Общеризвивающие и корригирующие упражнения

Дыхательные упражнения. В различных исходных положени-ях тренировать все типы дыхания. Дыхательные упражнения с ру-ками на поясе, за головой. Развивать подвижность грудной клетки при выполнении усиленного дыхания (на вдохе приподнять надпле-чья, на выдохе надавливать ладонями на боковые поверхности груд-ной клетки). Изменение темпа вдоха и выдоха (по подражанию, под хлопки, под счет). Ритмичное дыхание при выполнении движений: вдох при поднимании рук, отведении их в сторону, выпрямление ту-ловища, разгибание ног: при опускании вниз головы, при наклонах туловища и приседаниях.

Основные положения и движения головы, рук. ног, туловища.

Основная стойка, стойка — ноги на ширине плеч. Движения головой с сохранением заданного положения туловища и конечностей. Ос-новные положения рук: вниз, в сторону, вперед, за спину, на пояс, на голову, к плечам. Последовательные движение руками (и ногами) по подражанию и по инструкции. Движение кистей и предплечий в разных направлениях. Противопоставление одного пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой, выделение пальцев рук, поочередное сгибание и разгибание пальцев. Из исход-ного положения сидя на полу, на гимнастической скамейке, стоя у опоры выполнение поочередно круговых движений, поднимание, от-ведение и приведение ног. Наклоны и повороты туловища при по-ложении рук за голову, вверх, в сторону, на пояс. Группировки сидя, лежа на спине, в приседе. Перекат назад из упора присев и перека-том вперед, группировка сидя. Сочетание изученных движений.

Упражнения для формирование свода стоп, их подвижности

и опороспособности. Сгибание и разгибание пальцев ног, тыльноеи подошвенное сгибание стоп, круговое движение, смыкание и раз-мыкания носков с опорой о пятку. Сидя на полу с опорой руками сзади, на гимнастической скамейке, захватывать веревку пальцами ног, поднимать ее над полом, подтягивать к себе; катать мяч стопами, захватывать мяч, захватывать мяч и подбрасывать вверх, вперед, пе-редавать соседу по ряду, перекатывание мяча подошвами стоп. Стоя лицом к гимнастической стенке, ноги на ширине ступни, ноги в шаге, в глубоком приседании, и, удерживаясь руками за рейку на уровне груди, ходить по нижней, выполнять перекаты с носка на пятку (сидя, стоя).

Упражнения для формирования равновесия. Движение голо-

вой в разных исходных положениях и при движениях рук; повороты, наклоны, вращение. Изменение исходных положений без опоры




Глава 5

руками; из основной стойки — в стойку на одно коле^, на два колена и обратно; в полуприсед и обратно. Кружение на месте пе-реступанием, руки в стороны. Ходьба по начерченной линии, по дос-ке, лежащей на полу, по наклонной доске (вверх и вниз) по гимна-стической скамейке, по качающейся плоскости. Перешагивание через бруски, гимнастические палки, обручи, лежащие на полу на расстоя-нии 50 см. Перешагивание через гимнастическую лестницу, поло-женную на пол (высота 30—40 см). Стойки: на уменьшенной опоре, на поднятой опоре, опоре различной формы, на одной ноге.

Упражнения на развитие пространственной ориентировки и точности движений. Передвижение к ориентирам (флажку илимячу). Выполнение исходных положений рук по инструкции учителя: вниз, вверх, вперед, назад, с открытыми и закрытыми глазами. Ходьба с изменением направления по ориентирам, начерченным на полу.

Лазанье и перелезание. Лазанье вверх и вниз по гимнастичес-кой стенке, не касаясь реек. Лазанье на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске, наклонной лестнице. Перелезание через препятствие высотой 50—60 см (гим-настическая скамейка). Подлезание под препятствие высотой 40 — 50 см (под натянутую веревку). Пролезание через обруч, удержива-емый учителем (другим учеником) ребром к полу вертикально.

Упражнения с гимнастическими палками. Удержание палкиразличными хватами (сверху, снизу, сбоку) с индивидуальной кор-рекцией дефектов хвата. Перекладывание палки из руки в руку, меняя способы хвата. По подражанию принимать различные исход-ные положения с палкой в руках: палка внизу перед собой, палка за головой. Выполнение поворотов и наклонов туловища, удерживая палку перед собой, вверху. Стоя на коленях, палка над головой, пово-роты и наклоны туловища

Упражнения с большими мячами. Принимать различные ис-ходные положения, удерживая мяч в руках. Прокатывание мяча на дальность разгибанием руки (кисть сверху). Катание мяча толчком одной руки (двумя), лежа на животе. Стоя на коленях, перекатывать мяч вокруг себя, друг другу. Сидя на полу, ноги скрестно (ноги вы-прямлены) — прокатывание мяча вокруг себя. Передача мяча друг другу (в парах, по кругу, по ряду двумя руками сверху на уровне груди, сверху, сбоку, с шага вперед). Прокатывание мяча перед собой с продвижением по залу. Броски мяча через веревку, лежа на живо-те. Броски мяча вперед, в сторону снизу, от груди, из-за головы. Под-брасывание мяча перед собой и ловля.

Упражнения с малыми мячами. Сгибание, разгибание, враще-ние кисти, предплечья и всей руки; с удержанием мяча. Переклады-

274 Частные методики адаптивной физической культуры

вание мяча из руки в руку перед собой, над головой, за спиной в основной стойке и изменяя исходное положение. Подбрасывание мяча, перед собой и ловля.

Подвижные игры: «Совушка», «Два мороза», «Волк во рву»,«Слепая лиса», «Мышеловка», «Салки», «Пятнашки», «Мяч соседу», «Гуси-лебеди», «К своим флажкам», «Метко в цель», «Кто больше бросит», «Принеси мячи», «Догони мяч». Простейшие игры-эстафеты со специальными заданиями на осанку с включением ходьбы на четвереньках, коленях, вставанием из положения стоя на коленях, с перекатыванием и перебрасыванием мяча.

Упражнения тренирующего этапа физической подготовки

Общеразвивающиеи корригирующие упражнения

Дыхательные упражнения. Согласование дыхания с выполне-нием движений различного темпа.

Основные положения и движения головы, рук. ног, туловища.

Движения головой: наклоны, повороты, кружения в исходных положе-ниях, стоя руки на поясе, за спину, за голову. Сгибание и разгибание рук из положения руки вперед, в стороны, вверх (голова прямо). Сгибание, разгибание, вращение кистей рук, выделение пальцев рук. Сгибание и разгибание пальцев рук с дозированным усилием. Выполнение строго изолированных движений. Упражнение в и.п. на четвереньках (пово-роты, наклоны головы без изменения опорности рук, ползание со стро-гим соблюдением синергизма движений). Наклоны, повороты тулови-ща в сочетании с движениями рук вперед, вверх, в стороны, вниз. Движения прямой ногой вперед, назад, в сторону, стоя у опоры, сидя, лежа. Полуприседы с различными положениями рук. Переход в стой-ку на коленях из приседания. Перекат назад. Перекат в сторону.

Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. Движения пальцами ноги и стопой с помощью,свободно, с преодолением сопротивления в исходном положении сидя на гимнастической скамейке, положив одну ногу на колено другой. Захватывание стопами мяча, булавы, мешочков с песком. Сидя на гимнастической скамейке, отталкивание мяча друг другу наружными краями стоп. Приседания из и.п. стоя у опоры на носках, на пятках.

Упражнение для формирование равновесия. Движение голо-вой с закрытыми глазами в исходном положение сидя, стоя на коле-нях, стоя у опоры, стоя ноги на ширине ступни, ноги в шаге. Сохра-нение устойчивости в стойке с разведенными и сомкнутыми носками с открытыми и закрытыми глазами. Стойка на одной ноге с опорой руками. Смена исходных положений под счет учителя. Удержание


Глава 5  
   

различных исходных положений на качающейся плоскости с руками на поясе, вперед, в стороны. Кружение на месте переступанием (360°) i последующей ходьбой по прямой (5—6 м). Ходьба по начерченно-му коридору, по доске, лежащей на полу, по наклонной доске, по гим-настической скамейке, бревну (высота 30—60 см), по качающейся плоскости с различными положениями рук. Перешагивание через

бруски, набивные мячи лежащие на полу на расстоянии 20—30 см.
Упражнение на развитие пространственной ориентировки
и точности движений. Построение в шеренгу, в колонну в раз-

ных частях зала по ориентировке. Повороты кругом, направо, налево по ориентирам. Ша^ вперед, назад, вправо, влево в обозначенное ме-сто с открытыми и закрытыми глазами. Поднимание прямых рук вперед, в стороны до определенной высоты и воспроизведение дви-жений без контроля зрением. Проползание на четвереньках по на-черченному коридору с закрытыми глазами.

Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке про-

извольным способом.  
Упражнения для развития пространственной ориентировки.
и точности движения Выполнение общеразвивающих упражнений

по инструкции с закрытыми глазами. Шаг назад, вперед, в сторону, не нарушая построения с открытыми и закрытыми глазами. Дзиже-ние в колонне с изменением направления по ориентирам. Ходьба по кругу вдоль ориентиров.

Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке вверхи вниз, не пропуская реек, не наступая на одну рейку двумя ногами и не берясь за одну рейку двумя руками. Лазанье на четвереньках по наклонной скамейке вверх и вниз, по лестнице, положенной на пол, по наклонной лестнице Перелезание через препятствие высотой до 70 см. Подлезание под препятствием высотой 30—40 см. Пролеза-ние сквозь обруч в заданной последовательности из исходных поло-жений лежа, сидя, стоя.

Упражнения с гимнастическими палками. По инструкции удер-жание палки различными хватами, изменяя исходное положение рук (вверх, вперед, вниз, в сторону) и туловища (повороты, наклоны, вра-щения). Смена супинации и пронации предплечий, удерживая палку различными хватами. Вращение палки, удерживая ее одной и двумя руками. Ходьба строем с палкой в руках.

Упражнения с большими мячами. Катание мяча сидявпарах,сидя по кругу, стоя на коленях. Катание мяча вдоль каната, по кори-дору из веревок. Катание мяча с продвижением вперед. Катание мяча по ориентирам (сбить кегли, сбить другой мяч). Катание мяча с продвижением по залу с огибанием предметов. Перекладывание

276 Частные методики адаптивной физической культуры

мяча с одной руки в другую. Передача мяча с одной руки в другую. Передача мяча друг другу в различных построениях (парами с рас-стояния 60—100 см, в шеренгу, в колонну, в круг). Броски мяча вперед в сторону, назад снизу, от груди, из-за головы Подбрасывание мяча перед собой, справа, слева и ловля. Ловля мяча, брошенного учителем.

Упражнения с малыми мячами Выполнение общеразвивающихупражнений (правильно удерживать мяч и перекладывать из руки в руку). Подбрасывание мяча вверх, удары мячом об пол, броски мяча

в стену правой, левой рукой и ловля его обеими руками. Поперемен-ная ловля мяча одной рукой у пояса и выпускание на уровне груди

в исходное положение стоя и сидя.

Игры. «У ребят порядок строгий», «Совушка», «Мы — веселыеребята», «Салки» (с заданием на осанку), «У медведя на бору», «Лов-кие ребята», «К своим флажкам», «Два мороза», «Волк во рву», «Пере-дача мячей», «Попади в цель», «Перебрасывание мячей через сетку», «Считаю до пяти». Простейшие игры-эстафеты со специальным за-данием на осанку, с включением ходьбы, метания, передач и бросков мячей, преодоления препятствий.

Наши рекомендации