Глава 3. Проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках литературы в начальной школе

Проблемный вопрос и его признаки

Учебная задача урока может быть поставлена в виде проблемного вопроса. Но не всякий трудный аналитический вопрос является проблемным. Проблемный вопрос (ПВ) всегда предполагает разные возможности его решения. Найти удачный ПВпомогают его признаки:

многовариантность ответов;

сложность (вопрос требует мыслительной аналитической деятельности, обращения к тексту, ответ на него невозможно вычитать, процитировать);

доступность ученикам (т.е. ответ лежит в зоне ближайшего развития ребенка и может быть найден благодаря анализу текста; );

интерес (вопрос должен вызвать активный интерес ребенка, желание найти на него ответ, а значит, формулировать его надо, исходя из читательского и жизненного опыта ребенка, особенностей его психологии);

емкость (вопрос должен охватывать либо все произведение, либо его существенно значимые эпизоды, т.е. требовать анализа всего текста или законченной смысловой части – главы, эпизода) .

В начальной школе материаломдля ПВ может стать разная оценка детьми персонажа, разное отношение к поступку, к представлению о том, кто же из героев прав. В начальной школе с большой осторожностью нужно выносить в качестве проблемных вопросы об авторском отношении, об авторской идее, т.к. при отсутствии у младших школьников отчетливого представления об авторе и его роли этот вопрос не вызовет у них активного интереса, желания найти ответ. Следует учитывать сильные стороны читательского восприятия младших школьников и искать проблемность либо в сфере чувств читателей, либо в сфере их этических оценок, либо в столкновении общих этических представлений с детскими эмоциями.

Совершенно естественно, что проблемность вопроса связана как с эстетической природой произведения, так и с возрастом читателя. То, что вызывает трудности у младших школьников, в старшей школе постигается легко. В начальной школе анализируют произведения, входящие в круг детского чтения, в которых решаются интересные и доступные для понимания ребенка вопросы – ученикам старшей школы будет уже неинтересно отвечать на подобные вопросы. Именно учителю начальной школы наиболее трудно подобрать вопрос, отвечающий всем признакам проблемности. В этом случае можно строить ПС просто на сложных, но интересных детям вопросах (для них они все равно будут проблемными).

Глава 3. Проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках литературы в начальной школе - student2.ru
Глава 3. Проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках литературы в начальной школе - student2.ru Глава 3. Проблемный вопрос и проблемная ситуация на уроках литературы в начальной школе - student2.ru

Примеры ПВ

Нашла ли Русалочка счастье или ее жизнь оказалась несчастливой?

Почему в сказке Х.К.Андерсена «Соловей» смерть победило пение живого соловья?

Почему мы сочувствуем похитителям из рассказа «Вождь краснокожих»?

Почему Маленький принц покинул свою планету и почему решил вернуться?

Какие открытия совершил Маленький принц в своих странствиях?

Почему Володя – герой рассказа А.П.Чехова «Мальчики» – все-таки поехал с Чечевицыным в Америку?

Наши рекомендации