Методика работы над лирическими произведениями

Художественным содержанием лирического произведения является внутренняя жизнь человека - сфера эмоциональных, духовных переживаний в их художественном, образном осмыслении. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигаются переносные и ино­сказательные значения слов и образные возмож­ности языка.

При анализе лирического произведения важ­но не разрушить живописный образ произведения, а помочь ре­бенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, включить работу творческого воображения. Методика реко­мендует на подготовительном этапе урока исполь­зовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, которые могут повли­ять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, со­звучное выраженному в произведении.

При первичном воспри­ятиичитать лирическое произведение должен сам учитель. Стихотворение обязательно читается наизусть.

При анализе лирического произведения важно привлечь вни­мание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст не­целесообразно делитьна части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразитель­но-выразительных средств языка.

Пример: анализ фрагмента стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы»[22] (см. в конце раздела).

Этап урока - анализ произведения:

1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой.

2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте. На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман). Как сказано в стихотворении о тумане?[Туман облаками вставал). Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем?(Веял холод в лицо.) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса).Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми об­лаками). Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.

3. А что сказано о лесе?(Плакал сумрачный лес). Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посо­чувствовать такому лесу.

А каким словом описал автор состояние леса?(Плакап). О ком так можно сказать? (О живом существе.) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дож­дем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели.

4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги.

- С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь прихо­дилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег?(Снежок). Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением - снежок.

5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте.

- Изменилось ли настроение у природы?

- Назовите, что конкретно описано поэтом (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)

- В каких строках рисуется небо?(Нет нигде облачка, воздух легок и чист).

- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега?(Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем).

- Что представляется, когда читаешь слова «снег лежит полотном''(Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.)

- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день бле­стит снег! Почему разноцветным огнем! Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса.(Смотрит весело, словно рад).О ком так обычно говорят? (О человеке). Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему?

- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который на­рисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес?(Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, го­рят каппи сдержанных слез).

- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, кото­рые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у лсса-великана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы! Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам). А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река). Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержали не дал упасть на землю). А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами?. (Автор относится к лесу, как к жи­вому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)

- Как же выглядят эти слезы поутру?(Как алмазы, горят).

- Почему автор сравнил их с алмазами?(Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы).

Ведущими приемами при анализе ли­рических произведений становятся: рисование словес­ных картин, работа над отдельными тропами, над выра­зительным чтением произведения.

Чтение стихотворений (коррекционная школа)

Стихотворение — это небольшое лирическое или лиро-эпи­ческое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и стро­фическую структуру, что придает произведению особую выразительность:

- ритмическая структура стихотворения в русском языке со­здается прежде всего благодаря повторению ударных и безудар­ных слогов. Текст читается ритмично, с обязательными паузами в конце строки, в несколько замедленном темпе;

- важную роль в стихотворении выполняет рифма. Она усиливает ритмичность стиха, оказывает заметное влияние на его звуковую, лексическую и синтаксическую организацию, участвует в формировании содержательной стороны текста;

- сущес­твенную роль играет также строфическое единство стихотворе­ния.Объединенные рифмой в строфы, отдельные строки стихо­творения становятся ритмическим и синтаксическим целым.

Стихотворение характеризуется повышенной эмоциональ­ностью. Она обусловлена тем, что в стихотворении наиболее полно и непосредственно, по сравнению с литературными произведениями других видов, выражаются чувства и переживания автора.

В литературоведении различают лирико-эпические и лири­ческиестихотворения.

Длястихотворенияэпического, или по­вествовательного, характера обязателен сюжет. Это роднит его с рассказом. В качестве примеров из книг для чтения для специальной школы можно привести стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр» (3-й класс), Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зай­цы» (4-й класс), В.В. Маяковского «История Власа — лентяя и ло­ботряса» (6-й класс) и др. Наличие сюжета в стихотворениях подобного рода не исключает присутствия в них лирического элемента. Это описание природы, на фоне которого разверты­ваются события («Весна, весна на улице, весенние деньки»); от­ношение автора к своему герою.

Методика работы с эпическим стихотворениемсовпадает с методикой чтения рассказов: она направлена на выяснение сю­жета, раскрытие характера действующих лиц, идеи произведе­ния. Так же, как в работе с рассказом, учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнес­ти строчки стихотворения с картинками или кадрами диафиль­ма.

Специфика стихотворной формы предполагает и некоторую спецификув работе: она связана прежде всего с под­готовкой учителя к выразительномучтению стихотворения, фор­мированием этого навыка у учащихся, работой над образными средствами языка.

Понимание детьми эпического стихотворения во многом зависит зависит от способа его представления ученикам:

- эксперименты показывают, что в 7-м классе специальной школы при изучении стихотворения «Бородино» чтение учителя с од­новременным показом кадров диафильма дало 100% понимания учениками стихотворения «Бородино», а только при чтении учи­телем результаты снизились до 90%;

- чтение в грамзаписи, сопро­вождающееся демонстрацией диафильма, уменьшило число усво­ивших содержание стихотворения до 70%;

- первичное восприятие текста в грамзаписи без всякого сопровождения дало возможность понять текст только 30% учеников[23].

Эти показатели свидетельству­ют, что работа со стихотворением должна сопровождаться возможно большей наглядностью в любых видах: диафильмов, серий сюжетных картин, аппликационно-меловых рисунков, зарисовок, выполненных детьми, словесных картин, драматизации.

Лирические стихотворения также занимают в книгах по чтению для специальной школы большое место, в их числе «Осень! обсыпается весь наш бедный сад...»А.К. Толстого (4-й класс), «Вот север, тучи нагоняя...» А.С. Пушки­на(5-й класс), «Лес, точно терем расписной...» И.А. Бунина(6-й класс), «Несжатая полоса» Н.А. Некрасова (7-й класс) и др.

В этих стихотворениях нет развернутого сюжета, законченных характе­ров, поступков. В них описываются чувства и переживания чело­века, его настроения и мысли. Лирические стихотворения харак­теризуются повышенной эмоциональностью, сжатой выразитель­ной речью, когда каждое слово несет большую смысловую нагруз­ку. Их воздействие направлено прежде всего на эмоциональную сферу человека.

Трудности в понимании детьми лирических стихотворений обусловлены необычной поэтической речью, кажущейся статичнос­тью, обилием метафор, эпитетов и других выразительных средств языка. Особенно сложны для восприятия лирические стихотворения русских классиков, поскольку они связаны с эпохой, уже ушедшей в прошлое и мало понятной детям.

Методика работы должна быть нацелена на формирование у детей образноговосприятия стихотворения,для чего необходимасоответствующая апперцепционнаябаза, формируемая в процессе экскурсии, беседы, слушания музыки, рассмат­ривания и анализа картины, восприятия рассказа учителя о жизни автора. Если используется какая-либо картина, то она должна быть тесно связана с сюжетом стихотворения, иначе она будет дезориентировать учеников.

Пример подготовки учащихся к чтению стихотворе­ния А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» (5-й класс):

- вначале учитель уточняет, какое наступило время года и что для него характерно; вывешивает картину, например, Н. Ромазина «Зима» из серии «Времена года». Картина рассматривается, проводится короткая беседа по ней. За­тем учитель называет тему урока и открывает портрет А.С. Пушкина. Школьники называют поэта, вспоминают, какие его стихи и сказки они читали, что знают о нем;

- учитель предлагает детям послушать его рассказ и еще раз рассмотреть картину (проводит психологическую подготовку): «Мы с вами совершим сегодня путешествие в далекое, дале­кое прошлое, когда жил Александр Сергеевич Пушкин.

Однажды вечером поэт долго не мог заснуть. За окнами дома выл ветер. Он дул с севера. Этот ветер обязательно приво­дит за собой зиму. Утром поэт вышел на крыльцо. Земля была покрыта белым снегом. Под снежной пеленой скрылись поля, холмы, берег реки. Казалось, что на всю землю набросили ог­ромный белый ковер, который лег волнами. Снег лежал на вет­ках дубов, елей. Его было так много, что кое-где он свисал с ветвей. Это зима так нарядила, украсила природу».

Рассказ учителя должен быть живым, ярким и выразительным, включать элементы импровизации.

Затем, после психологической подготовки учащихся к восприятию стихотворения, оно выразительно прочитывается. При первичном чтении лирического сти­хотворения учителембольшинство учащихся пра­вильно осмысливают текст, за исключением 25% пятиклассников, усвоивших содержание фрагментарно.

При самостоятельном чтении вслух стихотворение понималось хуже - неточно поняли в 5 кл. 36%.

Если же учащиеся читали впервые стихотворение про себя, то затруднялись в его восприятии 47% пятиклассников[24].

Однако высокийэффект от чтения педагога можетбыть до­стигнут только тогда, когда оно по выразительности будет при­ближаться к чтениюпрофессионала. К такому чтению надо гото­виться заранее и помнить, что выразительное чтение является как бы объяснением эмоционального содержания стихотворения.

Пример: подготовка к чтению стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...». Разметим текст:

Вот север,тучи нагоняя, | (неторопливо)

Дохнул, ] завыл, ||и вот сама х

Идет | волшебница зима!(оживляясь)

Пришла, | рассыпалась; | клоками х

Повисла на суках дубов, |

Легла волнистыми коврами| (восхищенно)

Среди полей,| вокруг холмов,||

Брега с недвижною рекою|

Сровняла пухлой пеленою.||

Блеснул мороз. || И радымы |(радостно)

Проказамматушки зимы.

Первые две строчки стихотворения читаются медленно, свыделением звуков, формирующих образ северного ветра(тУчи, дохнУл, завЫл). Далее идет большая пауза, после которой меня­ется тон голоса. Он становится более оживленным. Оживление вызвано красотой зимней природы. Психологическая пауза после слова идет подчеркивает смысловую нагрузку, которую несут слова волшебница зима. Смена каждой картины в чтении всего последующего текста отмечается большой паузой, для того чтобы учащиеся успели представить себе все изменения в природе. Слова клоками и повисла читаются слитно. Эта слитность дости­гается за счет восходящей мелодики речи, но не исключает стихотворной паузы между строками, что могло бы привести к нарушению ритма. Слово клоками выделяется как пояснение при глаголе, так же как и последующие слова недвижною рекою и пухлой пеленою.

Перед чтением слов Блеснул мороз — снова большая пауза и из­менениетона: представляется первый мороз, и вновь пауза для смены интонации и перехода на радостный, веселый тон, вызванный ожиданием зимних забав и праздников.

Конец чтениясопровождается большой психологической паузой, когда дети остаются один на один со своими впечатлениями от прочитанного. Выясняется эмоциональный уровень первично­го восприятия: какую картину они представили, когда слушали стихотворение А.С. Пушкина? Проведенная экскурсия, целе­направленная предварительная беседа, точно передающий со­стояние природы показ иллюстрационного материала, яркий рассказ учителя, его выразительное чтение должны помочь ум­ственно отсталым детям воссоздать хотя бы в элементарном виде эту картину.

Далее школьники могут читать текст по час­тям, анализируя его и одновременно готовясь к выразительному чтению.

Последующие вопросы и задания могут быть такими:

- О чем говорится в первых двух строчках стихотворения? (О севере).

- Что имеет в виду автор под словом север! (Ветер.) Докажите, что именно о ветре говорит поэт. (ДохнУл, завЫл.) Как я читала эти слова? (Растягивая уи ы). Почему? Прочитайте эти строчки. (Если надо, учитель вновь дает образец.)

- Как назвал Пушкин зиму? За что он назвал ее так? Какое чувство испытывал поэт перед зимой-волшебницей? (Радость, восхищение.)

- Прочитаем о том, что сделала зима. Но при этом будем пом­нить о восхищении автора ее действиями.

- Как вы понимаете слово рассыпалась? Кто рассыпался и как? (Зима рассыпалась снегом.)

- Что дальше сделала зима? Послушайте, как я читаю эти строчки: Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов. Ка­кие слова я выделила голосом? Где я сделала паузы? Как вы пред­ставляете себе картину: «Клоками повисла на суках дубов»?

- Прочитаем еще раз о том, что изменила зима в природе. (Читается текст до слова блеснул.)

- Послушайте, как я читаю последние две строчки. Подчер­кните карандашом слова, которые я выделила голосом. (Проверя­ется выполнение задания.)

- Прочитайте эти строчки сами. (Идет уточнение интонации.)

- Скажите, разве может мороз блестеть? Что же имеет в виду Пушкин? (Блестит на морозе снег.)

- Кто мне скажет, описывает поэт один день или результат многих дней? (Многих дней.) Докажите. Что делает волшебница зима, когда подул ветер с севера? (Она идет.) А что говорит поэт о ней потом? (Она уже пришла.)

- Стихотворение читается отдельными учениками по частям. Класс выставляет оценки за выразительность чтения.

Пересказывать содержание лирических стихотворений не ре­комендуется. Если стихотворение заучивается наизусть, можно использовать мнемонические приемы. Например: в записанном на доске стихотворении, приготовленном для заучивания, посте­пенно стирают отдельные слова. Дети восстанавливают их по па­мяти при повторном чтении. К концу такой работы на доске оста­ются лишь начальные словакаждой строчки, что и служит ориен­тиром для их воспроизведения. Можно печатать стихотворение с пропусками некоторых слов на карточках, но как подписи под картинками, где изображены те ситуации, которые описываются в каждой строфе. К этим карточкам школьники обращаются после чтения стихотворения по учебнику и его анализа.

Наши рекомендации