Заголовки. Назначение. Виды заголовков
Архитектоника книги выражается и в делении ее на части, главы, параграфы и т.д. Это деление отражается в системе заголовков, или рубрикации.
Рубрика – это заголовок раздела, подраздела, части или главы раздела.
Заголовок – название логической части книги или всей книги.
Таким образом, мы видим, что эти два определения равнозначны, поэтому в процессе изучения материала будут использоваться два этих термина. Так что не пугайтесь, если вдруг вместо «заголовка» увидите «рубрику», и наоборот.
Логичное и четкое оформление системы заголовков помогает понять структуру произведения, облегчает работу над книгой.
Различают заголовки тематические (представляющие собой название какого-либо раздела) и нумерационные (например, «глава вторая»), смешанные (состоящие из двух частей – нумерационной и тематической). Тематическая часть заголовка дает читателю информацию о содержании раздела, и поэтому обычно ее выделяют сильнее. Однако в некоторых изданиях и нумерационная часть заголовка играет важную роль. Так обстоит дело, например, в учебниках, где в заданиях учащимся преподаватель обычно указывает именно номера параграфов. В таких случаях нумерационная часть заголовков выделяется не менее сильно, а иногда даже более сильно, чем тематическая.
В книге заголовками может быть снабжен не только основной текст, но и дополнительный и справочно-вспомогательный. Эти группы заголовков для различных текстов должны отличаться по оформлению одна от другой.
Гарнитура и кегль шрифта заголовков, а также их размещение должны соответствовать общему замыслу оформления. Если книга имеет несколько типов заголовков, то они должны представлять собой иерархичную структуру.
титул
шмуцтитул
шапка
рубрика на спуске
рубрика в разрез текста с отбивками
рубрика в разрез текста без нижней отбивки
рубрика с абзацным отступом
рубрика, скрытая в тексте
форточка
фонарик
Титул – первая полоса издания.
Шмуцтитул первоначально выполнял защитную функцию, должен был предохранять издание от загрязнений. Шмуцтитул, или защитный титул, в современных изданиях – отдельная страница, на которой печатается название главы, раздела или отдельных произведений, входящих в книгу.
Шапка – может быть названием главы книги, рассказа или любой другой смысловой части издания – помещается в верхней части начальной полосы. Шапка заверстывается без отступа от верхнего края набора.
Рубрика на спуске – в этом случае отступ основного текста от верхней границы должен быть одинаковым по всему изданию.
Рубрика в разрез текста – отличается от рубрики на спуске тем, что она помещается непосредственно внутри текста. Она должна быть отбита от текста сверху в 1,5 раза больше, чем снизу.
Рубрика в разрез текста без нижней отбивки – употребляется при наличии большого числа градаций заголовков, но лишь в тех случаях, когда все заголовки «высшего уровня» уже использованы.
Рубрика в подбор к тексту/рубрика, скрытая в тексте – первое предложение абзаца, оформленное отличным от сплошного текста образом.
Какой бы заголовок ни был, тем не менее он заставляет читателя сделать паузу при чтении. В большей части книг такие паузы необходимы. Но в некоторых книгах изложение отличается особой плавностью, и паузы между мелкими разделами текста мешают чтению. Однако заголовки все равно нужны, они помогают читателю сориентироваться в материале, полезны при повторении и конспектировании. В подобных случаях заголовки низшей степени могут быть оформлены в виде «форточек» и «фонариков».
«Форточка» – заголовок, врезанный в текст. Форточка располагается у левого или (реже) у правого края полосы. Сверху, снизу и сбоку она закрывается строками основного текста. При этом необходимо, чтобы сверху и снизу оставалось не менее 3 строк текста. Для компактности форточку набирают шрифтом пониженного кегля, но полужирного начертания. Чтобы полоса с форточкой не воспринималась как рваная, ее ни в коем случае нельзя набирать с абзацным отступом. Ширина врезки по всей книги должна быть одинакова и составлять приблизительно 1/4длины строки, высота – немного превышать высоту помещенного в ней заголовка.
«Фонарик» (или «боковушка», «маргиналия» – от лат. «марго» – поле) – заголовок, расположенный на поле, как правило – наружном. Обычно их набирают тоже шрифтом пониженного кегля, но светлым начертанием. Фонарик обычно набирается строчными буквами с выключкой по краю текста. Заверстывается он на четных полосах слева, а на нечетных – справа от текста.
Верхняя строка фонарика выравнивается по верхней строке абзаца. Применяют фонарики редко, так как его применение уменьшает формат набора основного текста, тем самым увеличивая расход бумаги.
Заголовки в виде форточек и фонариков должны быть предельно краткими. В противном случае они плохо воспринимаются и мешают быстрому чтению текста.
В книге могут встречаться самостоятельные разделы, которые не имеют ни словесных, ни нумерационных заголовков – немые рубрики. С помощью графических и других нешрифтовых способов выделения они делят книгу на логические части, показывая окончание предыдущей и начало следующей. Особенно часто встречаются такие рубрики в сборниках стихов.
Буквица (инициал) – выделение первой буквы абзаца. Она может либо возвышаться над первой строкой, либо врезаться в текст на глубину нескольких строк. Если буквица возвышается над текстом, то ее нижнюю границу ровняют по нижней линии строки текста. Если буквица врезана в текст, то верхняя линия выравнивается по верхней линии строки текста. При этом текст первой строки должен быть набран вплотную к буквице, а остальные — отбиты от нее.
Оформление заголовков
Кроме рубрик основного текста, в книге могут быть и заголовки, относящиеся к дополнительным текстам. Чтобы читатель сразу отличал такие заголовки от остальных, для них подбирают шрифты, заметно отличающиеся по начертанию (или даже другой гарнитуры), а также выделяют их расположением.
Возможно два варианта оформления заголовков: симметричное и асимметричное. В основу названий этих двух способов лег вопрос о расположении (выключке) заголовков. При симметричном способе заголовки, вынесенные в отдельные строки, выключаются в красную строку, то есть точно на середину формата по ширине, что придает книжной полосе необходимую симметричность. Еще раз хочу обратить ваше внимание, красная строка – это не абзац, не начало нового предложения, как вы привыкли понимать на уроках русского языка, красная строка – расположение строк строго по центру полосы, выравнивание по центру.
При асимметричном наборе строки заголовка выравниваются по левому краю, но возможны и другие более сложные варианты. Асимметричное расположение заголовков еще более резко выделяет их. Также иной раз применяют некоторые особые приемы оформления заголовков, например, выносят их в особую колонку, резко выделяют их нумерационную часть, располагают их вертикально.
Тем не менее, какая бы композиция оформления ни была выбрана, главное требование к расположению заголовков – удобочитаемость.
Для того чтобы при техническом редактировании было правильно выявлено соподчинение заголовков, редактор прилагает к рукописи так называемое рабочее оглавление. В него включаются все без исключения рубрики, причем заголовки различных степеней начинаются от различных вертикалей. Особенно необходимо четкое рабочее оглавление при сложной, многостепенной рубрикации.
Рабочее оглавление – перечень всех без исключения заголовков издания, напечатанных в виде наглядной схемы – таким образом, чтобы графически была показана их смысловая взаимозависимость, соподчиненность.
В рабочем оглавлении заголовки первой, самой значимой ступени рубрикации печатаются от первой слева вертикальной линейки, обозначенной цифрой I; заголовки второй ступени – от второй слева вертикальной линейки, обозначенной цифрой II, и т.д.
Иногда первую ступень обозначают одинарной линейкой, вторую – двойной, третью – тройной и т.д. или проводят линейки карандашами разного цвета. У каждого заголовка проставляют номер страницы оригинала, на которой он расположен.
Рабочее оглавление благодаря своей наглядности, компактности и обозримости облегчает автору и редактору проверку корректировку композиции и рубрикации произведения, а художнику, художественному и техническому редакторам служит руководством для разметки заголовков к набору по их значимости или исполнения рисованных заголовков.
Общие правила оформления
1. Чем старше уровень заголовка, тем больше у него кегль шрифта и отбивка после него;
2. заголовки разбиваются на строки по смыслу, в конце строки не оставляют предлоги, союзы, причастия, деепричастия и наречия;
3. в конце заголовка точка не ставится (если только заголовок расположен не в подбор с текстом);
4. переносы в заголовках не допускаются (кроме заголовков типа «форточка» и «фонарик»);
5. абзацный отступ должен отсутствовать;
6. одинаковые уровни заголовков по всему изданию должны оформляться однотипно;
7. отбивка сверху заголовка должна быть в 1,5 раза больше, чем снизу;
8. если заголовок оказывается внизу полосы, то после него должно оставаться не менее трех строк текста. Если там же оказывается еще и сноска, то допускаются две строки при условии, что первая строка сноски по ширине набрана на полный формат;
9. для заголовков старших уровней не используется выделение подчеркиванием;
10. длина строки заголовка, выключенного по центру, должна быть не более ширины полосы набора, уменьшенного на два абзацных отступа;
11. не рекомендуется размещать заголовок непосредственно перед иллюстрацией и иллюстрацию перед заголовком;
12. заголовок «шапка» заверстывается без отступа от верхнего края полосы набора;
13. заголовок должен всегда располагаться на одной странице с текстом, к которому он относится.
Разметка заголовков
Последний этап оформления заголовков — их разметка, а именно:
• указание гарнитуры и кегля шрифта, которым должен быть набран заголовок;
• разбивка длинных заголовков по строкам в соответствии со смыслом;
• выравнивание пробелов между буквами (особенно в шрифтах крупных кеглей);
• уточнение отбивки заголовков.