Сфер читательского восприятия.

О качестве восприятия произведения многое можно узнать с помощью специально составленных и расположенных в опре­деленной последовательности вопросов. В методике их на­зывают вопросами на восприятие. Вопросы в анкете на восприятие не случайны, они должны затрагивать самые яркие компоненты произведения, самые важ­ные его проблемы и помогать ребенку осмыслить художественный текст.

1. Вопросы, активизирующие работу эмоциональной сферы. Цель «эмоционального» вопроса — проверить, насколько активны эмо­циональные реакции читателя и насколько они адекватны автор­ским намерениям, т.е. совпадают ли читательские оценки героев, их поступков с авторскими, откликается ли читатель на эмоцио­нальную атмосферу стихотворения, эпизода или сцены, какие со­бытия или переживания героя вызывают у читателя эмоциональ­ный отклик, реагирует ли читатель только на содержательные ком­поненты произведения или испытывает эмоциональное воздей­ствие его художественной формы:

С каким настроением вы закончили читать сказку Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?

Было ли вам страшно, когда вы читали эпизод появления охотника в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?

Кому из героев рассказа В.Ю.Драгунского «На Садовой большое движение» вы сочувствовали?

Иногда рядом с «эмоциональным» вопросом добавляют воп­рос «почему?», который требует от читателя объяснения своих реакций. «Почему?», конечно, активизирует сферу осмысления,так как читатель должен соотнести свои чувства с содержанием произведения и его художественной формой, т.е. понять, чем они вызваны. Но учителю такие объяснения детей необходимы, пото­му что помогут определить, насколько точны читательские эмо­ции, что именно заставило ребенка переживать, сочувствовать или это оттолкнуло, вызвало негативные реакции — художественная форма и содержание текста или детский жизненный опыт, опи­раясь на который ребенок отталкивается от авторского текста и наполняет его своими переживаниями, а потому дает искаженные эмоциональные оценки.

2. Вопрос на уровне стилистической детали. Неопытные читатели пробегают мимо художественных деталей, что сказывается и на их восприятии отдельных эпизодов. Вопрос привлечет внимание читателя к важному элементу худо­жественной формы и заставит задуматься над его ролью в тексте. При составлении вопросов вни­мание читателя мы привлекаем не к событийным деталям, а к языковым изобразительно-выразительным средствам. Так, вопрос «Почему князь Гвидон превратился сначала в комара, потом в муху, а затем в шмеля?» мы должны отклонить и предпочесть ему такой: «С какой целью Пушкин, описывая чувства Гвидона-мухи, слушающего рассказ ткачихи о тридцати трех богатырях, в трех строках неоднократно повторяет слова с буквой "з"?». В этом ва­рианте вопрос нацеливает читателя на осознание роли звукописив художественном тексте. Примеры:

Почему в стихотворении А.А.Фета «Печальная береза у моего ок­на...» наряд березы назван «траурным»? (Осмысляется роль эпитета.)

Почему лиса в сказке «Лиса и тетерев» называет тетерева «тетеревочек», «дружочек», а не «тетерев» и «друг»? (Осмысляется роль уменьши­тельно-ласкательной лексики.)

Какое слово используется в сказке «Петушок и бобовое зернышко» для обозначения движения курочки? Почему именно так говорится? (Ос­мысляется выбор слова из синонимического ряда.)

3. Вопросы на активизацию воображения чита­теля - воссоздающего и творческого.. Ответом на них должно стать либо описание героя, пейзажа, интерьера, декораций к спектаклю, иллюстрации к эпизоду, обложки к книге, либо повествование о событиях, которые могли бы произойти с героями в дальней­шем, или о тех, о которых не рассказал повествователь, но чита­тель может их воссоздать в своем воображении. Например, в рас­сказе В.Драгунского «Он живой и светится...» ничего не гово­рится о том, как и когда папа подарил Дениске самосвал, но читатель может, опираясь на отдельные детали авторского пове­ствования, придумать этот эпизод.

Вопросы, активизирующие воображение читателя, особенно трудно подобрать к лирическим стихотворениям. На помощь учителю в таких ситуациях приходят невербальные способы выявления восприятия, прежде всего ри­сунки к стихотворению. В том случае, если пейзаж создан лишь с помощью немногочисленных деталей, можно предложить детям описать то, что они увидели, услышали, ощутили, читая стихо­творение.

Обычно ответ ребенка на вопрос, активизирующий сферу во­ображения, показывает учителю, на каком уровне осуществи­лась эта работа:

-если в ответе использованы только авторские детали и ребенок не создает целостное изображение, то мы го­ворим о воссоздающем воображении;

-если же к авторским дета­лям читатель добавляет новые и достраивает образ до целостно­го, то мы говорим о включении творческого воображения.

Сохранение связи читательского описания с авторскими деталями и общим на­строением эпизода или стихотворения — свидетельство адекват­ности работы воображения авторским намерениям, способно­сти ученика подчинить свое воображение чужой (в данном случае авторской) воле (произвольность воображения):

Каким вы представляете себе лесного царя в балладе И. В. Гёте «Лес­ной царь»?

Какой вы представляете себе мастерскую, в которой работал Прошка — герой рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»?

Какую иллюстрацию вы бы сделали к эпизоду сражения со шляпой (рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»)? Опишите ее подробно.

О чем мог думать мальчик — герой стихотворения Э. Мошковской «Первая двойка», — увидев всюду «номер два»?

4. Вопросы на осмысление содержания (на анали­тическом уровне, так как задавать «репродуктивные» вопросы в анкете не имеет смысла). Ответ ученика всегда покажет учителю, пытается ли он размышлять, анализировать текст или сбивается на его пересказ. Если объем произведения невелик, то достаточно одного «аналитического» вопроса, если же произведение много­плановое, композиционно сложное, то можно увеличить количе­ство таких вопросов до двух-трех:

Можно ли назвать героев рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа» трус­ливыми? Обоснуйте свой ответ.

Как и почему меняется настроение Дениски в рассказе В.Драгун­ского «Он живой и светится...»?

Осуждает ли автор отца Нади за то, что тот исполнил желание дочери (рассказ А. И. Куприна «Слон»)?

Почему князю Гвидону из сказки А.С. Пушкина удалось добиться того, чтобы его отец приплыл к нему на остров?

5. Вопросы на осмысле­ние композиции. Анализу может быть подвергнут любой композиционный элемент, но целесообразно выбирать наиболее яркие, значимые компоненты, осознание роли которых максимально приблизит ребенка и к по­стижению содержания:

Почему сказ П. П. Бажова называется «Каменный цветок»?

Сколько смысловых частей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа»? Придумайте название для каждой части.

Почему рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа» начинается с сообще­ния о котенке и упавшей на него шляпе?

6. Вопросы концептуального характера, нацеливающие учеников на осмысление художественной идеи про­изведения. Прежде всего, необходимо самому сформулировать идею произведения и попро­бовать перевести ее в вопрос. Возможно, вам поможет совет: не ищите вопрос в содержании произведения, он найдется лишь тог­да, когда вы доберетесь до подтекста, подниметесь на уровень обобщения содержания, за конкретными поступками, события­ми, характерами увидите авторскую мысль о мире в целом — при­роде, людях, об обществе, о добре и зле:

Что помогло героям пушкинской «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» воссоединиться и одолеть зло?

Почему в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер возвращается к людям?

Почему выздоровела Надя в рассказе А. И. Куприна «Слон»?

Последовательность и количество вопросовне опре­деляются строго, но в ней должна быть логика: от эмоций к концепции. Задача— не только выявить особенности вос­приятия произведения, но и помочь ребенку открыть смысл про­изведения, т.е. каждый вопрос — это шаг вперед, сту­пенька к смыслу, к идее текста.

Важно: одинвопрос может активизировать несколько разных сфер или разные уровни одной и той же сферы.

Наши оценки всегда субъективны и зависят от научной подго­товки, опыта и одаренности. Поэтому так важен подробный, каче­ственный анализ детских работ, а не формальное отнесение вос­приятия к тому или иному уровню.

Наши рекомендации