Сфер читательского восприятия.
О качестве восприятия произведения многое можно узнать с помощью специально составленных и расположенных в определенной последовательности вопросов. В методике их называют вопросами на восприятие. Вопросы в анкете на восприятие не случайны, они должны затрагивать самые яркие компоненты произведения, самые важные его проблемы и помогать ребенку осмыслить художественный текст.
1. Вопросы, активизирующие работу эмоциональной сферы. Цель «эмоционального» вопроса — проверить, насколько активны эмоциональные реакции читателя и насколько они адекватны авторским намерениям, т.е. совпадают ли читательские оценки героев, их поступков с авторскими, откликается ли читатель на эмоциональную атмосферу стихотворения, эпизода или сцены, какие события или переживания героя вызывают у читателя эмоциональный отклик, реагирует ли читатель только на содержательные компоненты произведения или испытывает эмоциональное воздействие его художественной формы:
С каким настроением вы закончили читать сказку Х.К.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?
Было ли вам страшно, когда вы читали эпизод появления охотника в сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»?
Кому из героев рассказа В.Ю.Драгунского «На Садовой большое движение» вы сочувствовали?
Иногда рядом с «эмоциональным» вопросом добавляют вопрос «почему?», который требует от читателя объяснения своих реакций. «Почему?», конечно, активизирует сферу осмысления,так как читатель должен соотнести свои чувства с содержанием произведения и его художественной формой, т.е. понять, чем они вызваны. Но учителю такие объяснения детей необходимы, потому что помогут определить, насколько точны читательские эмоции, что именно заставило ребенка переживать, сочувствовать или это оттолкнуло, вызвало негативные реакции — художественная форма и содержание текста или детский жизненный опыт, опираясь на который ребенок отталкивается от авторского текста и наполняет его своими переживаниями, а потому дает искаженные эмоциональные оценки.
2. Вопрос на уровне стилистической детали. Неопытные читатели пробегают мимо художественных деталей, что сказывается и на их восприятии отдельных эпизодов. Вопрос привлечет внимание читателя к важному элементу художественной формы и заставит задуматься над его ролью в тексте. При составлении вопросов внимание читателя мы привлекаем не к событийным деталям, а к языковым изобразительно-выразительным средствам. Так, вопрос «Почему князь Гвидон превратился сначала в комара, потом в муху, а затем в шмеля?» мы должны отклонить и предпочесть ему такой: «С какой целью Пушкин, описывая чувства Гвидона-мухи, слушающего рассказ ткачихи о тридцати трех богатырях, в трех строках неоднократно повторяет слова с буквой "з"?». В этом варианте вопрос нацеливает читателя на осознание роли звукописив художественном тексте. Примеры:
Почему в стихотворении А.А.Фета «Печальная береза у моего окна...» наряд березы назван «траурным»? (Осмысляется роль эпитета.)
Почему лиса в сказке «Лиса и тетерев» называет тетерева «тетеревочек», «дружочек», а не «тетерев» и «друг»? (Осмысляется роль уменьшительно-ласкательной лексики.)
Какое слово используется в сказке «Петушок и бобовое зернышко» для обозначения движения курочки? Почему именно так говорится? (Осмысляется выбор слова из синонимического ряда.)
3. Вопросы на активизацию воображения читателя - воссоздающего и творческого.. Ответом на них должно стать либо описание героя, пейзажа, интерьера, декораций к спектаклю, иллюстрации к эпизоду, обложки к книге, либо повествование о событиях, которые могли бы произойти с героями в дальнейшем, или о тех, о которых не рассказал повествователь, но читатель может их воссоздать в своем воображении. Например, в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится...» ничего не говорится о том, как и когда папа подарил Дениске самосвал, но читатель может, опираясь на отдельные детали авторского повествования, придумать этот эпизод.
Вопросы, активизирующие воображение читателя, особенно трудно подобрать к лирическим стихотворениям. На помощь учителю в таких ситуациях приходят невербальные способы выявления восприятия, прежде всего рисунки к стихотворению. В том случае, если пейзаж создан лишь с помощью немногочисленных деталей, можно предложить детям описать то, что они увидели, услышали, ощутили, читая стихотворение.
Обычно ответ ребенка на вопрос, активизирующий сферу воображения, показывает учителю, на каком уровне осуществилась эта работа:
-если в ответе использованы только авторские детали и ребенок не создает целостное изображение, то мы говорим о воссоздающем воображении;
-если же к авторским деталям читатель добавляет новые и достраивает образ до целостного, то мы говорим о включении творческого воображения.
Сохранение связи читательского описания с авторскими деталями и общим настроением эпизода или стихотворения — свидетельство адекватности работы воображения авторским намерениям, способности ученика подчинить свое воображение чужой (в данном случае авторской) воле (произвольность воображения):
Каким вы представляете себе лесного царя в балладе И. В. Гёте «Лесной царь»?
Какой вы представляете себе мастерскую, в которой работал Прошка — герой рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел»?
Какую иллюстрацию вы бы сделали к эпизоду сражения со шляпой (рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»)? Опишите ее подробно.
О чем мог думать мальчик — герой стихотворения Э. Мошковской «Первая двойка», — увидев всюду «номер два»?
4. Вопросы на осмысление содержания (на аналитическом уровне, так как задавать «репродуктивные» вопросы в анкете не имеет смысла). Ответ ученика всегда покажет учителю, пытается ли он размышлять, анализировать текст или сбивается на его пересказ. Если объем произведения невелик, то достаточно одного «аналитического» вопроса, если же произведение многоплановое, композиционно сложное, то можно увеличить количество таких вопросов до двух-трех:
Можно ли назвать героев рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа» трусливыми? Обоснуйте свой ответ.
Как и почему меняется настроение Дениски в рассказе В.Драгунского «Он живой и светится...»?
Осуждает ли автор отца Нади за то, что тот исполнил желание дочери (рассказ А. И. Куприна «Слон»)?
Почему князю Гвидону из сказки А.С. Пушкина удалось добиться того, чтобы его отец приплыл к нему на остров?
5. Вопросы на осмысление композиции. Анализу может быть подвергнут любой композиционный элемент, но целесообразно выбирать наиболее яркие, значимые компоненты, осознание роли которых максимально приблизит ребенка и к постижению содержания:
Почему сказ П. П. Бажова называется «Каменный цветок»?
Сколько смысловых частей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа»? Придумайте название для каждой части.
Почему рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа» начинается с сообщения о котенке и упавшей на него шляпе?
6. Вопросы концептуального характера, нацеливающие учеников на осмысление художественной идеи произведения. Прежде всего, необходимо самому сформулировать идею произведения и попробовать перевести ее в вопрос. Возможно, вам поможет совет: не ищите вопрос в содержании произведения, он найдется лишь тогда, когда вы доберетесь до подтекста, подниметесь на уровень обобщения содержания, за конкретными поступками, событиями, характерами увидите авторскую мысль о мире в целом — природе, людях, об обществе, о добре и зле:
Что помогло героям пушкинской «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» воссоединиться и одолеть зло?
Почему в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер возвращается к людям?
Почему выздоровела Надя в рассказе А. И. Куприна «Слон»?
Последовательность и количество вопросовне определяются строго, но в ней должна быть логика: от эмоций к концепции. Задача— не только выявить особенности восприятия произведения, но и помочь ребенку открыть смысл произведения, т.е. каждый вопрос — это шаг вперед, ступенька к смыслу, к идее текста.
Важно: одинвопрос может активизировать несколько разных сфер или разные уровни одной и той же сферы.
Наши оценки всегда субъективны и зависят от научной подготовки, опыта и одаренности. Поэтому так важен подробный, качественный анализ детских работ, а не формальное отнесение восприятия к тому или иному уровню.