Своеобразие русской драматургии 18 века.

Начало русской драматургии преобретало черты барокко. В этом стиле работал Семион Полоцкий. В частности, он использовал жанр интермедии-маленькие короткие пьески комического содержания в 1-ой действии,которое ставится между актами другой пьесы, когда закрывают занавес. «Херликин(арлекин) и судья».Во времена правления пертра 1. был открыт ряд школьных театров, в частности при славяно-греко-латинской академии, киево-могилянской духовной академии и ряде госпиталей. Ставились пьесы духовного содержания. Самой известной из этих пьес была пьеса «Владимир» трагедо-комедия, написана Феофаном Протоповичем. Он работал и в жанре проповеди, что отразилось в драматургии. «Слово о погребении Петра великого». Посвящена эпохе крещения Руси. Проводилась параллель между Владимиром и Петром 1. Рисуются жрецы-параллель- противники петровских реформ. Творческий диапазон Александра Петровича Сумарокова очень широк. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги, песни, но главное, чем он обогатил жанровый состав русского классицизма,— трагедия и комедия. Мировоззрение Сумарокова сформировалось под влиянием идей петровского времени. Но в отличие от Ломоносова он сосредоточил внимание на роли и обязанностях дворянства. Потомственный дворянин, воспитанник шляхетного корпуса, Сумароков не сомневался в законности дворянских привилегий, но считал, что высокий пост и владение крепостными необходимо подтвердить образованием и полезной для общества службой. Трагедии .Литературную славу принесли Сумарокову трагедии. Он первый ввел этот жанр в русскую литературу. Восхищенные современники называли его «северным Расином». Всего им написано девять трагедий. Шесть — с 1747 по 1758 г.: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), «Артистона» (1750), «Семира» (1751), «Ярополк и Демиза» (1758). Затем, после десятилетнего перерыва, еще три: «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) и «Мстислав» (1774). Сумароков широко использовал в своих трагедиях опыт французских драматургов XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера. Но при всем том в трагедиях Сумарокова были и отличительные черты. В трагедиях Корнеля и Расина наряду с политическими имели место и сугубо психологические пьесы («Сид» Корнеля, «Федра» Расина). Все трагедии Сумарокова носят резко выраженную политическую окраску. В основу большей части трагедий Сумарокова положена отечественная тематика. При этом наблюдается интересная закономерность. Драматург обращался к самым отдаленным эпохам русской истории, легендарного или полулегендарного характера, что позволило свободно варьировать те или иные факты. Важным для него было не воспроизведение колорита эпохи, а политическая дидактика, провести которую в массы позволил исторический сюжет. Сумарокова представляют собой своеобразную школу гражданских добродетелей, рассчитанную не только на рядовых дворян, но и на монархов. В этом — одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины II. Не посягая на политические устои монархического государства, Сумароков затрагивает в своих пьесах его нравственные ценности. Рождается коллизия долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность, деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению. В связи с этим в трагедиях Сумарокова представлены два типа героев. Первые из них, вступая в поединок с охватившей их страстью, в конце концов преодолевают свои колебания и с честью выполняют свой гражданский долг. К ним относятся Хорев (пьеса «Хорев»), Гамлет (персонаж из одноименной пьесы, представляющей собой вольную переделку трагедии Шекспира), Трувор (трагедия «Синав и Трувор») и ряд других. Заслуга Сумарокова перед русской драматургией состоит в том, что он создал особый тип трагедий, оказавшийся чрезвычайно устойчивым на протяжении всего XVIII в. Герои сумароковских пьес мало индивидуализированы и соотносятся с той общественной ролью, которая им отводится в пьесе: несправедливый монарх, хитрый вельможа, самоотверженный военачальник и т. п. Обращают на себя внимание пространные монологи. Высокому строю трагедии соответствуют александрийские стихи (шестистопный ямб с парной рифмой и цезурой посередине стиха). Каждая трагедия состоит из пяти актов. Соблюдаются единства места, времени и действия. Комедии Сумарокову принадлежат двенадцать комедий. Но Сумароков в ранних своих опытах опирался на другую традицию — на интермедии.Сюжеты пьес традиционны: сватовство к героине нескольких соперников, что дает автору возможность демонстрировать их смешные стороны. Интрига обычно осложняется благоволением родителей невесты к самому недостойному из претендентов, что не мешает, впрочем, благополучной развязке. Первые три комедии Сумарокова «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», состоявшие из одного действия, появились в 1750 г. Герои их повторяют действующих лиц комедии дельарте: хвастливый воин, ловкий слуга, ученый педант, алчный судья. Комический эффект достигался примитивными фарсовыми приемами: дракой, словесными перепалками, переодеванием. Так, в комедии «Тресотиниус» к дочери господина Оронта — Кларисе сватаются ученый Тресотиниус и хвастливый офицер Брамарбас, Господин Оронт — на стороне Тресотиниуса. Сама же Клариса любит Доранта. Она притворно соглашается подчиниться воле отца, но втайне от него вписывает в брачный контракт не Тресотиниуса, а Доранта. Оронт вынужден примириться с совершившимся. Комедия «Тресотиниус», как мы видим, еще очень связана с иноземными образцами. героев, заключение брачного контракта — все это взято из итальянских пьес. Русская действительность представлена сатирой на конкретное лицо. В образе Тресотиниуса выведен поэт Тредиаковский. В пьесе много стрел направлено в Тредиаковского, вплоть до пародии на его любовные песенки. Следующие шесть комедий — «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс» — были написаны в период с 1764 по 1768 г. Это так называемые комедии характеров. Главным герой в них дается крупным планом. Его «порок» — самовлюбленность («Нарцисс»), злоязычие («Ядовитый»), скупость («Лихоимец») — становится объектом сатирического осмеяния. Н К 1772 г. относятся «бытовые» комедии: «Мать — совместница дочери», «Вздорщица» и «Рогоносец по воображению». Последняя из них испытала влияние пьесы Фонвизина «Бригадир». В «Рогоносце» противопоставлены друг другу два типа дворян: образованные, наделенные тонкими чувствами Флориза и граф Кассандр — и невежественные, грубые, примитивные помещик Викул и его жена Хавронья. Эта чета много ест, много спит, играет от скуки в карты. В 1760-1790 гг Феодально-крепостнический строй в России начал разлагаться именно в это время. Прогремела крестьянская война под руководством Пугачева. Развивалась передовая общественная мысль. Активно работали русские просветители. Усилилась борьба прогрессивного и реакционного направлений в русской культуре. Роль театра в общественной жизни росла. Театральная публика демократизировалась. Правительство начало организовывать любительские театры для народа – «Народные театры» в Москве (с. 14) и Петербурге, подчинённые полицейскому надзору. Театральная политика Екатерины II состояла в декларативном заявлении о свободе развития театрального дела в России и в осуществлении на практике курса на установление монополии государственных театров в столице. В театре 1760-1790 гг. возник и развился сентиментализм и критический реализм. Классицизм утратил гегемонию в драматургии и театре. Началась демократизация русской драматургии с её реалистической направленностью (с. 16). Виднейшим представителем русского сентиментализма был В.И. Лукин (1737-1794). Он критиковал классицизм, требовал правдивого изображения русской жизни. В своих комедиях «Мот, любовью исправленный» (1765), «Награждённое постоянство» (1765) и «Щепетильник» (1765) критически изображал дворянские нравы. У него впервые крепостной слуга - стал положительным героем. Комедии Лукина в театре имели значительный успех . Литературная деятельность Лукина развилась под началом Елагина. Он участвовал в переводе знаменитого французского романа Прево "Приключения маркиза Г., или жизнь благородного человека, оставившего свет", начатом Елагиным. В 1765 г. на сцене появились четыре комедии Лукина: "Мот, любовью исправленный", "Пустомеля", "Награжденное постоянство" и "Щепетильник". Лукин был убежден в правильности своих взглядов, тем более, что, по его выражению, оригинальные труды требуют больших сил и времени, "многих и врожденных и учением приобретенных дарований, которые для составления доброго писца необходимы" и которых он, по его словам, не имел. До появления такого "писца" Лукин почитал возможным по мере сил обогащать репертуар русской сцены, приспособляя для нее чужеземные пьесы. Лукин был убежден в правильности своих взглядов, тем более, что, по его выражению, оригинальные труды требуют больших сил и времени, "многих и врожденных и учением приобретенных дарований, которые для составления доброго писца необходимы" и которых он, по его словам, не имел. До появления такого "писца" Лукин почитал возможным по мере сил обогащать репертуар русской сцены, приспособляя для нее чужеземные пьесы. Главной причиной всех этих грубых, бранчивых, а иногда и непристойных насмешек была действительно смелая для своего времени попытка Лукина подвергнуть критике господствовавшее в литературе ложноклассическое направление. Он восставал против рабского подражания французским образцам; в то время, когда пальма первенства в комедии и трагедии безусловно присуждалась Сумарокову, он позволял себе думать о его литературных сокровищах иначе, "и его мнения о современной ему комедии, говорит Пыпин, дают нам возможность видеть в нем более рассудительного человека, чем представляли его противники". В длинных предисловиях к своим комедиям Лукин, между прочим, развивает свои литературные понятия. Здесь верно отмечен им главный недостаток современной ему комедии — отсутствие русской жизни в самой сущности комедии, — изображение вещей, "не наше поведение знаменующих"; для русской комедии он требовал русского содержания и народного языка и надеялся, что придет пора, когда произведения Сумарокова "прилежнее рассмотрятся", а комедия из рабски подражательной станет истинной воспитательницей нравов и строго национальной. В своих собственных драматических переделках он поэтому останавливался исключительно на явлениях знакомых и свойственных русской жизни; иностранные имена заменял русскими; старался писать разговорным языком (критика осуждала его за "новые выражения"), держась того мнения, что "надлежит в русском быть чему ни есть русскому", он в одну из своих комедий ("Щепетильник") ввел даже два лишние против оригинальной пьесы лица, двух простых русских работников, и заставил их объясняться костромским говором, но дальше этого он пойти не мог; во всем остальном его комедии не возвышались над общим уровнем других переводных комедий Екатерининской эпохи. Борьба шла вокруг проблемы трагедии и слезной драмы, непримиримым противником которой выступал именно Сумароков. Защищая принципы классической эстетики, он отрицал новое буржуазное понимание искусства и новые требования к драматургии, высказывавшиеся третьим сословием и сформулированные в середине XVIII в. во Франции Дидро. Для Сумарокова буржуазная драма была "пакостным родом" драматических представлений, заклейменным им на примере пьесы Бомарше "Евгения". В России 60-х годов XVIII в. не встречается еще прямых образцов этого жанра, но приближение к ним заметно в драматургической практике Лукина, отвечавшей в какой-то мере назревавшим запросам общества. Новое для русской сцены Лукин говорит в комедии "Щепетильник". Щепетильниками назывались купцы, торговавшие перстнями, кольцами, запонками, серьгами и прочим мелким товаром. К "щепетному" товару были отнесены затем и предметы импортной галантереи. В пьесе Лукина Щепетильник -- человек с необычной для купца биографией. Он -- сын офицера и сам отставной офицер, но не дворянин. Отец, терпя нужду, все же дал сыну столичное воспитание, редкое в ту пору даже для дворянских детей. Будущий Щепетильник поступил на службу, но оказался слишком честным человеком, для того чтобы мириться с несправедливостью и льстить своим начальникам. Выйдя в отставку без всякого награждения, он принужден был добывать средства существования и сделался купцом, но купцом особого рода, своеобразным мизантропом, в глаза обличающим пороки своих покупателей-дворян и говорящим им дерзости. Модный товар Щепетильник продает втридорога, считая справедливым помогать разорению мотов и раздавая третью часть нажитого бедным.





В комедии перед прилавком Щепетильника, устроенным в вольном маскараде, проходят щеголихи, волокиты, взяточники, льстецы, пороки которых обличает резонер-купец в назидание зрителям.

Резкие и правдивые речи Щепетильника бичуют порочных представителей дворянского общества. Третьесословный положительный герой, таким образом, впервые появляется на русской сцене в комедии Лукина.

По сравнению с оригиналом в комедии "Щепетильник" прибавлено несколько действующих лиц. В числе их находятся двое крестьян, работников Щепетильника; эти работники -- первые крестьяне, заговорившие в нашей комедии простонародным языком, и языком точным. Лукин, прибегая к фонетической транскрипции, передает говор галичских крестьян, с характерными переходами "ц" в "ч", "и" в "е" и т. д. Он вообще стремится индивидуализировать речь персонажей. Комическая опера. В январе 1779 г. в Московском театре была поставлена опера «Мельник-колдун, обманщик и сват»,автором которой был Аблесимов Александр Онисимович. Оперы при постановке не пелись целиком, текст произносился , но были вставные арии, которые пелись. Т.е. это бытовая музыкальная комедия. Мельник при помощи колдовства устраивает счастье 2 влюбл-х. Он сумел удовлетворить привиредливых родителей невесты. Появилась комическая опера «Анюта» Михаила Ивановича Попова. Первый этап развития этого жанра. Главная цель Попова-изображение быта крестьян-была достигнута. У П. крестьяне еше не обладают высокими чувствами-они не умеют любить. В последнюю треть 18 века она была тесно связана в России с сатирической журналистикой и с сатирической комедией . Первая русская комическая опера «Анюта» была написана писателем-разночинцем М. Поповым. Здесь были противопоставлены жизнь крестьян и жизнь дворян. Широко были использованы народные песни. Исключительно популярной в театре 18 века оказалась комическая опера Аблесимова (драматурга, близкого к писателям новиковского круга) «Мельник, колдун, обманщик и сват». Социальный смысл спектакля – спор между стариком-крестьянином и его женой-дворянкой об идеальном женихе для их дочери. Были широко использованы мелодии народных песен. Опера долго не сходила с русской сцены и была высоко оценена Белинским. Сатирическая комедия 1770-1790-х гг .Стала ведущей в русском театре. Она выражала идеологию передового дворянства. Крепостничество здесь критиковалось с позиций дворянского просветительства, что весьма способствовало развитию русской реалистической драматургии 19 века. Д.И. Фонвизин (1744-1792) начал критический реализм в русской драматургии. Он был одним из дворянских просветителей конца 18 века, критиковал деспотизм и произвол самодержавия, всеобщее взяточничество и воровство, алчность и невежество дворянства. Фонвизин был хорошо знаком с трудами французских просветителей. Творчество Фонвизина совпало с расцветом русской сатирической журналистики конца 1760- начала 1770-х гг. Он дебютировал в любительском университетском театре, дружил с Дмитриевским, критически относился к классическим трагедиям, критически высказывался о дворянских нравах и образе жизни (см. комедию «Бригадир»). Идейная проблематика и образы пьес Фонвизина были близки к сатире новиковских журналов (с. 18). Вершиной творчества Фонвизина стала комедия «Недоросль». Идейная проблематика «Недоросля» 1782 года – обличение русского крепостничества с позиций дворянского просветительства. Велико значение «Недоросля» в становлении русской реалистической драмы. За постановку комедии в 1782 г. в Петербурге пришлось бороться. Фонвизин попытался издавать сатирический журнал «Друг честных людей, или Стародум», но он был запрещён. По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». По сюжету и по названию «Недоросль» - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. Фонвизин широко использует и такой прием классицизма, помогающий раскрытию характеров героев, как говорящие имена и фамилии: Простакова, Стародум, Скотинин, Правдин и другие. В духе классицизма рисует Фонвизин и своего любимого героя Стародума как героя-резонера, высказывающего авторскую точку зрения. Наряду с этим – новаторские черты. Стародум говорит правильным, книжным языком. Но Фонвизин расширяет узкие рамки классицизма, вводя в речь героя и другие индивидуальные черты: афористичность, насыщенность архаизмами.
Так, например, все индивидуальные и типичные качества Простаковой отражаются в ее языке. К крепостным она обращается грубо, используя бранную лексику («собачья дочь», «Скверная харя», «бестия»), а к сыну Митрофану обращена ласковая, заботливая речь матери («душенька», «друг мой сердешный»). Вообще же надо отметить, что хотя герои Фонвизина, как и требуется в классицизме, не развиваются, но в живой ткани произведения их характеры часто приобретали несвойственную драматургии классицизма многозначность - это явный ход в сторону реализма. Еремеевна - «раба», но она сохраняет ясное осознание своего положения, прекрасно знает характеры своих господ, в ней жива душа. Простакова, злобная, жестокая крепостница, оказывается в то же время любящей, заботливой матерью, которая в финале, отвергнутая своим же сыном, выглядит действительно несчастной и даже вызывает наше сочувствие.
И наконец, новаторство «Недоросля» проявилось в том, что сохраняя одну линию развития интриги (за руку и сердце Софьи борются несколько претендентов: искренно любящий ее и любимый ею Милон, а также узнавшие о богатом приданом Скотинин и Митрофан, вернее, его мать, старающаяся устроить счастье сына), Фонвизин включает в пьесу несколько взаимосвязанных проблем. Основные из них - это проблемы крепостного права, воспитания и формы государственной власти, которые в комедии, как и в действительности, взаимообусловлены. Автор также ставит вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений, об образовании дворян и другие. Одним из крупнейших представителей прогрессивной русской драматургии 1760-1780-х гг. был Я.Б. Княжнин (1742-1791). Он сатирически изобразил дворянское общество в комедиях «Хвастун» (1786) и «Чудаки» (1790) (с. 19). Очевидны художественные особенности комедий, яркость и афористическая выразительность языка
Тема самодержавия – основная тема русской трагедии. Тираноборчество перерастало в отрицание самодержавия. Я.Б. Княжнин разрабатывал проблемы самодержавия в духе теории «просвещенного абсолютизма» в трагедиях «Владимир и Ярополк» (с. 21), «Владисан» и «Титово милосердие». Екатерине II творчество Княжнина нравилось, она пыталась сделать его придворным драматургом. Она сама написала пьесу «Историческое представление из жизни Рюрика». Княжнин ответил на эту пьесу трагедией «Вадим Новгородский» (1789), реабилитировав русскую историческую тему и образ Вадима Храброго. В этой трагедии впервые прозвучала тема трагического одиночества людей, восставших против самодержавия во имя свободы народа, но без его поддержки. Выдающимся является рукописное произведение Княжнина «Горе моему отечеству». Трагедии Княжнина имели большой зрительский успех и долго не сходили с театральных сцен России. Основой для пьесы послужило летописное предание 863 г, о расправе Рюрика с восставшими против него новгородцами: «... уби Рурик Вадима Храброго и иных многих изби новгородцев, советников его». [2] Вадим в пьесе Княжнина — образец высокой гражданской героики. Его поступками руководит не зависть, не стремление к власти. Он видит превосходство республиканских порядков над монархическими и до последней минуты остается верным своим идеалам. Силой характера, готовностью пойти за свои убеждения на любые жертвы он выше Рурика. В последние минуты жизни, потеряв войско, свободу, дочь, он произносит слова, свидетельствующие о его нравственном величии: Княжнину принадлежат также две стихотворные комедии — «Хвастун» (1786) и «Чудаки» (1790), написанные александрийскими стихами. Комедия «Хвастун» — сатира на фаворитизм. Ее герой Верхолет выдает себя за важную придворную персону. То, что его похвальба принимается за чистую монету, — черта времени: возвышение фаворитов Екатерины — Корсакова, Ланского, Зубова — было столь же непредсказуемо, как и их падение. Доверчивыми жертвами Верхолета становятся его дядя Простодум, вручивший проходимцу свои сбережения, и помещица Чванкина, готовая выдать за него свою дочь Милену. Образ Верхолета — один из предшественников гоголевского Хлестакова.

Пьеса «Чудаки» более безобидна по своему содержанию, В ней высмеиваются различные «чудачества» дворянского общества: галломания, спесь, сплетничество. В Петербурге он увлекся театром, в котором ставились пьесы Фонвизина, Княжнина, Сумарокова, близко познакомился с актерами И. Дмитревским и П. Плавильщиковым, с директором театров генерал-майором П.А. Соймоновым. Под влиянием театра и встреч с актерами Крылов написал свое первое произведение -оперу в стихах "Кофейница", которую не напечатали и не поставили на сцене. В конце 1782 г. Крылов поехал в Петербург с матерью, которой удалось определить его на службу в петербургскую казенную палату. В это время большой славой пользовался "Мельник" Аблесимова, под влиянием которого Крылов написал, в 1784 г., оперу "Кофейница"; сюжет ее он взял из "Живописца" Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнес свою оперу к книгопродавцу Брейткопфу, который дал за нее автору на 60 рублей книг (Расина, Мольера и Буало), но оперы не напечатал; "Кофейница" увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании). Предмет сатиры Крылова - не столько продажная кофейница, сколько барыня Новомодова); цель ее - показать, что новомодность и "свободные" воззрения на нравственность не исключают жестокости. В пьесе много прекрасно подобранных народных поговорок, и, несмотря на невыдержанность характеров, она может быть названа явлением для того времени замечательным. Надо сказать, что начало у Крылова-поэта было неудачное. Вслед за "Кофейницей" последовала "Клеопатра", которую постигла та же участь. Безвестный разночинец Крылов никак не мог пробиться в круг признанных авторов. В 1877 году он написал сатиру-памфлет "Проказник", в которой так сурово высказался в адрес своих критиков, что Княжнин и Саймонов порвали с ним. ; в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: "Модная лавка" и "Урок дочкам" (сюжет последней свободно заимствован из "Precieuses ridicules" Мольера). Объект сатиры в обеих пьесах один и тот же, в 1807 г. вполне современный - страсть нашего общества ко всему французскому; в первой комедии французомания связана с распутством, во второй доведена до геркулесовых столпов глупости. По живости и силе диалога обе комедии представляют значительный шаг вперед, но характеров нет по-прежнему. Третья пьеса Крылова: "Илья Богатырь, волшебная опера" написана по заказу А.Л. Нарышкина, директора театров (поставлена в первый раз в 1806 г.); несмотря на массу чепухи, свойственной феериям, она представляет несколько сильных сатирических черт и любопытна как дань романтизму, принесенная таким крайне неромантическим умом. Крылова в стихах: "Лентяй». Успех его пьес был большой; в 1807 г. современники ставили его рядом с Шаховским пьесы его повторялись очень часто; "Модная Лавка" шла и во дворце "). Несмотря на это, Крылов решился покинуть театр.

11. Своеобразие русского романтизма.Романтизм-Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца 18 — первой половины 19 века, получившее всемирное значение и распространение. В 18 веке романтическим именовалось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже 18 и 19 вв. «романтизмом» начинает именоваться новое литературное направление. Исторические особенности рубежа 18-19 в. вызывают разочарование в иллюзии просветителей относительно разумного устройства общественной жизни. На смену рационализму приходит иррационализм, повышенная эмоциональность восприятия окружающего. Высшей ценностью становится необычная личность с могучими страстями, независимая ни от бога, ни от общества. Она уравнивается с целым миром, она противопотавляется всему, что не в ней. Романтизм стал выразителем этого мироощущения в искусстве. Противопоставление исключительной личности и неизменного мира приводит к мировой скорби. Все это мы наблюдаем в состоянии героев. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам и морально-нравственным нормам. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный. «Местный колорит». Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, ее стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа (Восток). Экзотическая дикая природа вполне соответствовала по духу стремящейся за рамки обыденности романтической личности. Романтики первыми обращают пристальное внимание на творческое наследие народа, на его национально-культурные и исторические особенности жанры, фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма, необычайного расцвета достигает лирика. Эстетические идеи развивались в ряде школ(в Германии-иенская-Людвиг Тик, Фридрих Шиллер, и гейдельбергская – Брентано, Людвиг фон Арним). В Англии романтизм представлен не столько манифестами, сколько конкретной литературной практикой отдельных авторов. (Уильям Блейк, Сэмюэль Кольридж). Первым русским романтиком по праву можно назвать В.А. Жуковского «Невыразимое», где он писал «о невозможности передать земным языком божественную сущность жизни». Ж. переводил зарубежных романтиков. В частности сделал перевод элегии Грея «Сельское кладбище», Шиллер «Ивиковы журавли», Гете «Рыбак», «Лесной царь», Байрон «Шильонский уздник». «Сельское кладбище» получило всемирную известность. С этим переводом пришел в русскую лит-ру Жук-ий, открыла русский романтизм. В элегии изображаются луга, усталый селянин, его шалаш, все погружено в туманный сумрак. Вывод:»на всех ярится смерть». Это элегия-идиллия. «Вечер», «Славянка». Баллады Ж-го. «Людмила», «Светлана». Романтизм по Э. это душа. Романтизм проявил себя и в раннем творчестве А. С. Пушкина. В период южной ссылки он пишет цикл романтических проэм.В апреле 1820 г. за вольнолюбивую лирику его сослали на юг, оформив ссылку как перевод по службе. Пребывание поэта на юге ознаменовано важными переменами в художественном развитии поэта. Новые впечатления:южная природа, знакомство с жизнью доноского казачества, бытом, нравами, характерами жителей Кишенева, встречи с декабристами в Каменке, размышления о современной действительности в ее противоречиях – все это явилось почвой для возникновения в поэзии Пушкина новых тем и образов. Ведущими мотивами пушкинской лирики становятся свобода («Узник»), надежда на близость революции («Кинжал»), разочаровыание(«Демон»), изгнанничество(«К Овидию»), роковое предчвствие, одиночество, тоска. Ведущими жанрами становятся элегии, послания, пейзажные миниатюры. Романтическая направленность наиболее ярко проявилась в знаменитых южных поэмах. Цикл ю.п. составляют 4 произведения, независимые друг от друга по содержанию, но связанные единством со стороны проблематики, метода, жанра-«Кавказский пленник», «Братья-разбойники»(1821-1822), «Бахчисарайский фонтан»(1822-1823), «Цыганы»(1824). Самая ранняя поэма «Кавк.пленник» нап-на в 1820-1821 г. В центре поэмы гонимый судьбою современный человек. Пушкин представляет читателю лишь один исключительный эпизод его жизни. Прошлое героя окутано ореолом романтической таинственности, можно лишь догадываться о том, что уставший от жизни человек и презирающий свет пленник испытал какое-то грозное страдание, в результате чего его сердце увяло. Далее события развиваются по ром-ой схеме-пленник бежит из мира цивилизации в мир первобытной, естественной жизни-на Кавказ. Два призрака влекут его –призрак свободы и призрак любви. И оба оказываются недоступны: на Кавказе он становится рабом вольных черкесов, а любовь девы не способна удовлетворить его охладевшую ко всему на свете душу. Пушкинский пленник фигура достаточно противоречивая. С 1 стор., это явно романтический герой, наделенный исключительными чертами(бесстрашно смотрит в лицо смерти, своей храбростью изумляет даже ко всему привыкших черкесов и т.д.), с др. ст., это герой своего времени, в нем отчетливо видны типичные черты пушкинского современника. Автор настойчиво подчеркивает его сосредоточенность исключительно на самом себе, его эгоизм(в финале поэмы пленник не делает ни малейших попыток спасти только что освободившую его и бросившуюся в бурный поток черкешенку). Сам Пушкин видел в пленнике портрет своего поколения. В «Цыганах» наметился переход Пушкина к реализму. Язык поэмы еще романтический. Но с ярко выраженными реалистическими тенденциями («сниженная лексика» в описании цыганского табора). Одоевский Владимир Федорович -художник, один из лучших русских прозаиков. Когда в 1822 году он окончил пансион с золотой

медалью, выбор уже был сделан: Одоевский присоединился к лагерю русских

романтиков. Но с самого начала он вместе с несколькими друзьями избрал

особый путь в литературе русского романтизма. Особое место занимают в творчестве Одоевского так называемые

"таинственные" повести - "Сильфида", "Саламандра", "Косморама", "Орлахская

крестьянка". Именно эти произведения способствовали тому, что

дореволюционные исследователи и современные зарубежные толкователи

творчества Одоевского создали ему довольно устойчивую репутацию мистика и

идеалиста. Причудливый фантастизм "таинственных" повестей и всем известный

интерес их автора к алхимии и сочинениям средневековых мистиков иногда

заставляли забыть о весьма трезвом, реалистическом мышлении Владимира

Одоевского, о его всегдашней приверженности К науке, к точному знанию о

мире.

Между тем именно в фантастических повестях, создававшихся параллельно с

"Русскими ночами", отчетливо виден чисто научный интерес Одоевского к тайнам

человеческой психики. Его духовидцы и призраки, вообще характерные для

романтической литературы, в немалой мере обязаны своим появлением обширным

познаниям писателя в медицине и психологии, его постоянному интересу к так

называемому "животному магнетизму", к гипнотизму Я особого рода одержимости.

Разумеется, "таинственные" повести Владимира Одоевского не сводимы к

научным изысканиям. Это шедевры романтической прозы, теснейшим образом

связанные с общим движением русской литературы пушкинской поры. Герой

"Сильфиды" Михаил Платонович, этот столичный денди, уставший от светских

забав и удалившийся в дядюшкину деревеньку, явственно напоминает Онегина.

Модный сплин, насмешки над провинциалами - все это могло появиться лишь

после пушкинского романа. Но в отличие от Пушкина, Одоевский сделал главной

движущей силой своей повести жажду познания. Его герой говорит:

"Любознательность, или, просто сказать, любопытство есть основная моя

стихия, которая мешается во все мои дела, их перемешивает и мне жить мешает;

мне от нее ввек не отделаться; все что-то манит, все что-то ждет вдали, душа

рвется, страждет..." Одоевский потому и дает в начале повести столь

подробную и вполне реалистическую картину провинциальной жизни, чтобы

отчетливее показать чисто романтический конфликт героя-искателя с косной, не

одухотворенной высоким пафосом и подлинными знаниями средой.

Сильфида, это таинственное существо, явившееся герою повести, несет в

себе новое всеобъемлющее знание о мире. Она предлагает Михаилу Платоновичу

подлинный мир сущностей, понимание самодвижения жизни, основных законов

мира, учит его видеть всеобщую связь явлений. И познавший эту высшую

мудрость герой говорит в конце повести: "Ваши стихи тоже ящик; вы разобрали

поэзию по частям: вот тебе проза, вот тебе стихи, вот тебе музыка, вот

живопись - куда угодно? А может быть, я художник такого искусства, которое

еще не существует, которое не есть ни поэзия, ни музыка, ни живопись, -

искусство, которое я должен был открыть и которое, может быть, теперь замрет

на тысячу веков: найди мне его!" Здесь утверждаются романтические идеалы

всеобъемлющей науки и целостного искусства. В герое "Сильфиды" медленно гибнет человеческое начало, высокоразвитая

духовность, и он становится "живым мертвецом", двойником бригадира из

одноименной повести Одоевского. И потому "Сильфида", как и другие

"таинственные" повести писателя, не противостоит "Бригадиру", "Балу",

"Княжне Мими", "Насмешке мертвеца", а, напротив, служит вместе с ними одной

цели - беспощадной социальной сатире, критике неидеальной действительности,

"пошлой прозы жизни" и утверждению высоких идеалов и всеобъемлющих духовных

исканий.

В повести "Саламандра" видно стремление писателя соединить историю,

философию и художественную прозу. В сущности, это составное произведение,

романтическая дилогия о трех эпохах - петровской, послепетровской и

современной Одоевскому поре 1830-х годов. В пределах обычного исторического

романа в духе Вальтера Скотта такое соединение было невозможно.

Одоевский, как всегда, нашел особый путь: он соединил в рамках одного

произведения историческую прозу и философско-фантастическую повесть "Эльса"."Русские ночи" - своеобразный памятник тому временя, ценнейший

документ, последнее слово, сказанное целой эпохой русской жизни о самой

себе. Без этой книги неполным будет наше представление о времени, когда

возникали, оформлялись многие жизненно важные для развития нашей культуры

мысли и проблемы. "Эта эпоха имела свое значение; кипели тысячи вопросов,

сомнений, догадок - которые снова, но с большею определенностию возбудились

в настоящее время; вопросы чисто философские, экономические, житейские,

народные, ныне нас занимающие, занимали людей и тогда, и много, много

выговоренного ныне, и прямо, и вкривь, и вкось, даже недавний славянофилизм,

- все это уже шевелилось в ту эпоху, как развивающийся зародыш" {В. Ф.

Одоевский. Русские ночи, с. 192.}, - писал позднее Одоевский о 20-30-х годах

прошлого века.

Глубина философской мысли Одоевского отнюдь не превращает "Русские

ночи" в скучную ученую книгу. Пластичной, четкой, скупой на словесные

украшения и фигуры прозой написаны повести, составившие осн

Наши рекомендации