Виды и формы уроков литературы в начальной школе
Виды уроков
Уроки литературы различаются по видам и формам. Вид урока определяется прежде всего целями урока и видом деятельности учеников и учителя.
Виды уроков:
1. Вводные уроки
Вводный урок открывает изучение темы или тематического раздела. (Например, раздел «Там, на неведомых дорожках..» в программе Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой для II класса, в который входят народные волшебные литературные сказки; «Любимые детские писатели» в программе В.Горецкого для III класса; «Научно-познавательная и художественная литература» в программе М.П.Воюшиной для II —IV классов и др.
Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной тематики, пробуждение у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, а также повторение уже имеющихся у них сведений, знаний, необходимых для изучения произведений данной тематической группы.
Важную роль на вводном уроке играет отобранный учителем материал. Он должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведениях, с которыми они встретятся на дальнейших уроках; материал должен быть интересным и доступным детям и обязательно отвечать двум требованиям: во-первых, он должен вытекать из уже изученного детьми, быть органически связан с изученными произведениями, теоретико-литературными знаниями и личным опытом ребенка, а во-вторых, открывать детям перспективу работы, то новое, что им предстоит узнать, и тем самым создавать проблемную ситуацию ко всем урокам темы. На вводном уроке ребенок осознает, что ему предстоит сделать, чему научиться, что узнать.
Обязательно на вводных уроках должен использоваться наглядный материал: портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации, аудиозаписи музыкальных произведений или актерского чтения; рисунки самих детей, выставки книг и т.п.
Активная роль на вводном уроке принадлежит учителю, но это не означает, что дети должны быть пассивными слушателями.
Учитель может рассказывать, показывать иллюстративный материал, читать фрагменты из литературных произведений, задавать детям вопросы, активизируя их восприятие. Учитель качественно оценивает деятельность учеников. Дети, слушая учителя, узнают что-то новое, соотносят новое со своим личным опытом, имеющимися знаниями; отвечая на вопросы учителя, повторяют, вспоминают.
2. Урок изучения литературного произведения.
См. предыдущие разделы.
Урок развития речи.
Эти уроки могут проводиться как в процессе изучения темы или раздела, так и по его завершении.
Цель уроков развития речи зависит от того, какие речеведческие знания и умения формировались при изучении литературных произведений или какие еще предстоит сформировать при изучении новых произведений. Учебным материалом для этих уроков может быть изученное литературное произведение или ряд произведений (см. параграф о методе литературного творчества школьников); сюжетные картинки; личный опыт учеников; чужой или собственный текст для редактирования.
Так, в программе М.П.Воюшиной уроки развития речи даны в определенной последовательности и направлены на закрепление умений, полученных при работе с фольклорными и литературными словесными произведениями.
Например:
II класс (по программе I —III). В разделе «Человек среди людей» после изучения рассказов В.Железникова и В.Драгунского проводится урок развития речи «Точка зрения. Стиль. Жанр. Композиция» — составление рассказа от лица персонажа по серии сюжетных картинок. После изучения рассказов Р. Погодина — составление рассказа по аналогии («Роль персонажа в раскрытии авторского замысла. Способы изображения персонажей»). В разделе «Человек и природа» ученикам предлагаются задания по выбору типа текста в зависимости от темы и основной мысли сочинения («Типы текста: описание, повествование»). В разделе «Устное народное творчество и литература» дети сочиняют волшебную сказку («Композиция и язык сказки»). В разделе «Литературная сказка» ученикам тоже предлагается сочинение сказки («Авторская сказка, способы изображения сказочных персонажей»). В разделе «Мир вокруг нас. Детская познавательная литература» ведется работа по подготовке устного журнала «Удивительное рядом».
Урок развития речи проходит в несколько этапов:
1) подготовка к сочинению;
2) написание сочинения;
3) редактирование написанного.