Понятие «язык» и «речь». Функции языка

Жаргон и литературный язык

Жарго́н (фр. jargon) — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

Признаки литературного языка:

1) наличие письменности;

2) нормированность – достаточно устойчивый способ выражения, который выражает исторически сложившиеся закономерности развития русского литературного языка. Норми-рованностьоснована на языковой системе и закреплена в лучших образцах литературных произведений. Данный способ выражения предпочитает образованная часть общества;

3) кодифицированность, т. е. закрепленность в научной литературе; это выражается в наличии грамматических словарей и других книг, содержащих правила использования языка;

4) стилистическое многообразие, т. е. многообразие функциональных стилей литературного языка;

5) относительная устойчивость;

6) распространенность;

7) общеупотребительность;

8) общеобязательность;

9) соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

Охрана литературного языка и его норм является одной из основных задач культуры речи. Литературный язык объединяет народ в языковом плане. Ведущая роль в создании литературного языка принадлежит наиболее передовой части общества.

Каждый из языков, если он достаточно развит, имеет две основные функциональные разновидности: литературный язык и живую разговорную речь. Живой разговорной речью каждый человек овладевает с раннего детства. Освоение литературного языка происходит на всем протяжении развития человека вплоть до старости.

Литературный язык должен быть общепонятным, т. е. доступным к восприятию всеми членами общества. Литературный язык должен быть развит до такой степени, чтобы иметь возможность обслуживать основные сферы деятельности людей. В речи важно соблюдать грамматические, лексические, орфоэпические иакцентологические нормы языка. Исходя из этого важной задачей лингвистов является рассмотрение всего нового в литературном языке с точки зрения соответствия общим закономерностям развития языка и оптимальным условиям его функционирования.

Морфологические нормы.

Морфологические нормы – это правила образования грамматической формы слов различных частей речи.

Морфологические нормы изучаются в специальном разделе грамматики – морфологии (науки о частях речи и формах слов).

Трудности при употреблении форм слов различных частей речи:


  • Неправильное образование падежных форм (Время у вас было много)

  • Неправильное употребление норм числа (Они были друг с другом в хорошем отношении)

  • Неправильное употребление норм местоимений (Врач предложил больному каждый день взвешивать себя)

  • Неправильное образование форм глагола (Помахай мне в случае успеха!)

Синтаксические нормы.

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: 1. Учение о словосочетании; 2. Учение о предложении.

Следовательно, синтаксические нормы включают в себя законы правильного построения словосочетаний и предложений с позиций современного русского литературного языка.

Виды работы с научным текстом. Реферирование как один из видов работы с научным текстом.

Понятие «язык» и «речь». Функции языка

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Функции языка:

§ коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;

§ конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества;

§ познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;

§ эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;

§ волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;

§ метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.

§ фатическая (или контактноустанавливающая)- Использование языка для установления психологического контакта собеседников ;

§ идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.

§ омадативная[источник не указан 729 дней] (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;

§ номинативная — вера человека в название

§ денотативная, репрезентативная — передача информации, представление

§ конативная — ориентация на адресата;

§ эстетическая — сфера творчества;

§ аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо).

§ референтная (или отражательная) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.

2.Понятие "культура речи". Основные аспекты культуры речи.

КУЛЬТУРА РЕЧИ,соответствие индивидуальной речи нормам данного языка (см. Норма языковая), умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка.

Культура речи включает три аспекта:


  • нормативный;

  • коммуникативный;

  • этический.


Нормативный аспектпредполагает прежде всего обеспечение правильности речи, т.е. соблюдение в ней норм литературного языка, которые воспринимаются носителями данного языка в качестве «идеала», образца.

Однако нормативность речи не сводится к перечню запретов и определений «правильно/неправильно». Сюда относится также знание особенностей функционирования языка в устной и письменной форме речи и в ее определенной стилистической разновидности. Нормативный аспект культуры речи включает в себя и усвоение вариативных возможностей языковых средств, которые предоставляет система языка для выражения конкретного содержания в определенной ситуации общения.

^ Коммуникативный аспектсоотносится со знанием основных коммуникативных качеств речи и учетом их в процессе речевого взаимодействия. Коммуникативные качества речи в общем виде можно формулировать как точность, ясность, чистота, богатство и выразительность. Учет их в процессе коммуникации соотносится с умением осуществлять оптимальный для данного случая выбор и организацию языковых средств, ориентируясь на прагматические условия общения.

Владение коммуникативными качествами речи и соблюдение правил ведения общения являются залогом успешной коммуникации.

^ Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил этики речевого поведения в конкретной ситуации общения. Само понятие «этика речевого поведения» на практике связывают с использованием речевого этикета, т.е. речевых формул, условно выработанных в данном обществе, для обозначения регулярно повторяющихся в общении неких стремлений, например: приветствие, поздравление.

Соблюдение речевого этикета способствует установлению уважительных и доверительных отношений с собеседником в условиях любой коммуникации, способствует повышению речевой, а также общей культуры общества.

Наши рекомендации