При изучении древнерусской литературы
«Объять необъятное» – этот афоризм можно смело положить в основу классификации видов исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. Ключевым словом афоризма, стоящим на первом месте, является «объять». Это стремление к поиску, поступательный процесс в мир знания, который предполагает создание на уроке таких ситуаций, когда и ученикам, и педагогу интересно узнавать новое, опираясь на полученные знания и жизненный опыт. «Я знаю, что я ничего не знаю», – так сказал великий Сократ, осознав необъятность познания, поэтому уверенный и смелый поиск в исследовательской деятельности формирует общие подходы к гармонии с самим собой и окружающим миром. Той гармонии, которая лежит в вечном конфликте Добра и Зла, Света и Тьмы, Человека и Мироздания.
Научное исследование имеет особый понятийный аппарат, требует применения соответствующих методов, приемов, характеризуется практической и теоретической значимостью. Используя элементы исследовательской деятельности в школе, мы оперируем некоторыми понятиями научной исследовательской деятельности: тема, проблема, актуальность, постановка цели и задач, новизна исследования, гипотеза, сбор, классификация и обобщение знаний по теме, описание процесса исследования, выводы, практические результаты, применение.
Литература – это вид искусства, в основе которого художественный текст. Собственное исследование художественного текста заинтересовывает, обогащает, воспитывает, поэтому исследовательская деятельность на уроке литературы играет очень важную, даже ключевую роль.
О том, как и для чего нужно исследовать художественный текст, создано много методических пособий. Современные инновационные процессы в школе предполагают формирование у учащихся своего восприятия текста, своего толкования, своей оценки. И мастерство учителя заключается в том, чтобы восприятие, толкование, оценка художественного текста состоялись и были осознанными. Конечно, на определенном этапе исследования очень важно обратиться к мнениям авторитетных ученых-литературоведов, прокомментировать разные точки зрения о конкретном художественном тексте. Но, если мы хотим научить современное поколение мыслить ясно, четко, содержательно, то в исследовательской деятельности должна превалировать своя точка зрения на проблему, свое ее освещение и свой путь решения. Это трудно и интересно одновременно. «Дорогу осилит идущий» – в совместном поиске современный учитель и ученик-исследователь придут, возможно, к противоречивому и нестандартному результату исследования.
Но как построить такой урок литературы, чтобы в основе его лежал поиск? Общий алгоритм урока-исследования должен стать системным, доступным, интересным.
Системность такого урока заключается в том, что педагог при планировании уроков использует общую модель, наполняя ее разнообразным содержанием.
Доступность построения урока-исследования – это открытость всех его составляющих частей и обязательный учет возрастных особенностей учащихся.
Интерес такого урока заключается в его содержательном наполнении, привлечении других видов искусства, значимости постановки поставленной проблемы и ее решения.
Формы урока-исследования варьируются в зависимости от возраста учащихся: в средней школе больше коллективных методов исследования, а в старших классах преимущественно индивидуальное исследование, позволяющее раскрыть личный потенциал каждого учащегося.
Вот несколько примерных моделей уроков-исследований по древнерусской литературе. Почему мы обращаемся именно к древнерусской литературе? Во-первых, этот раздел открывает курс изучения литературы в каждом классе. Следовательно, очень важно, чтобы каждый ученик-исследователь понял вечную взаимосвязь временных эпох, принял и осознал непреходящие ценности, которые, может быть, сегодня получили иные названия, но все равно существуют. Во-вторых, именно древнерусская литература дает замечательную возможность для исследования в силу своей тайной красоты, которую порой надо разгадывать очень внимательно. И, наконец, в-третьих, одной из главных задач современного гуманитарного образования является воспитание гражданина своей страны, умеющего мыслить в контексте истории, культуры, языка. Обращение к художественным текстам древности и работает на выполнение этой высокой миссии. Вот как написал один из учеников в исследовательском эссе: «Древняя Русь – страна загадочная, красивая, великая. Я, россиянин двадцать первого века, горжусь своей страной…».
«Сказание о Белгородском киселе» (6 класс)
Проблема. Можно ли защититься без применения военной силы?
Актуальность. Сохранение мирных отношений среди разных людей.
Гипотеза. Можно сохранить мирные отношения, используя смекалку, жизненный опыт.
Активизация знаний. Русские народные пословицы, афоризмы о смекалке.
Исследование по тексту
- Найдите в тексте слова-описания осады города. Подберите к ним синонимы.
- Какая фраза стала кульминацией осады в городе?
- Почему выход из положения нашел старик? Как общественное мнение встретило этот выход? Подумайте, какие слова ему сказали горожане на следующий день. Как это подтвердить текстом?
Выводы.
Алгоритм выхода из конфликта:
1. Найти возможность договориться, проявив смекалку, применив жизненный опыт.
2. Открыто заявить об этом (мирные переговоры).
3. «Эффект ожидания» – спокойно и содержательно отстаивать свое решение.
Практическое применение.
Обсуждение по группам современных ситуаций конфликтов и их решений:
1. «Новенький» в классе.
2. «Столкновение» со старшеклассниками.
3. Как объяснить родителям получение «двойки»?
Жизнь-подвиг (7 класс)
Цели: обучающая – учить анализу литературного произведения; развивающая – развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; воспитательная – воспитывать чувство гордости за историческое прошлое своей страны.
Оформление урока: картина В.Сурикова «Боярыня Морозова», высказывания известных людей о жизни Аввакума, лист ватмана на доске, фрагмент классической музыки по выбору учителя.
Ход урока
На доске записаны слова: «Жизнь-подвиг».
Учитель: Ребята, какую жизнь можно назвать подвигом? Приведите примеры.
А может ли быть подвигом жизнь человека, честно и искренне выполняющего свой долг? Давайте пока оставим этот вопрос открытым…
Протопоп Аввакум… О чем вам говорит это имя? Подходите по очереди к ватману и напишите ваши ассоциации в связи с этим именем.
Ребята выполняют задание. Звучит классическая музыка.
Учитель: Теперь найдите в тексте «Жития» подтверждения этим словам-ассоциациям (работа по группам).
Учитель: Какие, на ваш взгляд, определения являются ключевыми? Попробуйте отразить их в синквейнах. (Напр.: Аввакум!/Смелый и гордый!/ Защищает свои взгляды./ Ничего и никого не боится./ Настоящий герой!)
Учитель: Кого еще из его современников можно назвать героем, точнее героиней? (Указывает на картину «Боярыня Морозова»). Индивидуальное сообщение по представлению картины.
Учитель: Сложное время, сильные характеры… Они жили, верили, стояли за свою веру до конца.
Вернемся к нашему открытому вопросу, но сначала давайте прокомментируем высказывания известных людей о протопопе и Морозовой.
Выступления по группам.
Учитель: Теперь каждый из вас может высказать свое мнение. Напишите письмо нашему герою, в котором оцените его жизнь. Можно написать письмо и боярыне Морозовой.
Творческая работа (фоном звучит спокойная классическая музыка).
Чтение работ (по желанию).
Подведение итогов: Если жизнь с тобой пошутит грубо,/ Заметет дорогу впереди, / Все равно, упрямо стиснув зубы,/ Не сходи с начатого пути…
Исследование по тексту «Житие Сергия Радонежского» (8 класс)
Проблема. В чем заключается «праведная жизнь»?
Актуальность. Необыкновенные люди есть во все времена, они поражают высокой нравственностью.
Гипотеза. Праведники «спасают» мир.
Актуализация знаний. Комментарий афоризма – «Если я не сгорю, если ты не сгоришь, если он не сгорит, кто же мир озарит…»
Ход исследования:
1. Составление сценария жизни Сергия Радонежского «От Варфоломея до Сергия».
2. Подбор ассоциаций к словам «праведник», «святой».
3. Устное словесное рисование символов жизни «праведников» (с комментарием из текста).
4. Выводы исследования:
5. Высокая нравственность – это служение другим во имя Добра.
6. Праведников надо понимать и ценить.
7. Праведник – это образ, к которому надо стремиться.
Практическое применение.
Анкетирование:
1. Какие черты праведничества живы сегодня?
2. Какие исторические события «высвечивают» праведников?
3. Кого из современных праведников вы можете назвать?