Методика работы над драматическими произведениями
В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев; действие приобретает самоценное значение и становится своеобразным «опредмечиванием внутренних побуждений действующего лица и реализацией его интересов и целей» (И.Волков).
Языку - речи персонажей в драме принадлежит особая роль: речь героев выражает их внутренние переживания и одновременно является средством изображениягероев; в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия.
Драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматическогопроизведенияпредполагает наличие развитого воссоздающегои творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в хрестоматиях для начальных классов очень мало драматических произведений:
- в «Родной речи» - учебнике для учащихся начальных классов в 3 книгах их только два: в книге 1 - отрывок из сказки С.Я.Маршака «Терем-теремок» и в книге 2 - отрывок из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцатьмесяцев»;
- в книгах З.И.Романовской «Живое слово» драматических произведений нет вообще;
- в книгах для чтения Р.Н. и Е.В.Бунеевых тоже только два драматических произведения: С.Маршака, «Сказка про козла» (III класс) и С.Козлова «Снежный цветок»(IV класс).
Чтениедраматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в пространстве относительно друг друга и относительно деталей интерьера.
Поэтому целесообразно начинать работу над драматическим произведением с предварительного рассмотрения иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует обсудить позы героев и предположительное содержание изображенных сцен. В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами.
Основными методическими приемами работы с драматическим произведением в классе будут чтение по ролям и драматизация -после анализа произведения.
В в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьникам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.
Пример: в сказке «Терем-теремок» наряду с животными в сказку введены еще два действующих лица: добрый дед и злой дед. После перечитывания их реплик приходим к выводу, что в словах доброго и злого дедов содержится описание движений героев-животных, т.е. автор поручает этим персонажам описание мизансцен:
Злой дед:
Вот идут они к соседям -
Волк с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.
В тексте сказки нет ремарок, их роль выполняет речи деда доброго идеда злого. В самом наименовании персбнажей - добрый и злой - проявляется позиция автора, она еще больше прояснится, если мы заметим, что «доброму» деду поручается описание «хороших» событий, а «злому» - «плохих».
Добрый дед:
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
Он не спит - сторожит теремок.
Злой дед:
Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный,
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.
Анализ драматического произведения предполагает уяснение сюжетной линии, установление причинно-следственных связей событий, характеристику действующих лиц и др.
Пример: при чтении сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» можно опираться на жизненныйопыт детей: им не раз приходилось наблюдать смену времен года. Можно предложить детям описать погоду в январе и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а затеям прочитаем реплики-стихи Января и Февраля из пьесы:
Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным посохом.)
Не трещите, морозы, Полно вам воронье
В заповедном бору; Замораживать,
У сосны, у березы Человечье жилье
Не грызите кору! Выхолаживать!
Учитель спрашивает у детей:
- К кому обращается Январь? (К морозам.)
- Какая просьба содержится в словах Января? (Он просит морозы, чтобы они не трещали, не грызли кору.) Январь обращается к морозам как к живым, страшным и злым существам. Недаром в народе говорят злые морозы.
- А к кому обращается Февраль? Прочитайте. Февраль (ударяет посохом о землю):
Ветры, бури, ураганы, В облаках трубите громко,
Дуйте, что есть мочи. Вейте над землею.
Вихри, вьюги и бураны, Пусть бежит в полях поземка
Разыграйтесь к ночи! Белою змеею!
- Кем же командует Февраль? Кто у него в подчинении? (Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги, бураны).
- Какие согласные звуки есть почти в каждом слове? ([р])
- А какие гласные чаще всего произносятся в этих словах? ([ы] - 3 раза, [у] - 4 раза, [и] - 4 раза.)
- Найдем в стихотворении другие словасо звуком [у] (дуйте, трубите, землею, пусть, змеею).
- Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки и звуки [р], [р']. Что мы слышим, когда произносим эти слова? (Завывание ветра: ры -у-ри - и -и - у - и - у - ы.)
- Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам не только увидеть картину ветреной зимней погоды, но и услышать сильные февральские ветры. Поэт звуками выразил свои ощущения о феврале, а герой сказки - Февраль - помог нам понять автора.
В структуре драматического произведения есть афиша и ремарки, требующие внимания и осбоых приемов работы. Например, полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в рисунке и цвете.
Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: содержательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.
Пример, анализ фрагмента пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» может выглядеть следующим образом:
Август (усмехаясь): Так уж не за грибами ли?
Падчерица: Не за грибами, а за цветами. Прислала меня мачеха за подснежниками.
Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц): Слышишь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, принимай!
Все смеются.
Прежде всего, надо выяснить с учащимися значение словусмехаясь, смеясь (толкая), смеются,таким образом установив общий смысл всей сцены.
Август говорит, усмехаясь, т.е. слегка засмеявшись, недоверчиво.
Почему? Август высказывает свое предположение как шутку, он не думает, что возможно прийти в лес зимой за грибами. К тому же девочка еще ничего не объяснила братьям-месяцам, и они не знают, что привело ее в лес.
-А Март как говорит? Март говорит, уже смеясь и толкая в бок Апрель-месяц, т.е. степень его веселья уже больше, так как уже есть над чем посмеяться: девочка сообщила, что пришла в лес в декабре за подснежниками, и Март старается привлечь внимание Апреля к этому невероятному факту. Его смех сопровождает реплику твоя гостья, принимай! Наконец, ремарка Все смеютсяговорит о веселой реакции всех братьев, уже всем стало смешно, в этот момент степень веселья самая высокая и она выражена без слов, только в действии - в общем смехе.
При чтении ремарок необходимо обсуждение интонации их произнесения. Однако при всей важности ремарки она не должна при чтении перекрывать реплики героев.
Содержание и приемы работы с научно-популярными произведениями