Методика работы над лирическими произведениями
Художественным содержанием лирического произведения является внутренняя жизнь человека - сфера эмоциональных, духовных переживаний в их художественном, образном осмыслении. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигаются переносные и иносказательные значения слов и образные возможности языка.
При анализе лирического произведения важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, включить работу творческого воображения. Методика рекомендует на подготовительном этапе урока использовать музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, могут вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении.
При первичном восприятиичитать лирическое произведение должен сам учитель. Стихотворение обязательно читается наизусть.
При анализе лирического произведения важно привлечь внимание к образам, картинам, созданным поэтом, поэтому текст нецелесообразно делитьна части; разумнее, не разрушая целостного впечатления, вести наблюдения за использованием изобразительно-выразительных средств языка.
Пример: анализ фрагмента стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы»[22] (см. в конце раздела).
Этап урока - анализ произведения:
1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой.
2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте. На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман). Как сказано в стихотворении о тумане?[Туман облаками вставал). Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх.) Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем?(Веял холод в лицо.) Что еще описал поэт? (Небеса и лес.) Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса).Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми облаками). Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени.
3. А что сказано о лесе?(Плакал сумрачный лес). Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный.) Нам хочется посочувствовать такому лесу.
А каким словом описал автор состояние леса?(Плакап). О ком так можно сказать? (О живом существе.) Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели.
4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги.
- С чем сравнивается снег? (С белым пушком.) А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый.) Как автор называет такой снег?(Снежок). Поэт нашел для обозначения первого снега слово с уменьшительно-ласкательным значением - снежок.
5. Как же преобразилась за ночь земля? Прочитайте.
- Изменилось ли настроение у природы?
- Назовите, что конкретно описано поэтом (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес.)
- В каких строках рисуется небо?(Нет нигде облачка, воздух легок и чист).
- Какие слова теперь нашел автор для изображения снега?(Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем).
- Что представляется, когда читаешь слова «снег лежит полотном''(Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно.)
- Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день блестит снег! Почему разноцветным огнем! Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса.(Смотрит весело, словно рад).О ком так обычно говорят? (О человеке). Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему?
- Представьте перед своим мысленным взором утренний лес, который нарисован в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес?(Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят каппи сдержанных слез).
- Черные кудри - что это может быть? Может быть, это зеленые ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными, будто кудри у лсса-великана. А на его ресницах-ветках - капли сдержанных слез. Что же это за слезы! Что вчера происходило с лесом? (Он стоял под дождем, плакал: струйки воды текли по веткам). А ночью как изменилась погода? (Выпал снег, ударил мороз - замерзла река). Что же произошло с каплями дождя? (Они застыли на ветках берез, мороз их сдержали не дал упасть на землю). А почему автор назвал эти замерзшие дождинки слезами?. (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы.)
- Как же выглядят эти слезы поутру?(Как алмазы, горят).
- Почему автор сравнил их с алмазами?(Алмаз - прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы).
Ведущими приемами при анализе лирических произведений становятся: рисование словесных картин, работа над отдельными тропами, над выразительным чтением произведения.
Чтение стихотворений (коррекционная школа)
Стихотворение — это небольшое лирическое или лиро-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру, что придает произведению особую выразительность:
- ритмическая структура стихотворения в русском языке создается прежде всего благодаря повторению ударных и безударных слогов. Текст читается ритмично, с обязательными паузами в конце строки, в несколько замедленном темпе;
- важную роль в стихотворении выполняет рифма. Она усиливает ритмичность стиха, оказывает заметное влияние на его звуковую, лексическую и синтаксическую организацию, участвует в формировании содержательной стороны текста;
- существенную роль играет также строфическое единство стихотворения.Объединенные рифмой в строфы, отдельные строки стихотворения становятся ритмическим и синтаксическим целым.
Стихотворение характеризуется повышенной эмоциональностью. Она обусловлена тем, что в стихотворении наиболее полно и непосредственно, по сравнению с литературными произведениями других видов, выражаются чувства и переживания автора.
В литературоведении различают лирико-эпические и лирическиестихотворения.
Длястихотворенияэпического, или повествовательного, характера обязателен сюжет. Это роднит его с рассказом. В качестве примеров из книг для чтения для специальной школы можно привести стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр» (3-й класс), Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (4-й класс), В.В. Маяковского «История Власа — лентяя и лоботряса» (6-й класс) и др. Наличие сюжета в стихотворениях подобного рода не исключает присутствия в них лирического элемента. Это описание природы, на фоне которого развертываются события («Весна, весна на улице, весенние деньки»); отношение автора к своему герою.
Методика работы с эпическим стихотворениемсовпадает с методикой чтения рассказов: она направлена на выяснение сюжета, раскрытие характера действующих лиц, идеи произведения. Так же, как в работе с рассказом, учащиеся могут поделить эпическое стихотворение на части, озаглавить каждую часть, нарисовать словесные картины, пересказать содержание, соотнести строчки стихотворения с картинками или кадрами диафильма.
Специфика стихотворной формы предполагает и некоторую спецификув работе: она связана прежде всего с подготовкой учителя к выразительномучтению стихотворения, формированием этого навыка у учащихся, работой над образными средствами языка.
Понимание детьми эпического стихотворения во многом зависит зависит от способа его представления ученикам:
- эксперименты показывают, что в 7-м классе специальной школы при изучении стихотворения «Бородино» чтение учителя с одновременным показом кадров диафильма дало 100% понимания учениками стихотворения «Бородино», а только при чтении учителем результаты снизились до 90%;
- чтение в грамзаписи, сопровождающееся демонстрацией диафильма, уменьшило число усвоивших содержание стихотворения до 70%;
- первичное восприятие текста в грамзаписи без всякого сопровождения дало возможность понять текст только 30% учеников[23].
Эти показатели свидетельствуют, что работа со стихотворением должна сопровождаться возможно большей наглядностью в любых видах: диафильмов, серий сюжетных картин, аппликационно-меловых рисунков, зарисовок, выполненных детьми, словесных картин, драматизации.
Лирические стихотворения также занимают в книгах по чтению для специальной школы большое место, в их числе «Осень! обсыпается весь наш бедный сад...»А.К. Толстого (4-й класс), «Вот север, тучи нагоняя...» А.С. Пушкина(5-й класс), «Лес, точно терем расписной...» И.А. Бунина(6-й класс), «Несжатая полоса» Н.А. Некрасова (7-й класс) и др.
В этих стихотворениях нет развернутого сюжета, законченных характеров, поступков. В них описываются чувства и переживания человека, его настроения и мысли. Лирические стихотворения характеризуются повышенной эмоциональностью, сжатой выразительной речью, когда каждое слово несет большую смысловую нагрузку. Их воздействие направлено прежде всего на эмоциональную сферу человека.
Трудности в понимании детьми лирических стихотворений обусловлены необычной поэтической речью, кажущейся статичностью, обилием метафор, эпитетов и других выразительных средств языка. Особенно сложны для восприятия лирические стихотворения русских классиков, поскольку они связаны с эпохой, уже ушедшей в прошлое и мало понятной детям.
Методика работы должна быть нацелена на формирование у детей образноговосприятия стихотворения,для чего необходимасоответствующая апперцепционнаябаза, формируемая в процессе экскурсии, беседы, слушания музыки, рассматривания и анализа картины, восприятия рассказа учителя о жизни автора. Если используется какая-либо картина, то она должна быть тесно связана с сюжетом стихотворения, иначе она будет дезориентировать учеников.
Пример подготовки учащихся к чтению стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...» (5-й класс):
- вначале учитель уточняет, какое наступило время года и что для него характерно; вывешивает картину, например, Н. Ромазина «Зима» из серии «Времена года». Картина рассматривается, проводится короткая беседа по ней. Затем учитель называет тему урока и открывает портрет А.С. Пушкина. Школьники называют поэта, вспоминают, какие его стихи и сказки они читали, что знают о нем;
- учитель предлагает детям послушать его рассказ и еще раз рассмотреть картину (проводит психологическую подготовку): «Мы с вами совершим сегодня путешествие в далекое, далекое прошлое, когда жил Александр Сергеевич Пушкин.
Однажды вечером поэт долго не мог заснуть. За окнами дома выл ветер. Он дул с севера. Этот ветер обязательно приводит за собой зиму. Утром поэт вышел на крыльцо. Земля была покрыта белым снегом. Под снежной пеленой скрылись поля, холмы, берег реки. Казалось, что на всю землю набросили огромный белый ковер, который лег волнами. Снег лежал на ветках дубов, елей. Его было так много, что кое-где он свисал с ветвей. Это зима так нарядила, украсила природу».
Рассказ учителя должен быть живым, ярким и выразительным, включать элементы импровизации.
Затем, после психологической подготовки учащихся к восприятию стихотворения, оно выразительно прочитывается. При первичном чтении лирического стихотворения учителембольшинство учащихся правильно осмысливают текст, за исключением 25% пятиклассников, усвоивших содержание фрагментарно.
При самостоятельном чтении вслух стихотворение понималось хуже - неточно поняли в 5 кл. 36%.
Если же учащиеся читали впервые стихотворение про себя, то затруднялись в его восприятии 47% пятиклассников[24].
Однако высокийэффект от чтения педагога можетбыть достигнут только тогда, когда оно по выразительности будет приближаться к чтениюпрофессионала. К такому чтению надо готовиться заранее и помнить, что выразительное чтение является как бы объяснением эмоционального содержания стихотворения.
Пример: подготовка к чтению стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...». Разметим текст:
Вот север,тучи нагоняя, | (неторопливо)
Дохнул, ] завыл, ||и вот сама х
Идет | волшебница зима!(оживляясь)
Пришла, | рассыпалась; | клоками х
Повисла на суках дубов, |
Легла волнистыми коврами| (восхищенно)
Среди полей,| вокруг холмов,||
Брега с недвижною рекою|
Сровняла пухлой пеленою.||
Блеснул мороз. || И радымы |(радостно)
Проказамматушки зимы.
Первые две строчки стихотворения читаются медленно, свыделением звуков, формирующих образ северного ветра(тУчи, дохнУл, завЫл). Далее идет большая пауза, после которой меняется тон голоса. Он становится более оживленным. Оживление вызвано красотой зимней природы. Психологическая пауза после слова идет подчеркивает смысловую нагрузку, которую несут слова волшебница зима. Смена каждой картины в чтении всего последующего текста отмечается большой паузой, для того чтобы учащиеся успели представить себе все изменения в природе. Слова клоками и повисла читаются слитно. Эта слитность достигается за счет восходящей мелодики речи, но не исключает стихотворной паузы между строками, что могло бы привести к нарушению ритма. Слово клоками выделяется как пояснение при глаголе, так же как и последующие слова недвижною рекою и пухлой пеленою.
Перед чтением слов Блеснул мороз — снова большая пауза и изменениетона: представляется первый мороз, и вновь пауза для смены интонации и перехода на радостный, веселый тон, вызванный ожиданием зимних забав и праздников.
Конец чтениясопровождается большой психологической паузой, когда дети остаются один на один со своими впечатлениями от прочитанного. Выясняется эмоциональный уровень первичного восприятия: какую картину они представили, когда слушали стихотворение А.С. Пушкина? Проведенная экскурсия, целенаправленная предварительная беседа, точно передающий состояние природы показ иллюстрационного материала, яркий рассказ учителя, его выразительное чтение должны помочь умственно отсталым детям воссоздать хотя бы в элементарном виде эту картину.
Далее школьники могут читать текст по частям, анализируя его и одновременно готовясь к выразительному чтению.
Последующие вопросы и задания могут быть такими:
- О чем говорится в первых двух строчках стихотворения? (О севере).
- Что имеет в виду автор под словом север! (Ветер.) Докажите, что именно о ветре говорит поэт. (ДохнУл, завЫл.) Как я читала эти слова? (Растягивая уи ы). Почему? Прочитайте эти строчки. (Если надо, учитель вновь дает образец.)
- Как назвал Пушкин зиму? За что он назвал ее так? Какое чувство испытывал поэт перед зимой-волшебницей? (Радость, восхищение.)
- Прочитаем о том, что сделала зима. Но при этом будем помнить о восхищении автора ее действиями.
- Как вы понимаете слово рассыпалась? Кто рассыпался и как? (Зима рассыпалась снегом.)
- Что дальше сделала зима? Послушайте, как я читаю эти строчки: Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов. Какие слова я выделила голосом? Где я сделала паузы? Как вы представляете себе картину: «Клоками повисла на суках дубов»?
- Прочитаем еще раз о том, что изменила зима в природе. (Читается текст до слова блеснул.)
- Послушайте, как я читаю последние две строчки. Подчеркните карандашом слова, которые я выделила голосом. (Проверяется выполнение задания.)
- Прочитайте эти строчки сами. (Идет уточнение интонации.)
- Скажите, разве может мороз блестеть? Что же имеет в виду Пушкин? (Блестит на морозе снег.)
- Кто мне скажет, описывает поэт один день или результат многих дней? (Многих дней.) Докажите. Что делает волшебница зима, когда подул ветер с севера? (Она идет.) А что говорит поэт о ней потом? (Она уже пришла.)
- Стихотворение читается отдельными учениками по частям. Класс выставляет оценки за выразительность чтения.
Пересказывать содержание лирических стихотворений не рекомендуется. Если стихотворение заучивается наизусть, можно использовать мнемонические приемы. Например: в записанном на доске стихотворении, приготовленном для заучивания, постепенно стирают отдельные слова. Дети восстанавливают их по памяти при повторном чтении. К концу такой работы на доске остаются лишь начальные словакаждой строчки, что и служит ориентиром для их воспроизведения. Можно печатать стихотворение с пропусками некоторых слов на карточках, но как подписи под картинками, где изображены те ситуации, которые описываются в каждой строфе. К этим карточкам школьники обращаются после чтения стихотворения по учебнику и его анализа.