Басня в начальных классах средней школы
Басня - небольшое произведение повествовательного рода в стихах (реже в прозе) с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. В хрестоматии для начальной школы входят в основном басни нравоучительного характера И.А.Крылова.
При подготовке к восприятию текста басни рекомендуется вспомнить и обсудить с детьми повадки тех животных, которые стали героями басни. Это поможет детям проникнуть в иносказательный смысл произведения.
Например, перед чтением басни И.А. Крылова «Кукушка и Петух» следует спросить:
Как поет кукушка? (Ку-ку, ку-ку) Как можно назвать такое пение? (Однообразное, монотонное). А как поет петух? (Ку-ка-ре-ку). Что можно сказать о его пении? (Громкое, крикливое.) А кто-нибудь слышал пение соловья? (Соловей выводит разнообразные рулады, пощелкивает и посвистывает, его пение приятно слушать). Про чье пение можно сказать - красивое, приятное? (Про соловьиное пение).
После такой беседы детям легче будет уяснить нравоучительный смысл басни:
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
В отличие от сказки, иносказательный смысл басни обязательно раскрывается и обсуждается с детьми, иначе ее эстетическое содержание и жизненная мудрость не предстанут перед детьми в полном объеме.
Закономерен вопрос: когда раскрывать аллегорию - до анализа конкретного содержания или после него? В методике существуют два варианта ответа:
- одни методисты (Адамович, Каноныкин, Щербакова, Рамзаева, Горецкий и др.) считают, что ребенок должен сначала уяснить конкретное содержание басни, эмоционально пережить его и только затем осмыслить мораль. Методисты основываются на том, что в басне имеет место высокая степень обобщения и ребенок, который учится читать и тратит усилия на раскодирование и осмысление отдельных слов и фраз, не в состоянии сразу воспринять текст на таком уровне обобщения;
- другие (в частности Л.В.Занков и его последователи) считают, что начинать анализ басни надо с ее морали, потом обсуждать позицию автора и только затем разбирать конкретное содержание, давать характеристику персонажам, наблюдать изобразительно-выразительные средства языка. Только при этом условии, по мнению ученых, возможно раскрыть перед детьми всю неповторимость языка и художественного мира басни.
Учитель при выборе методики чтения должен руководствоваться степенью сформированности навыка чтения, уровнем обученности детей, их читательской зрелостью. На этапах перечитывания и творческой деятельности ведущими приемами работы с текстом басни являются такие: графическое иллюстрирование, чтение по ролям, драматизация.
Чтение басен (коррекционная школа)
Басня — это короткий аллегорический рассказ с нравоучением, чаще в стихотворной форме. В ней раскрывается один эпизод из жизни людей или животных с оценкой, которая дается либо от имени действующего лица басни, либо от имени самого автора. За внешним ходом действия подразумевается иной смысл — осуждение тех или иных недостатков людей.
Басня обладает значительным воспитательным потенциалом, так как в ней отрицательные качества характера, неблаговидность некоторых поступков человека раскрывается в ярких художественных образах, а не в речевых сентенциях на тему морали.
Выразительность языка басни, краткость ее содержания, легкость для заучивания создают благоприятные условия и для развития речи детей.
В специальной (коррекционной) школе изучение басен начинают только с 4-го класса. Аллегоричность басен создает значительные трудности для понимания их смысла умственно отсталыми детьми.
Специфика этого жанра предполагает и некоторое своеобразие методической работы:
1. Для выявления основных линий поведения персонажей басни надо вначале актуализировать знания детей о героях басни.
Так, перед изучением басни «Стрекоза и Муравей» (4-й класс) надо спросить школьников, кто видел стрекозу, чем она занята летом; в процессе беседы подвести детей к употреблению таких слов и словосочетаний, как порхает, садится на листок, ловит и ест мошек, комаров, отдыхает в траве-мураве (объяснить значения этих слов). Устанавливается мнение о стрекозе: веселая, резвая. Такая же беседа проводится и по поводу муравья. Обоих насекомых дети рассматривают либо на картинках,либо в коллекции.
2. Учитывая сложность языка басни и не всегда понятный для детей смысл (даже на уровне информации), можно проводить чтение басни по частям с одновременным разбором каждой. Особенно значим этот подход в работе с учащимися младших классов. Поскольку произведение читается по частям, книги у школьников могут быть открыты. После такого разбора учитель прочитывает басню в целом, демонстрируя образец выразительного чтения.
В 6—9-м классах басню можно прочитать сразу, но при закрытых книгах, так как школьники должны сконцентрировать внимание на лице учителя и постараться эмоционально правильно воспринять информационный план басни.
3. Несмотря на нравоучительный характер басни, анализу подлежит прежде всего ее конкретное содержание. Это положение действует и в том случае, если басня начинается с морали. Последовательность и дробность вопросов при анализе поступков персонажей помогут подвести детей к пониманию основной идеи басни, а через нее и к восприятию морали.
Например, в ходе работы над басней «Зеркало и Обезьяна» (6-й класс) вопросы ученикам можно задать в такой последовательности:
- Кого Мартышка увидела в зеркале? Поняла ли она, что это ее собственный образ, что это она сама?
- Можно ли сказать, что Обезьяна умная? Почему?
- Как Мартышка характеризует тот образ, который она увидела в Зеркале? (Рожа, ужимки, прыжки, кривляка; слово ужимки поясняется.) Кому на самом деле она дает такую характеристику?
- Докажите, что Обезьяна была к тому же еще и сплетница. («А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть».)
- Прочитайте строчки басни, в которых Обезьяна говорит о своем превосходстве над другими. («Я удавилась бы с тоски...»)
- Какой же изобразил Крылов Мартышку?
- Что вы можете сказать о Медведе? Какой он? Какой совет он дал Обезьяне? Что означает сочетание слов попусту пропал!
- Приняла ли Обезьяна совет Мишки? Почему?
- За что автор осуждает Мартышку?
- В каких же словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их. («Чем кумушек считать трудиться...»).
После детального разбора можно обратиться к морали басни:чему учит басня? Что хотел сказать нам И.А. Крылов своей басней? (Замечай прежде всего свои недостатки, а не недостатки товарищей, прислушивайся к их замечаниям.)
Аллегория, которая лежит в основе басни, как понятие не раскрывается в коррекционной школе.Но для более глубокого понимания идеи и морали басни уже в 4-м классе объясняется ее подтекст: действия животных на самом деле выражают суть поступков людей. Для конкретизации данного тезиса в процессе разбора басни учитель или сами школьники подбирают аналогичный случай из сегодняшней жизни.
4. Пересказывать басню не следует, так как ее язык неповторим, использовать его при пересказе учащиеся не смогут: исчезнут сатирические краски в описании событий. Рекомендуетсяпосле анализа басни читать текст по ролям, учить наизусть, драматизировать.