Организационные формы работы

Организационные формы и методики работы над книгой могут быть разными в зависимости от характеристик и ведущих потребностей самого класса. Среди организационных форм мы выделили три основных, которые легко впишутся в деятельность любой школы:

· система классных часов,

· программа внеурочной деятельности,

· программа сопровождения (консультаций) индивиду.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД КНИГОЙ

1. Предложите классу обсудить ИДЕЮ книги, что и как они хотят рассказать о себе, о классе (о том, что уже произошло и происходит, и о том, что ещё произойдёт). Важно выбрать и назвать главное для учеников, пусть обоснуют свои предложения. Идей может быть несколько, необходимо их зафиксировать и выбрать (например, большинством голосов) ту, которая ляжет в основу вашей книги. А может случиться и так, что несколько идей придётся предложить вам, но окончательный выбор – всё-таки за учениками.
2. Раскройте идею через примерное СОДЕРЖАНИЕ книги, пусть сначала оно будет немного фантастическим. На данном этапе это допустимо, в процессе работы содержание будет корректироваться учениками под вашим руководством.
3.Определите ЗАДАЧИ (промежуточные результаты) и ШАГИ (последовательность действий) работы над текстами книги.
4. Распределите ОБЯЗАННОСТИ и назначьте ответственных, выберите редакционную коллегию, как организующую и движущую силу в работе над книгой.
5.Спланируйте время и составьте ГРАФИК подготовки материалов. При этом каждый из участников должен знать сроки и границы своей ответственности, а также результаты, которые будут с него всем классом спрошены – книга же общая. В плане предусматриваются «контрольные точки», т.е. приёмка промежуточных результатов, контроль их качества, обсуждение и внесение возможных и необходимых поправок к плану и результатам общей работы.
6.Следуйте принятому плану и обязательствам.

P.S.Желательно предусмотреть возможные трудности на намеченном пути и сразу решить, как будете поступать в случае их возникновения. Кто, кого и как подстрахует, где заложить резерв времени или сил, у кого просить помощи. Ясно, что всего предусмотреть не получится и будут возникать вопросы, которые придётся решать совместно уже в ходе работы, но опыт такого согласования важно иметь уже в самом начале.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ НАСТАВНИКОВ

  • ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • ЗАДАЧИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭТАПАМ РАБОТ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Настоящие рекомендации предназначены для работы с проектами «ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ» и адресованы наставникам учащихся. Мы предлагаем вам создать книгу своего коллектива, стать её автором и героем. В этой книге отражается жизнь и творчество детей, самые яркие впечатления о прошлом, их переживания настоящего, мечты о будущем. Это книга «о том, как МЫ становились взрослыми людьми». На первом плане – сам процесс создания книги, совместные, командные действия, диалог, взаимодействие детей, однако проект не получится без участия наставника.

В последние годы организация отечественного школьного образования претерпела серьёзные изменения. Всё больший вес и значение приобретает метод проектов как формирующий активную позицию учащихся, развивающий мета-умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, планирования и контроля), реализующий принцип связи обучения с практической стороной жизни. Сегодня проектная деятельность входит в базисный учебный план, а способность проектировать – один из параметров качества образования, поэтому представляется целесообразным вовлечение учащихся в проекты «ВСЕРОССИЙСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ».

ПРИ РАБОТЕ НАД КНИГОЙ СОБЛЮДАЮТСЯ ОБЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА:

  • принцип детоцентризма: в центре деятельности по созданию книги находятся дети и их собственная активность;
  • принцип кооперации: совместная работа над книгой подразумевает взаимодействие детей между собой, а также помощь наставника;
  • принцип опоры на субъектный опыт учащихся: каждый участник проекта имеет возможность применить собственный опыт и знания;
  • принцип учёта индивидуальности участников: их интересов, темпа работы, приоритетов;
  • принцип свободного выбора: тематики, художественного оформления, объёма, структуры.

Наши рекомендации