Основные направления русской литературы XVIII века, их своеобразие. Ведущие жанры и их эволюция. Методика изучения обзорных тем.

Классицизм. был известен с начала XVIII до начала XIX века и всё это время был господствующим направлением и методом в литературе. Предпосылка-укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России начиная с эпохи Петра I. Европеизм идеологии Петровских реформ нацелил русскую культуру на овладение достижениями европейских культур. Но при этом русский классицизм возник почти на век позднее французского. История возникновения р.к. по Федорову:1 период: лит. петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность - интенсивный процесс "обмирщения" (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725) - предпосылки возникновения классицизма.2 период: 1730-1750 - формирование к., создание новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.3 период: 1760-1770 - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.4 период: последняя четверть века - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. Для к. характерно: рационалистический тип мировосприятия: мир двойственный, иерархичный. Есть мир физ., земной(вторичен) а есть духовный, идеальный(первичен).Разум (главная категория) как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания, но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения. На первом месте в культуре – слово!Лотман: «одной из особенностей Р.средневек.культуры был авторитет слова. Слово воплощало и разум и речь и слово Божье, когда место религ. оказалось вакантным - его заменило искусство слова» . В Р. Не жизнь порождала литературу, а литература жизнь. Искусство есть подражание природе, высшей, разумной, идеальной (Платон). Идеал видят в античном, отсюда и название К. В Р. классицизм изначально был просветительским Личность в к. предстает двойственной: «естественный чел» - чел как частное лицо, биолог.существо, страсти его в основном низкие. И «общественный чел» - руководствует. Не страстями, а ролью в обществе. В каждом чел. Есть и то и др. Он должен выбир. , отсюда конфликт между разумом и чувствами. В К. человек – носитель одной страсти, одного характера. Если чел.подчиняется разуму – он положительный герой. В эстетике к. сущ. Жесткие нормы и правила. – понятие о первичном содерж. произведения (выбор жанра, выбор стиля). Высокое содержание: общегосуд.проблематика, религиозная (хвалебная поэма, ода, трагедия). Среднее содержание – проблемы этические (Эклога, высокая сатира, элегия). Низкая тематика – бытовые проблемы(песня, басня, комедия, сказка, пародия на эпическую поэму). Сумароков говорил, что все жанры хороши. Жанры должны быть четкими, их нельзя смешивать. В Р.К. в силу своей прочной связи с секулярной культурной реформой, во-первых, изначально ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага, а во-вторых, приобрел статус вед. направления в русской литературе к тому времени, когда Петра I уже не было в живых, а судьба его культурных реформ была поставлена под удар во второй половине 1720 — 1730-х гг. Поэтому и начинается русский классицизм «не с плода весеннего — оды, а с плода осеннего — сатиры» (Белинский), и социально-критический пафос свойствен ему изначально. Центр.проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. — это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве. Поэтому русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных.Еще одна специф. черта - он не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы, как любая другая нац. европ. разновидность метода. То, чем располагала любая европ.лит. ко времени возникновения теории к. — а именно, лит. язык с упорядоченной стилевой системой, принципы стихосложения, определившаяся система литературных жанров — все это в русской нужно было создавать. Поэтому в Р.К. лит. теория опередила литературную практику. Нормативные акты русского классицизма — реформа стихосложения, реформа стиля и регламентация жанровой системы — были осуществлены между серединой 1730 и концом 1740-х гг. — то есть в основном до того, как в России развернулся полноценный литературный процесс в русле классицистической эстетики. Нормативные акты р.к.. Реформа стихосложения В. К. Тредиаковского — М. В. Ломоносова. Первоочередной задачей нормирования литературы оказалась реформа стихосложения — ведущей литературной формой классицизма была именно стихотворная, а к 1730-м гг. в России дело со стихосложением явно обстояло неблагополучно, поскольку с начала XVII в. до 1730-х гг. общеупотребительным был силлабический (равносложный) принцип стихосложения, не соответствующий акцентологии русского языка. Силлабическое стихосложение было заимствовано из польской культурной традиции вместе с жанром виршей — стихов, предназначенных для чтения Секулярный характер русских культурных реформ требовал создания новой светской поэзии, а для нее силлабические вирши, прочно связанные с духовной клерикальной традицией, представлялись непригодными: новый строй мыслей и чувств требовал новых поэтических форм и нового языка. Первый этап реформы стихосложения был осуществлен Тредиаковским в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», изданном в 1735 г. И первое же основание, которое Тредиаковский приводит для своей реформы, заключается именно в необходимости соответствия принципа стихосложения акцентологии языка: Тредиаковский вплотную подходит к идее новой ритмической единицы стиха — стопе, представляющей собой сочетание ударного с одним или несколькими безударными слогами. Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства».В основных положениях реформы Тредиаковского Ломоносов не усомнился: он полностью разделяет убеждение предшественника в том, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить» Таким образом, поэтапное осуществление реформы русского стихосложения в конечном счете утвердило в русской поэзии силлабо-тонический принцип стихосложения, который максим. соответствует акцентологии русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Следующим по времени нормативным актом - регламентация жанровой системы русской литературы, осуществленная в 1748 г. Сумароковым в стихотворном дидактическом послании, опирающемся на традиции эстетического послания Горация «К Пизонам (Об искусстве поэзии)» и дидактической поэмы Н. Буало «Поэтическое искусство». Напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)» Сумарокова, впоследствии объединенные им под названием «Наставление хотящим быти писателем», снабдили развивающийся русский классицизм эстетическим кодексом. В представлении Сумарокова литературное творчество является рациональным процессом:





 

Жанровая система литературы представлялась Сумарокову четко иерархически организованной: в теоретическом аспекте он выдвинул общеклассицистическое положение о недопустимости смешения высокого и низкого стилей. Более всего ориентация Сумарокова на национальные тенденции литературного развития заметна в составе жанров, которым он дает характеристики в своих эпистолах. Так, например, самому высокому жанру европейского классицизма — эпической поэме — он практически не уделил места, бегло упомянув о самом факте существования литературного эпоса. Исключительно подробно и полно охарактеризованы те жанры, которые в русской литературе приняли в себя заряд сатирического обличения и дидактики — сатира как таковая, ирои-комическая поэма (пародия эпоса), басня и комедия, причем сама характеристика комедии тоже весьма оригинальна.

Реформа стиля литературного языка М. В. Ломоносова. установив пропорции славянизмов в литературном языке и твердо регламентировав нормы их сочетаемости с русизмами, Ломоносов и осуществил реформу литературного языка в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» — самом позднем по времени нормативном акте русского классицизма. Все слова русского языка он разделил на три группы. К первой он отнес слова, «которые у древних славян и ныне у россиян употребительны, например: бог, слава, рука, ныне, почитаю» , то есть общие для церковно-славянского и русского языков, по содержанию и форме не отличающиеся. Ко второй — «кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю» — то есть слова, практически ушедшие из разговорного обихода, но обычные в церковно-славянской письменной традиции. Наконец, в третью группу вошли исконно русские слова, «которых нет в остатках славенского языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, которой, пока, лишь». На основе этого деления лексического состава русского языка на три генетических пласта Ломоносов и предлагает свою теорию стилей: «высокого, посредственного [среднего или простого] и низкого», причем перечисляет и жанры, которым тот или иной стиль более всего приличествует. Высокий стиль предполагает использование славено-российских слов и допускает включение церковнославянизмов, не утративших своей семантической актуальности. Это стиль героической поэмы, оды, ораторской речи. Средний стиль формируется на основе славенороссийской лексики, но допускает включение «речений славенских, в высоком штиле употребительных, однако с великою осторожностью, чтобы слог не казался надутым» и «низких слов; однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость» . Средний стиль — стиль всех прозаических театральных пьес, стихотворных посланий, сатир, эклог и элегий, а также научной и художественной прозы. Низкий стиль основан на исконно русской лексике, из него вообще исключаются церковнославянизмы, но допустимо употребление слов, общих для церковнославянского и русского языков; допускается и использование «простонародных низких слов» . Это стиль эпиграммы, песни, комедии, эпистолярной и повествовательной бытовой прозы. Становления высокой комедии:-начала театра связана с именем с Сумарокова.1)памфлетность, 2)комедии подражательные (франц.) «Тресотиниус». Второй Лукин:комедии заимствованы, но русифицированы; изображал не только низкое, но и добродетель «Мот, любовью исправенный». Фонвизин:собственно русская самобытная комедия, 2)общественное содержание. Комедия Фонвизина «Недоросль». По Федорову) Фонвизин «Недоросль» - в комедии особая роль отводится говорению (Лебедева) Слова у a/ имеют каламбурную природу. Оно оказыв. двузначным. Мир Простаковых –Скотининых – слово конкретно! мир материальный, естественный, бытовой (на это указ. И говор. Фамилии). Для Скотинина свиньи – лучше людей, они его слабость. Простакова сравнивает себя с собакой. Правдин утверждает, что род Скотининых произошел от животных. Митрофану соответствует мотив еды.. Совершенно иное в др.мире – там слово – абстрактно! – говорят о добродетели, мир предметный крайне ограничен. Проблематика: проблема воспитания – воспитание как нравственность и как образование. Для Простаковой главное образование. Это первая высокая комедия. Высокая гос.проблематика – благодаря образам Стародума и Правдина. Правд. – чиновник, наблюдающий за нравами. Власть тиранки Простаковой ограничена государством. Мысли Стародума = мысли Фонвизина. Благодаря Ф. слово «недоросль» получило развернут. Значение – «душевно и умственно незрелый человек»

Сентиментализм. Хрон.рамки - расцвет к 1790-м гг. (период создания наиболее ярких и характерных произведений), датировка начального и завершающего этапов колеблется от 1760–1770-х до 1810-х гг.С. был тесно связан с просветительской идеологией. Культ чувства не противоречил просветительской идее внесословной ценности человека - эта идея приобретала все более богатое содержание. Герой с., «чувствительный человек», воплощал в себе гуманистический идеал своей эпохи; это человек, живущий сложной внутренней жизнью, замечательный не воинскими подвигами или гос. делами, а своими душевными качествами, умением «чувствовать». Отношения между человеком и окружающим его миром стали представляться более сложными, противоречивыми и – что особенно важно – более изменчивыми. Идеи Гердера, преодолевшего метафизический подход к истории, нашли живой отклик в рус. литературе конца XVIII в., пробуждается интерес к культурам разных народов отдаленных эпох – интерес, характерный впоследствии для романтиков. Р.с. явился частью общеевропейского литературного движения и вместе с тем закономерным продолжением национальных традиций, складывавшихся в эпоху классицизма. Исследователи начинают историю русского сентиментализма с творчества Хераскова, который, неоднократно подчеркивал свою приверженность к авторитетам Ломоносова и Сумарокова. Соблюдение правил и следование определенным канонам, сложившимся в поэзии классицизма, характерно для всего творчества Хераскова в целом. Автор торжественных од и героических поэм: «Чесмесский бой», «Россияда», «Владимир возрожденный». Разграничивая жанры и соответствующие им стили, Херасков, однако, по-новому относится к иерархии жанров. Песни Сумарокова, воспринимавшиеся ранее как низкий жанр, неожиданно приобретают первостепенную ценность .Высокий и низкий жанр не только уравниваются в своем значении, но, более того, предпочтение отдается низкому. Самый термин «низкий жанр» неприемлем для Хераскова: он противопоставляет «громкой» поэзии – «тихую» Главным для сентим. явл-ся ощущения, с помощью кот-ых воспринимается, познаётся жизнь. Мысль явл-ся следствием на ощущение эмоц. реакции. Это приводит к размышлению. Высшая реальность – продукт разума. Жизнь людей материальная становится важнее, чем в класс-ме. Гос-во воспринимается как ср-во упорядочения естест., хаотич., общества при помощи граждан.права. Гражд. право гарантирует каждому члену общ-ва соблюдение права. В еств. общ-ве действует одно право – право силы. Это право мы встретим у Радищева. Концепция личности С-ма. Если для классицистов главной задачей искусства было прославление гос-ва, общества, то в центре внимания С-тов находится человек, частный человек, во всем своеобразии его индивидуальной личности. Чел-к чувтсвенный и чел-к в его повседневной жизни. Ценность его обусловлена не принадлежностью к высшим классам, а личными достоинствами. Положит-ми героями бол-ва сент-ких пр-й явл-ся представители средних и низших классов. Культу разума классицистов противопоставляется культ чувства. Внутренний мир чел-ка, его психология, оттенки всевозможных настроений – доминирующая тема бол-ва пр-й. На первый план выходит эмоциональное, переживания. Основные темы – темы дружбы, любви. Хар-на иерархия ценностей эстетических: чувственный чел-к для С-тов – высшая ценность, но он может заблудиться, ошибиться. Меняется представление о хар-ре: нет неразумных страстей. Меняется авторская позиция. В класс-ме жесткая иерархия жанров, стилей. В С-ме все жанры остаются, но меняется иерархический принцип, на первое место выдвигается (Кочетков): в лирике – элегии, анакреонтики, песни; в драме – мелодрамы; в прозе - ведущими становятся жанры семейно-психологического романа, дневника, исповеди, путевых записок. На смену поэзии и драматургии приходит проза. Слог становится чувствительным, напевным, подчеркнуто эмоциональным. Стиль стан-ся более нейтральным, остерегаются высокого слова, но не прибегают к низкому стилю. Теория нов. слога Карамзина, т.е. писать так. как гов. образованные сословия - критерий изящного вкуса. С-ты пытались совершенствовать синтаксис, украшая свой язык, они перенагружали его, Карамзин обогатил РЯ психологизмами, заимствованиями. На Западе – «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете. Основной конфликт – между обществом и частным чел-ком, причем вина на общ-ве. Нередко говорят, что в русск. С-ме 2 напр-я: 1. Соц-политич. (Радищев задевает проблемы общ-ва, состр тем, кто угнетен); 2. Аристократический (Кармзин).Соц. проблематика сущ-ет в тв-ве Радищева, для кот. важны идеи Просвещения. У Карамзина на первом плане этическая проблематика. В 80-90-е гг. становится жанр путешествия. Радищев «Пут-е из Петербурга в Москву»(соц. жизнь), Карамзин «Письма русск. путеш-ка»(внутр. жизнь чел. души). У Радищева рус. жизнь, У Карамзина – знакомство с Европ. миром. Особенности: ослаблено сюж-ое начало, но его функцию выполн. дорога – маршрут (композиц-ый стержень), кот. организует простр-во, образ путешественника (он см. на мир), русск. дворянин, автобиографич. образ, но везде это образ(Лотман). У Радищева (Лебедева), трехчастная схема изображения жизни, эмоций: сначала реальное впечатление, событие, встреча, потом эмоц. реакция на эту встречу, потом размышления. Необходимо кажд. ч-ку прозреть(мысль о необходимости отмены крепостнич-ва)(Макогоненко) («Спасская полесть»). И у Радищева, и у Карамзина путешественник и автор не тождественны, но герои имеют автобиографические черты. С т.зр. психолоич. орг-ции: путешественник и автор – разные (Успенский, Лотман). Путешественник – сентиментальный, сам Карамзин – сдержан. Жанр сентиментальной пов-ти наиболее полно представлен в повести Карамзина «Бед. Лиза» - стала образцом сент-ой посвести (1792), Форма – рассказ-воспоминание. Цель- раскрыть этапы чувства от зарождения до пика. Повесть написана на классический сент.сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои - дворянин Эраст и крестьянская девушка Лиза – не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по соц.условиям жизни. Образный строй повести, манера повеств-я и угол зрения, под кот-м автор заставляет своих читателей смотреть на сюжет отмечены печатью новаторства. Повесть начинается со своеобразной музыкальной интродукции – описания окрестностей Симонова Монастыря, связанного с памятью о Лизе. Это дел рас-ка причастным, созд. иллюзию личного участия. Важную функцию игр пейзаж - настраивает нас на тон повести. После вступления исория Лизы. Появл герои, все они чувств-ны. Несоотв-вие: Лиза – простая кр-ка разговарив литер книжн языком. Этим подчеркив-ся = м/у Лизой и Эрастом.Описание Лизы всегда связ с природой, она явл-ся частью ее. Когда появл-ся любовь, то возникет диссонанс с природой. Эраст – чел города. Эраст явл-ся воплощением сложности и противоречивости чел.натуры в сочетании своих субъективных качеств, объективной вины перед Лизой и объективной невинности, т.к. он, как Лиза, жертва обст-в. Пр-е поэтично, роль вставных картин, эмоций автора.

Наши рекомендации