близким знакомым обращаются на ты, к остальным — на вы;

в официальной обстановке обращаются на вы;

начальник и подчиненные в служебной обстановке обращаются друг к другу на вы.

Придумайте сценки, когда один говорит вы, а другой ты в нарушение правил вежливости и такта.

Начальник и подчиненный являются друзьями. В слу­жебной обстановке, в присутствии других лиц, они говорят друг с другом на ты. Почему это плохо?

3.Как вы милы! — Какая вы милая! Как вы серьезны! — Какой вы серьезный!

Как вы горячи!—Какой (какая) вы горячий (горя­чая)!

Вы очень терпеливы.— Вы очень терпеливый (терпе­ливая).

Вы находчивы.— Вы находчивый (находчивая).

Придумайте свои примеры, показывающие, как согла­суются с местоимением вежливости вы краткие и полные прилагательные.

4.И говорю ей: как вы милы! Почему здесь местоимение вы надо писать со строчной буквы?

Упражнение 6

Исправьте предложения.

1. Я укорял меня за невнимательность. 2. Он хвастун: все время хвалит самого его. 3. А ну-ка, подойди к зеркалу да посмотри на тебя! 4. Они люди дружные и их самих в обиду не дадут: сумеют постоять друг за друга.

Упражнение 7

1. Чья это книга? 2. Кто это там ходит? 3. Как это не принес? Ведь я тебя просил принести!

Докажите, что здесь это не местоимение, а частица. Подумайте, важно ли это для правописания.

Упражнение 8

Прочитайте текст.

Дети все решают прямо и до конца. Если говорится, что храбрый, это — кто никого не боится. Лев, например. Никого! Это уж, извольте, чтобы было настоящее «никого», абсолютное. И тогда — восторг. И восторженно думать, что вот идет тигр, а лев — хоть бы что! На тигра идет, как на муху...

И тут начинают с упоением строиться всякие комбинации: лев — а на него бык. А лев: «Ха-ха! подумаешь» — и прямо ка-ак... И если ребят дюжина, то наперебой представляют случай, чтобы насладиться этой абсолютной храбростью. Попробуй они спросить взросло­го. Начнет с того: «То есть, как вам сказать? Более или менее, конечно». Лев погиб, и с ним — наслаждение абсолютным.

Вот как все равно: расти — росток, а цвести? Так не цвесток, а цветок. Вот: загореть — загорел. Почему же не позволяют говорить — заперел? В грамматике детский ум так же схематически логичен и прям, как и в своих абсолютных жизненных решениях. А взрослый ум тяжел и неясен, и он боится прямых выводов, знает, что может напороться на «заперел». И не решается представить — ну, хоть на время! — абсолютно храброго льва и знает, что никогда не бывает «никогда».

(Б. Житков)

Б.С. Житков (1882—1938) — русский писатель. Произведе­ния Б. С. Житкова переведены на 49 языков.

1. Найдите в тексте местоимения. Дайте им полную характеристику.

2. Статья Б.С. Житкова, отрывок из которой приве­ден выше, написана живым, интонационно-выразитель­ным языком. Прочитайте текст так, чтобы эта итонационная выразительность была полностью выявлена.

3. Случалось ли вам наблюдать случаи такого «максимализма» в словах, в поступках детей? Расскажите о них.

Упражнение

Придумайте предложения, в кото­рых слова подобный, следующий, данный, последний, указанный были бы местоимениями.

Образец: Мы сегодня должны обсудить следующий вопрос (такой).

Наши рекомендации