Составление геометрических фигур. Головоломки
Забавные и остроумные задачи со спичками или счетными палочками, развивающие сообразительность и смышленость.
Составление геометрических фигур. Головоломки.
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
С оставить 2 равных квадрата из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
gif" align=left hspace=12>
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький, маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого.
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники).
В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.
Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Используется занимательный материал (дидактические игры) с целью формирования представления, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения).
В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Упражнения со спичками
Запаситесь коробкой спичек. С их помощью вы всегда можете придумать ряд забавных и остроумных задач, развивающих сообразительность и смышленость. Вот для примера некоторые простейшие из них.
1. Сто
Приложить к четырем спичкам (верхний рис.) пять спичек так, чтобы получилось
2.
сто.
Решение задачи показано нанижнем рисунке. Попробуйте найти еще одно решение.
2. Три
Положено пять спичек. Прибавить к ним еще пять спичек так, чтобы получилось три.
Дом
Из спичек построен дом. Переложить две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.
4. Рак
Спичечный рак ползет вверх. Переложить три спички так, чтобы он
ополз вниз.
Весы
Весы составлены из девяти спичек и не находятся в состоянии равновесия. Требуется переложить в них пять спичек так, чтобы весы были в равновесии.
6. Две рюмки
Две рюмки составлены из десяти спичек. Переложить шесть спичек
так, чтобы получился дом.
7. Храм
Этот греческий храм (рис. 8) построен из одиннадцати спичек. Требуется переложить четыре спички так, чтобы получилось пятнадцать квадратов.
8. Флюгер
Флюгер составлен из десяти спичек. Переложить четыре спички так, чтобы получился дом
9. Фонарь
Переложив шесть спичек, требуется фонарь превратить в четыре равных треугольника.
10. Топор
Переложив четыре спички, превратить топор в три равных треугольника.
11. Лампа В лампе, составленной из двенадцати спичек,переложить три спички так, чтобы получилось пять равных треугольников.
12. Ключ
Из десяти спичек сделан ключ. Переложить в нем четыре спички так, чтобы получилось три квадрата.
13. Три квадрата
Построена фигура, показанная на рисунке. Переложить в ней пять спичек так, чтобы получилось три квадрата.
14. Пять квадратов
Спички расположены, как показано на рисунке. Переложить две спички так, чтобы получилось пять равных квадратов.
15. Три квадрата
В фигуре, изображенной на рисунке снять три спички так, чтобы получилось три равных квадрата.
16. Два квадрата
В фигуре, изображенной на рисунке переложить пять спичек так, чтобы получилось всего два квадрата.
17. Три квадрата
В спичечной фигуре на рисунке переложить три спички так, чтобы получилось три равных квадрата.
18. Четыре квадрата
Из спичек сложена фигура, представленная на рисунке. Переложить семь спичек так, чтобы получилось четыре квадрата.
19. Квадраты
В фигуре на рисунке снять восемь спичек так, чтобы: 1) осталось только два квадрата; 2) осталось четыре равных квадрата.
Четыре треугольника
Из шести спичек составить четыре равных равносторонних треугольника.