Составление библиографии по теме
Выбор темы и хорошо составленная библиография - залог успешной работы. Библиография обязательно должна включать статьи из научных журналов. Изучение библиографии расширяет кругозор обучающихся, приучает к работе с книгой, прививает навыки научного исследования.
При составлении библиографии должны быть использованы:
- списки литературы по соответствующим темам, указанные в программе курса;
- списки литературы, рекомендованные преподавателем на лекциях и семинарах;
- указатели статей, опубликованные в журналах за последние годы;
- специальные библиографические издания;
Составленный библиографический список должен быть обязательно согласован с руководителем.
Задача преподавателя:
- дополнить список наиболее актуальными исследованиями и статьями;
- ограничить список в разумных пределах;
- показать обучающемуся, в какой очередности надо изучать литературу;
- дать направление работы по теме и указать, на какие вопросы следует обращать внимание при чтении литературы.
Преподавателю не следует ограничивать самостоятельную работу обучающегося в поиске источников, в то же время он должен помочь ему «не утонуть» в обилии информации.
Преподаватель должен знакомить обучающихся с различными концепциями, а не только с той, которую сам разделяет, оставляя за ним право выбора собственной позиции, которая возникает на основе творческого осмысления материала.
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА (ОГЛАВЛЕНИЯ)
Изучение литературы и составление плана (оглавления) ВКР очень трудоемкий и наиболее длительный этап работы. Чтобы ускорить этот процесс, обучающийся должен ознакомиться с соответствующей темой в программе данного курса: прочитать по ней главы учебника, записи лекций и конспекты к семинарским занятиям.
План (оглавление) - это краткий, логически построенный перечень вопросов, раскрывающих содержание выбранной проблемы. План ВКР целесообразно составлять после ознакомления со значительной частью литературы. Его роль заключается в определении основных направлений работы, логики ее построения и развития содержания.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложения.
Последовательность и примерный объем основных структурных элементов ВКР приведен в таблице 1.1. Общий объем ВКР должен составлять 35-40 страниц.
Таблица 1.1.
Последовательность и примерный объем структурных элементов
ВКР
Структурные элементы | Количество страниц |
Титульный лист | |
Оглавление | |
Введение | 2-3 |
Глава 1 | 13-14 |
Глава 2 | 15-16 |
Заключение | 2-3 |
Библиографический список | 1-2 |
не более 35-40 | |
Приложения |
Первой страницей ВКР является титульный лист, содержащий следующие реквизиты: полное наименование учебного заведения, тему дипломной работы, сведения об авторе работы, сведения о руководителе, консультанте, местонахождение (город) образовательного учреждения, год написания работы.
Сдача и прием ВКР подтверждается подписями обучающегося и руководителя, допуск к защите – подписью заместителя директора по учебно-производственной (учебной) работе на лицевой стороне титульного листа (приложение 1).
Следующим обязательным структурным элементом является оглавление (приложение 3).
Введение- важная часть ВКР, к содержанию которой предъявляются четкие требования. Во введенииизлагается:
- практическая значимость в целом и актуальность темы в современных условиях;
- цели и задачи работы;
- объект исследования;
- предмет исследования;
- объект наблюдения;
- методологическая основа;
- основные источники информации;
- структура работы.
Актуальность темы обосновывается анализом теоретических источников и тенденциями общественного развития.
Цель дипломного исследования формулируется как изучение особенностей какого-либо процесса или явления, определение его роли в деятельности организации.
Задачи конкретизируют цель и отражают последовательность исследований. Формулировку задач рекомендуется начинать со слов: проанализировать..., разработать…, обобщить…, выявить…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, найти…, определить…, описать…, установить…, рекомендовать.. и т.п.
Объект исследования – это процесс или явление, которое обучающийся выбрал для изучения. Объект исследования должен точно соответствовать заявленной теме и проблеме работы.
Предмет исследования более конкретен, он является частью объекта исследования.
Объект наблюдения – организация, на материалах которой выполнена ВКР.
Основные источники информации – краткий перечень научной монографической и журнальной литературы, используемой для написания теоретической и практической частей работы.
Структура работы – краткое описание ее составных элементов.
Теоретическая часть работы характеризует уровень теоретической подготовки обучающихся. В ней на основе обзора литературы отечественных и зарубежных авторов, нормативно-правовых, научно-методических и статистических материалов рассматривается сущность исследуемой проблемы. При изложении материала необходимо давать определения (формулировки), классификации, характеристики основных понятий используемых в работе. Теоретическая часть ВКР дается в первой главе.
Практическая часть – носит аналитический, практико-ориентированный характер.
В этой главе обучающийся изучает проблемы на примере конкретной организации, используя различные методы исследования. При выполнении этой части недопустимо ограничиваться констатацией фактов, необходимо раскрыть тенденции, вскрыть недостатки и причины, их обусловившие. Заканчивается глава конкретными рекомендациями по устранению недостатков деятельности организации.
Главы состоят из параграфов. Не следует утяжелять работу параграфами, их максимальное число не должно превышать 3-4. В конце каждого параграфа и каждой главы необходимо подводить итог, то есть сделать выводы, которые обычно начинаются оборотом: «таким образом…,» или словом: «итак…,» и т.д. Выводы должны быть краткими.
Заключение – завершающий раздел работы, охватывающее все аспекты или показатели деятельности, которые нашли отражение в основной части работы. Заключение имеет форму синтеза полученных в работе результатов. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение выводов и их соотношение с целью работы и задачами, сформулированными во введении. В заключении отражаются основные итоги проделанной работы, излагаются краткие выводы по теме исследования, характеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнуты ли цели и задачи, формулируются предложения по использованию полученных результатов.
Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора работы ясно мыслить и излагать материал. В заключении не следует повторять выводы, которые обучающийся делал в конце параграфов. Оно должно содержать главные итоговые результаты работы.
Библиографический список является важной составной частью ВКР и должен соответствовать теме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы.
В приложениипомещают вспомогательный материал, который при включении в основную часть либо загромождает текст, либо затрудняет понимание работы. В качестве приложений могут быть:
- таблицы цифровых данных;
- рабочие документы (или извлечения из них);
- иллюстрации, диаграммы, фотографии и другие документы вспомогательного характера;
- таблицы и рисунки большого формата (занимающие целую страницу и более).
В тексте ВКР обязательно должны быть ссылки на все приложения.