Методика работы над эпическими произведениями

В начальной школе из эпических произведений изучаются: рассказ, эпи­ческое произведение в стихах (или эпическое стихотворение), сказка, басня.

Из литературной природы эпического произведения выводятся методические приемы работы с ним.

В центре работы с эпическим произведением в начальной школе - герои и сюжет:

- составляется портрет главных героев, обсуждаются их поступки, дается их характеристика и т.д.;

- прослеживается сюжетная линия рассказа: С чего все началось?Как развивались события? Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Чем все закончилось?

При работе с эпическим произведением одним из ведущих приемов работы становится пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана[16]. Тип пересказа выбирается в зависимости от композиции:

- произведения последовательно-повествовательнойкомпозиции удобны для подробного пересказа;

- повествовательно-описатель­ная структура произведения может стать основой выборочного пересказа;

- произведения, в которых главная сюжетная линия ос­ложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа;

- а работая над произведениями, построенными на диа­логе, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.

От специфики произведения зависит и выбор приема для знакомства с произведением:

- народную сказку следует детям рассказывать;

- литературную авторскую сказку - читать по книге;

-эпическое стихотворение может быть прочитано зара­нее подготовленными детьмиили учителем (без подготовки стихотворный текст читать с листа трудно);

- рассказ можно предложить детям читать по цепочке или выбрать для первичного восприятия прием комбинированного чтения;

- басню следует читать самому учителю (мораль должна быть отделена от текста).

Небольшой объем произведений малых фольклорных жан­ров дает возможность сосредоточиться на их форме, фукнция которой особенно заметна:

- чистоговорки предназна­чены для тренировки произнесения одного звука в окружении других;

- скороговорка - произнесения сочетаний звуков, близких или, напротив, далеких по способу и месту образования;

- считалкаоснована наритме;

- побасенка композиционно построена на диалоге

После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки, по­басенки и др.

Чтение рассказов (коррекционная школа 8 вида)

Основным материалом для уроков чтения служит рассказ. В учебниках по чтению для 2—6-го классов специальной (коррекци-онной) школы рассказысоставляют примерно 50% от произведе­ний других жанров.

Рассказ - небольшое по объему прозаическое произведение, изображающее отдельные собы­тия из жизни героя (или героев). Число персонажей в рассказе ограничено.

В литературной практике существуют различные подходы к классификации рассказов:

- по тематике (о природе, детях, войне),

- по времени протекания действия (рассказы об истории, о сегод­няшнем дне),

- по жанровой характеристике (описательно-повествовательные, новеллистические, юмористические, сатирические, драматические),

- по сложности композиции (сюжетно-по­вествовательные, рассказы с пропущенным звеном, со скрытым смыслом) и др.

- Наиболее доступными для учащихся специальной школы являются рассказы с последовательным развитием событий, ко­торые не содержат сложные смысловые связи[17].

- Труднее воспринимаются рассказы с пропущенным зве­ном или с разновременными планами действия, когда события сегодняшнего дня перемежаются описанием уже происшедшего. Пропущенные звенья, последовательность развития сюжета вос­станавливаются на основе общего контекста.

- Самыетрудные для понимания — это рассказы со скры­тым смыслом. В произведениях такого типа внешнее проявле­ние событий, поступков героев не совпадают с внутренним смыслом.

I. В книгах для чтения для каждого класса специальной школы представлены рассказы с разными по сложности сюжетами, но большинство из них - это простые по структуре тексты. Инфор­мация, заключенная в таких рассказах, как правило, воспринима­ется умственно отсталыми детьми без особых затруднений. Хотя и тут школьники могут не осмысливать содержание рассказа в це­лом, не всегда осознавать смысловые связи между отдельными информационными единицами текста, затрудняться в выделении главной мысли.

Основное направление в работе по таким рассказам - это помощьшкольникам в установлении смысловых связей между отдельными событиями и поступкамигероев, в выявлении глав­ного замысла. Чем старше класс, тем более глубоким должен быть анализ моральных проблем, с большим выходом на совре­менную жизнь.

Методика работы над рассказом Л.Н. Толстого «Акула» в 3-м классе коррекционной школы.

В этом рассказе для учащих­ся сложно все, в том числе и информационная сторона текста, поскольку она не позволяет опереться на их личный опыт. В связи с этим в процессе подготовительной работы необходимо провести беседу с опорой на иллюстративный материал: рассмотреть корабль, пушку с ее «хоботом»,установить, что за человек стоит около нее с фитилем в руках, пояснить, для чего нужен фи­тиль, показать в море парус и купающихся в нем людей, уточнить, почему люди купаются в парусе, погруженном в воду, а не в от­крытом море, рассмотреть изображение акулы и, наконец, устано­вить, современный ли это корабль.

После чтения рассказа учителем выясняется, волновались ли дети за мальчиков, в какой момент они особенно боялись, что мальчики погибнут. Эти вопросы, не вводя пока школьников в сложную канву рассказа, помогают усилить его эмоциональное восприятие и тем самым подготовить их к смысловому разбору текста. В младших классах нерационально сразу задавать смысловые вопросы, так как большинство детей не готово к пониманию ло­гики сюжета. Более того, неверные ответы, прозвучав однажды, могут воспроизводиться и при последующем анализе текста.

К смысловому разбору произведения следует приступить пос­ле чтения текста учащимися. В рассказе «Акула» важно прежде всего назвать действующих лиц, так как дети могут не восприни­мать артиллериста и отца мальчика как одно лицо. Далее следует выяснить, почему капитан дал команду «купаться», попутно отме­тить, где происходит действие и что такое Сахара. Без краткого пояснения последнего слова оно ассоциируется у учащихся со словом сахар. Последующий анализ можно проводить по таким вопросам:

- Как было организовано купание?

- Как плавали мальчики? Найдите в книге, с кем сравнивает их автор. Почему? (В случае, если сравнение непонятно, можно уточнить, кто видел ящерицу, легко ли ее поймать, какая она.)

- Куда поплыли мальчики? Почему?

- Как сначала отнесся к этому поступку отец одного из маль­чиков? Кем он был на корабле?

- Что случилось дальше? (Прочитайте это место в тексте.)

- Что грозило детям?

- Как воспринял эту опасность отец? (Прочитайте это место в тексте.)

- Почему мальчики не услышали, что кричал старый артилле­рист?

- Что значит «побелеть как полотно»? Что должен был чувство­вать отец, видя сына в опасности?

- Как вы думаете, хорошо ли поступили мальчики, уплыв в от­крытое море? Объясните, почему это плохо.

Если класс слабый, можно ограничиться чтением и разбо­ром первойчасти рассказа. В этом случае педагог читает только эту часть. Желающим узнать, что было дальше, предлагается дома дочитать рассказ до конца.

Повторное чтение текста по частям можно сопровождать словесным рисованием картин.Таких картин к первой части рассказа должно быть шесть. Для образного представления опи­санного события желательно сопровождать словесное рисование учащихся выполнением аппликационно-мелового рисунка на до­ске либо демонстрацией кадров диафильма.

На следующем уроке учительспрашивает, кто прочитал рас­сказ (хвалит одних, но не порицает других), были ли спасены мальчики и кто их спас. Затем читает продолжение рассказа и выясняет, какой момент детям показался наиболее страшным и почему.

При разборе второй части следует обратить внимание школьников на поведение артиллериста в этой опасной ситуа­ции. Необходимо разобраться вместе с детьми, почему он упал после выстрела (учащиеся склонны объяснять это тем, что он убил мальчиков), подобрать слова, которые точно обозначают черты характера артиллериста, еще раз вернуться к оценке по­ведения мальчиков.

Далее по заданию в учебнике можно выстроить план расска­за (заголовки частей даются в книге), установить, какие заголов­ки относятся к первой части, какие - ко второй, прочитать еще раз последнюю часть, соотнося текст с пунктами плана.

Пере­сказ второй части текста или всего рассказа в целом лучше вы­полнять в форме озвучивания диафильма. Для этой цели кадры диафильма даются без титров, дети пересказывают содержание каждой картины.

Как уже говорилось выше, в старших классах вопросы к тексту носят более обобщенный характер и требуют более глу­бокого проникновения в логику поступков героев.

Рассказ А.П. Чехова «Ванька» (6-й класс коррекционной школы 8 вида)

Первый урок.

1. Подготовительная работа к чтению рассказа:

а) сообщение темы урока;

б) восстановление в памяти учащихся названий и краткого содержания тех рассказов А.П. Чехова, с которыми они позна­комились на уроках классного и внеклассного чтения («Каштанка», «Спать хочется», «Мальчики»);

в) вступительное слово учителя, в котором говорится о трудном детстве писателя(«в детстве у меня не было детства»), о дружбе с мальчиками, отданными в учение в лавку отца, где они работали с утра и до позднего вечера, о сострадании к ним, о любви ко всему живому, которую воспитала в будущем писателе его мать, проявле­ния этой любви в произведениях А.П. Чехова;

г) словарная работа. Выясняются значения слов Рождество, заутреня, шпандырь, колодка.

2. Просмотр диафильма. Одновременно рассказ читает учи­тель. Несмотря на то что рассказу будут посвящены два урока, желательно прочитать его сразу, так как текст не делится на от­носительно законченные части. Здесь постоянно переплетаются две линии повествования: жизнь Ваньки в деревне и у сапожни­ка Аляхина.

3. Выяснение первого впечатления от рассказа. Вопросы, ко­торые задает учитель на данном этапе, основаны на эмоциональ­ном восприятии детьми текста, созданном выразительным чтени­ем педагога и демонстрацией диафильма. Это отношение школь­ников к судьбе мальчика, выделение тех случаев из его жизни, ко­торые показались им особенно тяжелыми, аргументирование уче­никами своего мнения.

4. Словарная работа. Выясняются значения слов, которые могут быть объяснены самими детьми исходя из контекста или ранее прочитанных рассказов: выволочка, сени, подмастерье.

5. Чтение рассказа учащимися. Читается часть рассказа до слов «Ванька судорожно вздохнул». По ходу чтения внимание шестиклассников обращают на сноски, которые даны в книге.

6. Анализ прочитанной части рассказа. Не следует совме­щать чтение текста по абзацам с их разбором из-за все того же своеобразия структуры рассказа: постоянно меняющихся времени и места действия. Анализ этой части текста может сопровождаться выполнением детьми следующих заданий.

Ответьте на вопросы:

- Сколько лет было мальчику, когда его отдали в учение к са­пожнику?

- Были ли у него родные?

- Что он делал у сапожника?

- Учили ли его ремеслу?

- Как относились к Ваньке его хозяева?

-Чему учили его подмастерья?

Найдите в тексте место, где рассказывается, как Ванька го­товился писать письмо. В спокойной ли обстановке он это де­лал? Обоснуйте свой ответ.

Расскажите, о чем просит Ванька своего дедушку и что ему обещает.

Скажите, что именно вспоминает мальчик о своем деде. Прочитайте еще раз это место (выясняются значения слов ту­луп, колотушка, кухарка, балагурит).

Найдите в письме Ваньки предложения, в которых выражено полное отчаяние мальчика от жизни у сапожника (дети выбирают соответствующие предложения, учитель помогает им, вывешивая таблички с написанным текстом):

«...Возьми меня отсюда домой... нету никакой возможности». «...Увези меня отсюда, а то помру».

7. Вывод о том, что учащиеся узнали о судьбе Ваньки.

8. Задание на дом: читать на уроке проработанный текст, уметь рассказывать о жизни Ваньки у сапожника.

На втором уроке проверку домашнего задания можно про­водить, прибегнув к повторному показу некоторых кадров диа­фильма, к которым школьники дают комментарии (например, жизнь Ваньки у сапожника Аляхина).

Далее ученики приступают к чтению следующей части расска­за, объясняют слова, к которым даны сноски, и разбирают эту часть текста по заданиям учителя:

- Ответьте, где жил Ванька вместе с матерью?

- Найдите в рассказе отрывки, показывающие, как относилась к Ваньке барышня Ольга Игнатьевна.

- Скажите, что сделали господа с Ванькой после смерти матери?

- Ответьте, почему барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки, не защитила его?

- Почему дедушка не смог оставить внука у себя?

- Прочитайте еще раз адрес, который Ванька написал на кон­верте. Дойдет ли такое письмо до деда?

- Представьте себе, что дедушка получил письмо внука. Смог бы он выполнить просьбу Ваньки? Почему вы так думаете?

- Прочитайте те места из письма Ваньки, где говорится о его жизни у сапожника.

Вчера мы с вами выписывали предложения, в которых Вань­ка рассказывал об ужасе своей жизни (предложения вывешива­ют снова). Что он еще говорит о своей жизни у сапожника? (Дети находят это предложение в тексте второй части.) На дос­ку помещают новый плакат со словами: «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой».

Теперь прочитайте те места из воспоминаний мальчика о жизни в деревне, когда ему было особенно весело и радостно. (Учитель обращает внимание детей на то, как поддерживается это состояние природой.)

- Почему жизнь в деревне представлялась Ваньке такой безза­ботной и светлой? Была ли она на самом деле такой?

Замените выделенные словаблизкимипо значению. (Уча­щиеся подбирают синонимы для словосочетаний юркий стари­кашка, тощенький старикашка, просторный тулуп, погода вели­колепная, веселое время.)

В заключение ученикам предлагают спрогнозировать даль­нейшую жизнь Ваньки.

Наши рекомендации