Вклад К.Д. Ушинского в методику обучения чтению.
Родоначальником метода объяснительного чтения стал К.Д.Ушинский - авторучебников-хрестоматий «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), а также ряда работ: «О первоначальном преподавании русского языка» (1864)»; «Руководство к преподаванию по «Родному слову» (1864). Цель, которую ставил К.Д.Ушинский в своих хрестоматиях для классного чтения в начальных народных школах (новый тип учебных заведений), - учить сознательному чтению русских детей 8 - 9 лет. Главный принцип: все, что прочитано, должно быть понятоучащимися, т.е. объяснено.
Вклад К.Д.Ушинский в методическую науку:
- он научно обосновывает, что и как нужно читать в младших классах. В его хрестоматии «Детский мир» шестьотделов, включающих статьи о природе, о детском мире, статьи, сообщающие сведения из русской истории, из географии, дающие первые уроки логики, а также стихотворения русских поэтов и прозаические отрывки из русских писателей:
- К.Д.Ушинский первым включил в круг детского чтения произведения устного народного творчества, и это стало методической традицией;
- все предметы начального образования концентрировались вокруг курса родного языка вообще и чтения в частности;
-было положено начало традиции включать в хрестоматии по чтению наряду с художественными произведениями научно-познавательные - деловые статьи, как их называл К.Д. Ушинский;
- хрестоматия «Детский мир» для объяснительного чтения предусматривала связь с наглядным обучением, которому отводилось место отдельного предмета. В деловых статьях ребенку давались знания об окружающей природе,о жизни общества. Однако К.Д.Ушинский считал, что «не само знание, а идея, развиваемая в уме дитяти усвоением этого знания, - вот что должно составлять зерно, сердцевину, последнюю цель таких занятий»;
- К.Д. Ушинский считал, что приемы чтения, система разбора должны определяться литературными свойствами видов и жанров художественных текстов: при чтении сказокрекомендовалось сосредоточиться на их пересказе, а стихи и баснипредлагалось учитьс детьми наизусть; пословицы рассматривались как маленькие умственные задачи; загадки могли быть полезными объяснения «картинного описания предмета» и т.д.
-чтение с объяснением подкреплялось катехизической[1]беседой, в ходе которой детям задавались вопросы двух видов: 1) испытательные, с помощью них учитель выяснял, поняли дети то, о чем читали, или нет; 2)наводящие на правильное понимание прочитанного - они служили отправным моментом для объяснений учителя.
- при работе с произведением, считал К.Д.Ушинский, вопросы должны выстраиваться от частных к обобщающим, а объяснения должны быть доступны и полезны, т.е. разъяснять только то, что нужно и можно знать детям. Чем ребенок младше, тем детальнее и мельче могут быть вопросы, а чем старше, тем скорее вопросы должны носить обобщающий характер. При этом К.Д.Ушинский предупреждал, что учителя должны быть умеренными в своих объяснениях.
- К.Д. Ушинского требовал, чтобы дети «при чтении не только поняли, но и почувствовали произведение»[2].
- в методике обучения чтению существует противоречие: текст может быть прочувствован, когда он понят, но чтобы понять текст, надо дробить его (и его восприятие) на части, а обилие мелких вопросов мешает целостному восприятию произведения, нарушает его эстетическое воздействие. Для преодоления этого противоречия К.Д.Ушинский предложил обязательно подготавливать детей к восприятию произведения: в ходе подготовительной беседы объясняется все непонятное, незнакомое, и произведение таким образом становится «поэтическим результатом беседы». При этом К.Д.Ушинский считал полезным чтению художественного произведения предпослать чтение деловой статьи на близкую тему. В таком случае снималась необходимость давать детальные объяснения при чтении художественного произведения. Этому способствовал также и тематический принцип компоновки учебного материала: времена года; домашние и дикие животные; орудия труда и т.п.
- К.Д.Ушинский писал о необходимости двух видов чтения - логического и эстетического:- логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста; - эстетическое чтение прежде всего наделено на возбуждение чувств читающего. Благодаря такому чтению ребенок может познакомиться с разными сторонами жизни, так как «многое понимается чувством и не может быть объяснено умом».