СЕКЦИЯ № 1. ЧТЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Т.Б. Шило (Санкт-Петербург)
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК ПЕРВООСНОВА
ЛИТЕРАТУРНОГО ТАЛАНТА
Проблема литературных способностей, их выявления и развития представляет большой теоретический и практический интерес для таких современных наук, как психология, литературоведение, психолингвистика, методика преподавания литературы и т.д. Исследования в данной области начали проводиться с 60-х годов ХХ столетия и продолжаются до сегодняшнего дня. Однако единого мнения и выстроенной теории по данному вопросу пока еще нет, существуют отдельные исследования в данной области. Данная проблема интересует не только исследователей (М. Арнаудов, М.М.Бахтин, В.П.Зинченко, Е.А.Корсунский, А.Г.Ковалев, В.Г.Маранцман, Н.Д.Молдавская, О.И.Никифорова, И.В.Страхов, В.П.Ягункова и др.), но и самих писателей и литературных критиков. В высказываниях В.Г.Белинского, И.А.Гончарова, А.М.Горького, Д.И. Писарева, Л.Н.Толстого содержится немало интересных мыслей и догадок о природе литературного таланта и об индивидуальном своеобразии его проявления. В.Г.Белинский особенность литературного таланта видел «в непосредственной способности поэтически воспринимать чувством впечатления действительности и воспроизводить их деятельностью фантазии в поэтических образах» [2]. Он считал, что непосредственная способность поэтического восприятия дается природой и может быть развита или заглушена в процессе умственного развития человека. На впечатлительность как на главную принадлежность литературного таланта, которая кроется в «строении нервов», и «развивается или притупляется обстоятельствами жизни», указывает и Д.И.Писарев. Умение передавать свои впечатления в литературной форме он считает технической стороной таланта, которая приобретается упражнениями и навыками. Л.Н.Толстой придавал особое значение эмоциональности и «способности усиленного напряженного внимания», благодаря которому писатель видит в предметах «нечто новое, чего не видят другие». Высшим мерилом писательского таланта Л.Н. Толстой считает степень эмоционального воздействия писателя на читателя. М. Горький придавал большое значение умственной переработке всего того, что воспринимает писатель/поэт, указывая на такие необходимые качества его ума, как наблюдательность, умение видеть характерные детали, сравнивать и отбирать материал, выражать его в ярких и общепонятных словах. Творчество, по мнению М. Горького, это та степень напряжения работы памяти, когда быстрота ее работы извлекается из запасов знаний, впечатлений наиболее выпуклые и характерные факторы, картины, детали и включает их в наиболее точные, яркие и общепонятные слова. Как мы видим, разные писатели подчеркивают в качестве главных и определяющих разные стороны литературных способностей. Опираясь на высказывания писателей и работы исследователей можно определить литературные способности как:
- сложное психическое образование, охватывающие разнообразные стороны интеллектуальной деятельности и эмоциональной сферы человека и тесно связанные с его индивидуально-личностными особенностями (В.П. Ягункова)[6].;
- сложный комплекс общих, специальных способностей и индивидуально-личностных способностей (М.Арнаудов, В.Г. Маранцман)[1],[4].
- не только дифференцированные способности, которые складываются в процессе профессиональной деятельности, но и способности интегрированные, проявляющиеся в довольно обширных сферах духовной деятельности человека, т.е. это интегрированное качество психики человека «ансамбль свойств личности» (Н.Д.Молдавская)[5].
Литературные способности представляют собой сложный интегрированный комплекс общих и специальных способностей, которые обнаруживаются и развиваются не только при известных внешних условиях жизни человека, но и при определённом уровне развития внутренних качеств личности, формируемых в процессе развития и воспитания. Литературные способности у человека проявляются не наличием отдельных качеств личности, а всем комплексом и отсутствие одного из них может нарушить целостность творчества писателя. Основу всего литературного таланта, в том числе и писательского, составляют перцептивные способности. Высокая их степень сформированностинеобходима не только творческой личности, но и для любого человека в повседневной деятельности. Поэтому важно начинать развитие перцептивных способностей у ребенка как можно раньше, первоначально на образце чтения взрослых и, постепенно, через знакомство с буквами и слогами русского языка, переходить к самостоятельному чтению детьми. Следует особо подчеркнуть, что читательские способности являются одной из разновидностей литературных способностей, которые делятся на читательские (перцептивные) и творческие (писательские).
Творчество писателя способно «заразить» других людей чувствами и мыслями в то же время вовлечь собеседника в процесс сотворчества. Граница между читателем и писателем именно в этом и заключается, автор приглашает к сопереживанию, вовлекая читателя в свой мир. Для писателя материалом творчества является сама жизни во всех ее проявлениях, и его задача заключается в создании своего художественного мира, отражающего его видение и мировоззрение. Для понимания мира художественного произведения необходимо владение перцептивными способностями, умениями вдумчивого чтения. Создавая художественные произведения, писатель стремиться передать некую информацию, облаченную в слове, при этом его творческая деятельность рассматривается как коммуникативная. Коммуникативная установка на читателя является естественным и непременным условием творческого литературного процесса. Эта установка проявляется в желании иметь свою «публику», своего читателя, солидарного с автором в его мировоззрении. Она воздействует на процесс восприятия писателем мира и обнаруживается в склонности словесно формулировать свои наблюдения, облегчая их восприятие читателем, в стремлении донести до него особенности своих мыслей и настроение, увлечь за собой. Как отмечает Л.Жабицкая, коммуникативная функция художественной литературы может быть выражена следующей схемой[3]:
Писатель познает жизнь и создает свою образную художественную модель мира. Идейно-эстетическая информация – результат познания и ценностной интерпретации мира писателя – воплощается в произведении. Читатель, знакомясь с произведением, проникает в художественный мир его, видит то, что видел художник, понимает его миросозерцание и в известной мере «заражается» авторским мироощущением, поддаваясь его внушению. Затем читатель переходит к критической оценке, интерпретации литературного произведения в свете своего эстетического вкуса и идеала, соглашаясь или не соглашаясь с автором, принимая или не принимая его эмоционально.
Становление таланта писателя начинается с ознакомления его как читателя с художественными произведениями отечественных и зарубежных авторов, с обогащения словарного запаса, со знания синтаксических конструкций родного языка, со знакомства и подражания авторскому стилю понравившегося художника слова. В собственных вербальных текстах начинающего писателя появляются элементы собственного стиля. В целом становление писателя долгий и сложный процесс, требующий постоянного эмоционального обогащения, пополнения знаний и практических «тренировок». Однако неотъемлемым элементом становления писателя являются перцептивные способности. Талантливый писатель не только создает свое произведение для восприятия читателями, но и сам выступает в роли увлеченного читателя, обогащая свои знания о мире, жизни и человеческой души, учится анализировать текст и развивает свой собственный стиль. Большую роль в создании художественного произведения играют еще и индивидуально-личностные особенности художника, которые во многом определяют индивидуальный и неповторимый стиль писателя, по которому можно определить «руку мастера».
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнаудов, М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов. М. : Прогресс, 1969.
2. Белинский, В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.Т. 7. Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 - август 1845 / В.Г. Белинский. М.:«Художественная литература», 1981.
3. Жабицкая, Л. Восприятие художественной литературы и личность: Литературное развитие в юности /Л. Жабицкая. Кишинев :Штиинца, 1974.
4. Маранцман, В.Г., Богданова О.Ю. Методика преподавания литераторы. В 2 т. Т.2. /В.Г. Маранцман, О.Ю. Богданова. М. :Владос, 1995.
5. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения школьников /Н.Д. Молдавская. М. : Педагогика, 1976.
6. Ягункова, В.П. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству //Вопросы психологии способностей школьников. /Под ред. В.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1964.
В.Л. Тузова (Санкт-Петербург)