IV часть. Аттестация учителей русского языка и литературы на высшую категорию.
1 этап. Годичные курсы повышения квалификации (100 – 150 часов) за последние пять лет.
2 этап. Районная аттестационная комиссия по русскому языку и литературе определяет результативность работы учителя, аттестуемого на высшую категорию (открытый урок, внеклассная работа, результативность экзаменов за последние три года, контрольные работы, участие в работе творческих групп и т. д.).
3 этап. Предметная комиссия по русскому языку и литературе ЛОИРО по письменной работе, в которой обобщён личный опыт учителя, определяет его профессионализм.
Прилагаются следующие документы:
· аттестационная карта – 1 экземпляр;
· аттестационный лист – 2 экземпляра;
· ходатайство образовательного учреждения и района в произвольной форме.
В определение педагогического мастерства учителя высшей категории входят следующие критерии:
· Дифференцированный подход в обучении.
· Обеспечение преемственности в образовании.
· Творческий характер методов обучения с учётом психологических особенностей детей.
· Помощь учителя в преодолении проблем ученика.
· Высокая работоспособность ученика за счёт методики, знания учителем дидактики и выполнения норм охраны здоровья учащегося.
· Способность учителя к самообразованию.
Показатель эффективности работы учителя:
· Объём и качество знаний на уроке.
· Практические умения и навыки учащегося.
· Интеллектуальное развитие ребёнка.
· Умение ученика применять теорию на практике.
Требования к сценарию (конспекту) урока.
В сценарии (конспекте) урока должны быть отражены следующие вопросы:
· учебные цели и задачи урока (формирование практических умений и навыков учащихся, развитие мышления, памяти, внимания);
· способы измерения достижения планируемых результатов обучения (образцы заданий, вопросов, карточек и др.);
· хронология каждого этапа урока, обоснование структуры урока;
· содержание деятельности учителя и учеников на каждом этапе;
· ведущие виды деятельности;
· диагностика начального состояния тех умений, которые будут формироваться в ходе урока;
· методы и формы получения обратной информации о ходе усвоения нового материала (образцы вопросов, заданий, методика их применения);
· деятельность учителя и ученика на разных этапах формирования и усвоения ориентировочной основы;
· мотивация деятельности школьников на каждом этапе урока;
· приёмы управления вниманием школьников;
· типичные затруднения школьников при усвоении материала (причины этих затруднений, необходимые воздействия для их ликвидации);
· типичные ошибки, образцы корректирующих упражнений;
· приёмы работы с учебником, со справочной литературой;
· формы и способы коммуникации учащихся на уроке.
Примерная схема описания опытно-методической работы учителя русского языка и литературы.
1. Теоретическая часть. |
· Обоснование выбора темы. Программы и УМК, по которым работает учитель (по предметам и по каждому классу). Анализ разработанной темы в программах, учебниках, методической литературе. |
· Целевое назначение (установка на конечный результат): а) чему учить; б) какие умения сформировать; в) установки на общее, интеллектуальное, речевое, нравственное развитие. |
· Содержательная характеристика курса, темы (соответствие стандарту, углубление, профильность, коррекция, аспекты, акценты – если есть). |
· Основные формы занятий (традиционные, нетрадиционные, дифференцированные, внеклассные – если есть). |
· Наиболее эффективные методы работы с учащимися (объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские и пр.). |
· Система заданий, задач и упражнений: а) задачи и задания, решаемые по образцу, по аналогии; б) частично-поисковые и исследовательские задания; в) творческие задания – на восприятие, воспроизведение и создание текста, культура речи. |
· Формы контроля и диагностика обученности. |
· Результативность. |
2. Практическая часть. Приложения. В зависимости от выбранной темы это могут быть: |
· система уроков по теме (не менее 4 уроков с самоанализом или один видеоурок с комментарием и самоанализом); |
· система развивающих упражнений; |
· материалы для контроля, диагностики, экзаменов; |
· опорные схемы, конспекты, таблицы; |
· дидактические материалы для индивидуальной или групповой работы; |
· творческие работы учащихся; |
· материалы по диагностике; |
· сценарии внеклассных мероприятий; |
· рабочие тетради (одна по русскому языку по развитию речи, вторая по литературе). |
3. Библиография. |
V часть. Планирование внутришкольного контроля по русскому языку и литературе. 5 – 11 кл.
Цели обучения.
Цели обучения триедины.
Познавательный аспект | Воспитательный аспект | Развивающий аспект |
Научить ученика добывать знания (полные, глубокие, осознанные, систематичные, системные, гибкие, оперативные, прочные). Формировать навыки (точные, безошибочно выполняемые действия, доведённые до автоматизма). Формировать умения (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности). Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке. | Качества личности (нравственные, трудовые, эстетические, патриотические, экологические и др.). Воспитывать и развивать у учащихся гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, честность, чувство долга, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам … Формировать на уроке гуманные отношения. Бережное отношение к имуществу школы, учебным пособиям. Добросовестное отношение ученика к труду (ответственное выполнение домашних заданий, подготовка рабочего места, дисциплинированность и собранность, усердие). Любовь к Родине, гордость за её успехи; желание достичь успехов в собственном развитии, чтобы принести пользу Родине. | Развитие речи – показатель интеллектуального и общего развития ученика. Развитие мышления: учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать, опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы – овладение этими методами и означает умение мыслить. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы. |