Методика работы над эпическими произведениями
В начальной школе из эпических произведений изучаются: рассказ, эпическое произведение в стихах (или эпическое стихотворение), сказка, басня.
Из литературной природы эпического произведения выводятся методические приемы работы с ним.
В центре работы с эпическим произведением в начальной школе - герои и сюжет:
- составляется портрет главных героев, обсуждаются их поступки, дается их характеристика и т.д.;
- прослеживается сюжетная линия рассказа: С чего все началось?Как развивались события? Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Чем все закончилось?
При работе с эпическим произведением одним из ведущих приемов работы становится пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана[16]. Тип пересказа выбирается в зависимости от композиции:
- произведения последовательно-повествовательнойкомпозиции удобны для подробного пересказа;
- повествовательно-описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа;
- произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа;
- а работая над произведениями, построенными на диалоге, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.
От специфики произведения зависит и выбор приема для знакомства с произведением:
- народную сказку следует детям рассказывать;
- литературную авторскую сказку - читать по книге;
-эпическое стихотворение может быть прочитано заранее подготовленными детьмиили учителем (без подготовки стихотворный текст читать с листа трудно);
- рассказ можно предложить детям читать по цепочке или выбрать для первичного восприятия прием комбинированного чтения;
- басню следует читать самому учителю (мораль должна быть отделена от текста).
Небольшой объем произведений малых фольклорных жанров дает возможность сосредоточиться на их форме, фукнция которой особенно заметна:
- чистоговорки предназначены для тренировки произнесения одного звука в окружении других;
- скороговорка - произнесения сочетаний звуков, близких или, напротив, далеких по способу и месту образования;
- считалкаоснована наритме;
- побасенка композиционно построена на диалоге
После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки, побасенки и др.
Чтение рассказов (коррекционная школа 8 вида)
Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекци-онной) школы рассказысоставляют примерно 50% от произведений других жанров.
Рассказ - небольшое по объему прозаическое произведение, изображающее отдельные события из жизни героя (или героев). Число персонажей в рассказе ограничено.
В литературной практике существуют различные подходы к классификации рассказов:
- по тематике (о природе, детях, войне),
- по времени протекания действия (рассказы об истории, о сегодняшнем дне),
- по жанровой характеристике (описательно-повествовательные, новеллистические, юмористические, сатирические, драматические),
- по сложности композиции (сюжетно-повествовательные, рассказы с пропущенным звеном, со скрытым смыслом) и др.
- Наиболее доступными для учащихся специальной школы являются рассказы с последовательным развитием событий, которые не содержат сложные смысловые связи[17].
- Труднее воспринимаются рассказы с пропущенным звеном или с разновременными планами действия, когда события сегодняшнего дня перемежаются описанием уже происшедшего. Пропущенные звенья, последовательность развития сюжета восстанавливаются на основе общего контекста.
- Самыетрудные для понимания — это рассказы со скрытым смыслом. В произведениях такого типа внешнее проявление событий, поступков героев не совпадают с внутренним смыслом.
I. В книгах для чтения для каждого класса специальной школы представлены рассказы с разными по сложности сюжетами, но большинство из них - это простые по структуре тексты. Информация, заключенная в таких рассказах, как правило, воспринимается умственно отсталыми детьми без особых затруднений. Хотя и тут школьники могут не осмысливать содержание рассказа в целом, не всегда осознавать смысловые связи между отдельными информационными единицами текста, затрудняться в выделении главной мысли.
Основное направление в работе по таким рассказам - это помощьшкольникам в установлении смысловых связей между отдельными событиями и поступкамигероев, в выявлении главного замысла. Чем старше класс, тем более глубоким должен быть анализ моральных проблем, с большим выходом на современную жизнь.
Методика работы над рассказом Л.Н. Толстого «Акула» в 3-м классе коррекционной школы.
В этом рассказе для учащихся сложно все, в том числе и информационная сторона текста, поскольку она не позволяет опереться на их личный опыт. В связи с этим в процессе подготовительной работы необходимо провести беседу с опорой на иллюстративный материал: рассмотреть корабль, пушку с ее «хоботом»,установить, что за человек стоит около нее с фитилем в руках, пояснить, для чего нужен фитиль, показать в море парус и купающихся в нем людей, уточнить, почему люди купаются в парусе, погруженном в воду, а не в открытом море, рассмотреть изображение акулы и, наконец, установить, современный ли это корабль.
После чтения рассказа учителем выясняется, волновались ли дети за мальчиков, в какой момент они особенно боялись, что мальчики погибнут. Эти вопросы, не вводя пока школьников в сложную канву рассказа, помогают усилить его эмоциональное восприятие и тем самым подготовить их к смысловому разбору текста. В младших классах нерационально сразу задавать смысловые вопросы, так как большинство детей не готово к пониманию логики сюжета. Более того, неверные ответы, прозвучав однажды, могут воспроизводиться и при последующем анализе текста.
К смысловому разбору произведения следует приступить после чтения текста учащимися. В рассказе «Акула» важно прежде всего назвать действующих лиц, так как дети могут не воспринимать артиллериста и отца мальчика как одно лицо. Далее следует выяснить, почему капитан дал команду «купаться», попутно отметить, где происходит действие и что такое Сахара. Без краткого пояснения последнего слова оно ассоциируется у учащихся со словом сахар. Последующий анализ можно проводить по таким вопросам:
- Как было организовано купание?
- Как плавали мальчики? Найдите в книге, с кем сравнивает их автор. Почему? (В случае, если сравнение непонятно, можно уточнить, кто видел ящерицу, легко ли ее поймать, какая она.)
- Куда поплыли мальчики? Почему?
- Как сначала отнесся к этому поступку отец одного из мальчиков? Кем он был на корабле?
- Что случилось дальше? (Прочитайте это место в тексте.)
- Что грозило детям?
- Как воспринял эту опасность отец? (Прочитайте это место в тексте.)
- Почему мальчики не услышали, что кричал старый артиллерист?
- Что значит «побелеть как полотно»? Что должен был чувствовать отец, видя сына в опасности?
- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики, уплыв в открытое море? Объясните, почему это плохо.
Если класс слабый, можно ограничиться чтением и разбором первойчасти рассказа. В этом случае педагог читает только эту часть. Желающим узнать, что было дальше, предлагается дома дочитать рассказ до конца.
Повторное чтение текста по частям можно сопровождать словесным рисованием картин.Таких картин к первой части рассказа должно быть шесть. Для образного представления описанного события желательно сопровождать словесное рисование учащихся выполнением аппликационно-мелового рисунка на доске либо демонстрацией кадров диафильма.
На следующем уроке учительспрашивает, кто прочитал рассказ (хвалит одних, но не порицает других), были ли спасены мальчики и кто их спас. Затем читает продолжение рассказа и выясняет, какой момент детям показался наиболее страшным и почему.
При разборе второй части следует обратить внимание школьников на поведение артиллериста в этой опасной ситуации. Необходимо разобраться вместе с детьми, почему он упал после выстрела (учащиеся склонны объяснять это тем, что он убил мальчиков), подобрать слова, которые точно обозначают черты характера артиллериста, еще раз вернуться к оценке поведения мальчиков.
Далее по заданию в учебнике можно выстроить план рассказа (заголовки частей даются в книге), установить, какие заголовки относятся к первой части, какие - ко второй, прочитать еще раз последнюю часть, соотнося текст с пунктами плана.
Пересказ второй части текста или всего рассказа в целом лучше выполнять в форме озвучивания диафильма. Для этой цели кадры диафильма даются без титров, дети пересказывают содержание каждой картины.
Как уже говорилось выше, в старших классах вопросы к тексту носят более обобщенный характер и требуют более глубокого проникновения в логику поступков героев.
Рассказ А.П. Чехова «Ванька» (6-й класс коррекционной школы 8 вида)
Первый урок.
1. Подготовительная работа к чтению рассказа:
а) сообщение темы урока;
б) восстановление в памяти учащихся названий и краткого содержания тех рассказов А.П. Чехова, с которыми они познакомились на уроках классного и внеклассного чтения («Каштанка», «Спать хочется», «Мальчики»);
в) вступительное слово учителя, в котором говорится о трудном детстве писателя(«в детстве у меня не было детства»), о дружбе с мальчиками, отданными в учение в лавку отца, где они работали с утра и до позднего вечера, о сострадании к ним, о любви ко всему живому, которую воспитала в будущем писателе его мать, проявления этой любви в произведениях А.П. Чехова;
г) словарная работа. Выясняются значения слов Рождество, заутреня, шпандырь, колодка.
2. Просмотр диафильма. Одновременно рассказ читает учитель. Несмотря на то что рассказу будут посвящены два урока, желательно прочитать его сразу, так как текст не делится на относительно законченные части. Здесь постоянно переплетаются две линии повествования: жизнь Ваньки в деревне и у сапожника Аляхина.
3. Выяснение первого впечатления от рассказа. Вопросы, которые задает учитель на данном этапе, основаны на эмоциональном восприятии детьми текста, созданном выразительным чтением педагога и демонстрацией диафильма. Это отношение школьников к судьбе мальчика, выделение тех случаев из его жизни, которые показались им особенно тяжелыми, аргументирование учениками своего мнения.
4. Словарная работа. Выясняются значения слов, которые могут быть объяснены самими детьми исходя из контекста или ранее прочитанных рассказов: выволочка, сени, подмастерье.
5. Чтение рассказа учащимися. Читается часть рассказа до слов «Ванька судорожно вздохнул». По ходу чтения внимание шестиклассников обращают на сноски, которые даны в книге.
6. Анализ прочитанной части рассказа. Не следует совмещать чтение текста по абзацам с их разбором из-за все того же своеобразия структуры рассказа: постоянно меняющихся времени и места действия. Анализ этой части текста может сопровождаться выполнением детьми следующих заданий.
Ответьте на вопросы:
- Сколько лет было мальчику, когда его отдали в учение к сапожнику?
- Были ли у него родные?
- Что он делал у сапожника?
- Учили ли его ремеслу?
- Как относились к Ваньке его хозяева?
-Чему учили его подмастерья?
Найдите в тексте место, где рассказывается, как Ванька готовился писать письмо. В спокойной ли обстановке он это делал? Обоснуйте свой ответ.
Расскажите, о чем просит Ванька своего дедушку и что ему обещает.
Скажите, что именно вспоминает мальчик о своем деде. Прочитайте еще раз это место (выясняются значения слов тулуп, колотушка, кухарка, балагурит).
Найдите в письме Ваньки предложения, в которых выражено полное отчаяние мальчика от жизни у сапожника (дети выбирают соответствующие предложения, учитель помогает им, вывешивая таблички с написанным текстом):
«...Возьми меня отсюда домой... нету никакой возможности». «...Увези меня отсюда, а то помру».
7. Вывод о том, что учащиеся узнали о судьбе Ваньки.
8. Задание на дом: читать на уроке проработанный текст, уметь рассказывать о жизни Ваньки у сапожника.
На втором уроке проверку домашнего задания можно проводить, прибегнув к повторному показу некоторых кадров диафильма, к которым школьники дают комментарии (например, жизнь Ваньки у сапожника Аляхина).
Далее ученики приступают к чтению следующей части рассказа, объясняют слова, к которым даны сноски, и разбирают эту часть текста по заданиям учителя:
- Ответьте, где жил Ванька вместе с матерью?
- Найдите в рассказе отрывки, показывающие, как относилась к Ваньке барышня Ольга Игнатьевна.
- Скажите, что сделали господа с Ванькой после смерти матери?
- Ответьте, почему барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки, не защитила его?
- Почему дедушка не смог оставить внука у себя?
- Прочитайте еще раз адрес, который Ванька написал на конверте. Дойдет ли такое письмо до деда?
- Представьте себе, что дедушка получил письмо внука. Смог бы он выполнить просьбу Ваньки? Почему вы так думаете?
- Прочитайте те места из письма Ваньки, где говорится о его жизни у сапожника.
Вчера мы с вами выписывали предложения, в которых Ванька рассказывал об ужасе своей жизни (предложения вывешивают снова). Что он еще говорит о своей жизни у сапожника? (Дети находят это предложение в тексте второй части.) На доску помещают новый плакат со словами: «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой».
Теперь прочитайте те места из воспоминаний мальчика о жизни в деревне, когда ему было особенно весело и радостно. (Учитель обращает внимание детей на то, как поддерживается это состояние природой.)
- Почему жизнь в деревне представлялась Ваньке такой беззаботной и светлой? Была ли она на самом деле такой?
Замените выделенные словаблизкимипо значению. (Учащиеся подбирают синонимы для словосочетаний юркий старикашка, тощенький старикашка, просторный тулуп, погода великолепная, веселое время.)
В заключение ученикам предлагают спрогнозировать дальнейшую жизнь Ваньки.