Поэзия русского классицизма. Место и роль М.В. Ломоносова в русской литературе XVIII века. Идейно – художественное своеобразие поэзии Державина. Новаторство его творчества.

Классицизм. 1 – 30-50гг – это становление нового направления, когда рождаются неизвестные до того времени в России жанры, реформируется лит.яз., стихосложение.


18в – связан с именами Фонвизин, Херасков, Державин, Княжнин, Капнист. Классицисты стремились создавать искусство на основе разума, от чего это направление приобрело ярко выраженный рационалистический характер. Герой – слуга государства, который подчинил свою внутреннюю, личную, частную жизнь служению Отечеству. Главное в идеологии классицизма – государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия 18 в было объявлено высшей ценностью. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликтв произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. Идеал писателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества.
Система жанров русского классицизма:1) баллада 2) басня 3) бурлескная поэма 4) идиллия и эклога 5) комедия 6) мадригал 7) ода 8) песня 9) рондо 10) сатира 11) сонет 12) трагедия 13) элегия 14) эпиграмма 15) эпистола
В русской литературе классицизм приобрел свои национальные особенности:
- живой интерес к настоящему и прошлому своей страны;
- интерес к народной поэзии. к народному языку.
- сильнее звучала критика недостатков общества;
-ярче звучала идея служения человечеству.

ЛОМОНОСОВ. Ломоносов первый поэт, заложивший основы новой русской литературы XVIII в. в отношении к достижениям европейской культуры. Во время Л. происходил процесс становления русской нации, утверждения русской национальной культуры – это и определило основное содержание творчества Л.: патриотическо-гражданственная тема в его поэзии, тема труда и науки, прославление военных триумфов России и вместе с тем осуждение захватнических войн и восхваление «тишины», мира между народами как необходимого условия процветания страны, образы национальных героев, и прежде всего Петра I.В его поэтических произведениях всегда находят отражение его занятия историей, изучение им памятников древнерусской литературы. Ломоносов явился создателем русской оды, в которой выразил свои просветительские идеи. Он верил в огромные возможности России и свои оды рассматривал как пропаганду наук и искусств. Его приемы будут использовать поэты-романтики начала XIX в. Ломоносов обогатил жанр оды новым гражданским содержанием и выработал поэтическую форму, соответствующую этим высоким патриотическим идеям.

ДЕРЖАВИН. (1743-1816) Поэтическое творчество Державина в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские, анакреонтические песни.

Гражданские оды (адресованные лицам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам): - ода "Фелица" посвященная Екатерине II (1783) – силу, способную достойно руководить государством, вести Россию к славе, к процветанию, к "блаженству", Державин видел только в просвещенной монархии. Отсюда появление в его творчестве темы Екатерины II - Фелицы. Новаторство: 1. Трактовка образа просвещенного монарха.В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам. 2. смелое соединении хвалебного и обличительного начал, оды и сатиры.


Идеальному образу Фелицы противопоставлены нерадивые вельможи (в оде они названы «мурзами»). До Державина объектом сатиры были рядовые дворяне. Критикуя избалованных властью вельмож, Державин подчеркивает их слабости, прихоти, мелочные интересы, недостойные высокого сановника: князь Г. А. Потемкин (гурман и чревоугодник, любитель пиров и увеселений), графы Орловы (любители всякого рода забав), граф П. И. Панин (любитель псовой охоты), князь А. А. Вяземский (любитель низкопробной литературы). - ода «Вельможа» (сатирическая, обличительная) (1794) – равнодушие вельмож к своему долгу. Писатель возмущен положением народа, поданных, страдающих от преступного равнодушия царедворцев: военачальник, часами ожидающий в передней выхода вельможи, вдова с грудным младенцем на руках, израненный солдат.
- стихотворение «Властителям и судиям» (1787) (больше духовная ода) – переложение 81-го псалма ц.Давида. (бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: должны строго и честно выполнять законы, но они оказались глухи и слепы к страданиям народа, равнодушие власть имущих вызывают гнев поэта, и он требует наказания виновных). - «Памятник» (1796) - вольное подражание оде Горация «К Мельпомене» - мысль авторов об их праве на бессмертие. Патриотические оды(прославляет не только замечательных русских полководцев Румянцева и Суворова, но и простых солдат, каким в юности был сам.): - «Осень во время осады Очакова» (1788) (была написана для племянницы князя Потемкина, Голицыной, чей муж находился под стенами осажденной крепости, под командой Потемкина – победа над Турцией) «На взятие Измаила» (1790) - «На переход Альпийских гор» (1799) - «Снегирь» (1800) – поэтический отклик на смерть А.В.Суворова (оплакивает его, создает неповторимый облик своего покойного друга, излагает подробности его жизни.

Философские оды(обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти, человек рассматривается в глубинных связях с вечными законами природы. Один из самых могущественных среди них – закон уничтожения – смерть, по мысли поэта, человек оказывается перед лицом вечности): - «На смерть князя Мещерского» (1779) – Основная мысль- грозное владычество смерти. Тема смерти раскрывается Державиным в порядке постепенного нагнетания явлений, подвластных закону уничтожения: смертен сам поэт, смертны все люди. Перед лицом смерти происходит как бы переоценка общественных ценностей. Рождается мысль о природном равенстве людей, независимо от их ранга и состояния, поскольку все они подвластны одному и тому же закону уничтожения – смерти. - «Водопад» (1791) – написана в связи с внезапной смертью одного из влиятельнейших фаворитов Ек.2 князя Потемкина (символом недолговечной славы и шаткого величия становится водопад) - «Бог» (1784) (Державин создает близкую ломоносовской поэтике картину бесконечности космоса и непостижимости божества)

Русский сентиментализм как художественный метод и литературное направление. Концепция мира и человека в представлении сентименталистов. Творчество Н.М. Карамзина. «Бедная Лиза»: идейно-художественное своеобразие.

Основные положения сентиментализма: осознание ценности человеческой личности независимо от сословной принадлежности, преобладание чувства над рассудочностью, что вело к углубленному раскрытию внутреннего мира человека, гуманизм и демократическая направленность (принцип оценки человека) делали это направление прогрессивным в своей основе. В сентиментализме большое внимание уделяется пейзажу, который оказывается созвучным личному переживанию героя. Русский сентиментализм складывается с 60х гг 18 века. Выдающиеся произведения сентиментализма в России: Путешествие из Петербурга в Москву (Радищев), Повести Карамзина, Письма русского путешественника (Карамзин).

Развитие сентиментализма: 1 период. С 60х до первой половины 80х годов (до первых произведений Радищева и Карамзина). Свои произведения создают Херасков, Ржевский, Домашнев, Нарышкин, Санковский. Сентиментализм проявил себя прежде всего в прозе.

2 период. С середины 80х до 1802\3 года. С начала активной деятельности Карамзина и Радищева до смерти Радищева и последних повестей Карамзина. 1ая повесть Карамзина – «Евгений и Юлия» напечатана в журнале «Детское чтение для сердца и разума». В период сентиментализма происходит масштабное обновление русского литературного языка. В русском сентиментализме выделяются 2 течения: психологический. Был господствующим. Представители: Карамзин, Дмитриев, Мелетинский-Мелицкий социальный. Представители: Смирнов, Мартынов. В основе художественного метода сентиментализма, провозгласившего культ чувства – «чувствительность» вместо культа разума – отвлеченного рационализма и ценности человеческой личности вместо подчинения личности интресам государства, лежит авторское индивидуальное «я». Авторская личность, авторское миросозерцание выступают на первый план. Раскрытие человеческих чувств и переживаний человека способствовало развитию таких жанров, как письма, дневники, путешествия, повести, а в поэзии самыми распространенными жанрами стали элегии, послания, идиллии.

Анализ произведения

Эта повесть является одним из первых сентиментальных про­изведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностран­ных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина иг­рают чувства. Одним из главных героев произведения становится повество­ватель, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Уже в заг­лавии данной повести сочетается имя собственное с определен­ным отношением автора к нему. Сюжет у Карамзина развивается необычно, идейно-художественным центром становятся не собы­тие и постоянство героев, а их переживания, то есть сюжет но­сит психологический характер. Экспозицией произведения является описание окрестностей Москвы, автор вспоминает времена, когда этот город ждал помо­щи в лютых бедствиях. Завязкой становится встреча Лизы, бедной девушки, с моло­дым дворянином Эрастом. Развитие сюжета — любовь Эраста и Лизы, которые дают друг другу обещание верности. Кульминация- случайная встреча Лизы с Эрастом, во время которой он просит ее оставить его в покое, потому что женится. Развязка — гибель Лизы. Очень важным для писателя-сентименталиста было обраще­ние к социальной проблематике. Автор не осуждает Эраста за гибель Лизы. Ведь молодой дворянин так же несчастен, как и крестьянская девушка. Всю оставшуюся жизнь он испытывает чувство вины перед Лизой, его собственный жизненный путь не сложился. Карамзин одним из первых в русской литературе открыл тон­кий и ранимый внутренний мир представительницы низшего со­словия, а также способность бескорыстно и, беззаветно любить. Именно с его повести берет начало, еще одна традиция русской литературы — сострадание к простым людям, сочувствие их ра­достям и переживаниям, защита обездоленных и угнетенных.

Направления в русской литературе XIX века: романтизм и реализм как художественные методы. Специфика изображения природы, общества и человека. Специфика художественного метода В.А. Жуковского как романтика.

Романтизм — творческий метод и художественное на­правление в русской и европейской (а также американской) литературе конца XVIII — первой половины XIX века. Главным предметом изображения в романтизме становится человек, личность. Романтический герой — это прежде всего сильная, неординарная натура, это человек, обуреваемый страстями и способный творчески воспринимать (иногда и преобразовы­вать) окружающий мир. Из этого конфликта рождается своеоб­разное романтическое двоемирие: противостояние возвы­шенного мира мечты и тусклой, «бескрылой» действитель­ности. В «точке пересечения» этих пространств и находится герой. Такой исключительный характер мо­жет действовать только в исключительных обстоятельствах, поэтому события романтических произведений разворачива­ются в экзотической, необычной обстановке: в неведомых чи­тателям странах, в далеких исторических эпохах, в иных ми­рах...

Обращается к народ­но-поэтической старине не только с этнографическими, но и с эстетическими целями, находя источник вдохновения в на­циональном фольклоре.

Родоначальником русского романтизма традиционно счи­тают В.А. Жуковского; наиболее ярко романтизм проявился в поэзии М.Ю. Лермонтова, в творчестве А.А. Фета и А.К. Тол­стого; в определенный период своего творчества дань ро­мантизму отдали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.И. Тютчев.

ЖУКОВСКИЙ ( 1783-1852 г.г.). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили ‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский. Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было характерной чертой романтической поэзии. Ж. знал и изображал человека, неудовлетворенного действительностью и очарованного неотразимой красотой любви, дружбы, воспоминаниями о пережитом счастье. Заслуга Ж. как «поэта-романтика» заключается в том, что он не только сумел выразить свой внутренний мир, но и открыл средства поэ­тического изображения душевной жизни. Творчество Жуковского В.А. представлено в его основных жанрах – элегии и балладе, немногих, но великолепных образцах его поэтического мастерства, которые стали новым словом в русской литературе и оказали на её развитие огромное влияние. Излюбленным жанром В. А. Жуковского многие годы была элегия. За элегией в мировой литературе к этому времени закрепляется выражение грусти, скорби, сумрака души. Это вполне соответствовало душевному состоянию автора (который в молодости был отвергнут окружением, потому что он - внебрачный сын).

Наши рекомендации