Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой...»
(А.С. Пушкин)
Что такое дружба? Это союз людей, близких по своему духу, по своим интересам, духовным устремлениям. Однако порой притяжение возникает между натурами противоположными, личностями, взгляды которых на жизнь существенно различаются. Примеров тому существует немало в русской литературе.
Онегин и Ленский в романе являются друзьями. Однако отношения эти — не союз равных, а, скорее, союз людей, противоположных по своим взглядам, характеру, жизненному опыту. Ленский — это молодой, восторженный романтик, поэт, сохранивший веру в идеалы. Вернувшись из Германии, он привез «учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь...». Ленский совершенно не имеет жизненного опыта, его душа не испорчена светом: «Он сердцем милый был невежда». Он увлечен поэзией и своей любовью к Ольге.
Онегин по своим качествам прямо противоположен Ленскому. Евгений — скептик, с резким, охлажденным умом, уставший от светской суеты, разочаровавшийся в жизни, разуверившийся в любви, в дружбе. Основное чувство, которое владеетим, — это скука, «русская хандра», пресыщенность жизнью. «Его тоскующую лень» ничто не занимает — книги он вскоре оставил, пробовал писать, но «труд упорный ему был тошен». Отсюда холодность Онегина, его угрюмость, мрачный взгляд на вещи. Евгений старше Ленского, позади у него — бурная светская жизнь, полная страстей, измен, интриг, сожалений о прошлом. Не общаясь в деревне ни с кем из соседей, Онегин сходится с Ленским.
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Пушкин называет эту дружбу дружбой «отделать нечего». Однако вскоре Онегин и Ленский стали неразлучны. Они каждый день съезжались верхом и беседовали на самые разные темы:
Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших разговоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду, —
Все подвергалось их суду.
Однако скоро между друзьями возникает конфликт. Не зная о чувстве Татьяны к Онегину, Ленский зазывает приятеля на именины к Лариным. Увидев смущение Татьяны и большое количество гостей, Евгений начинает злиться на своего друга,уговорившего его поехать на праздник. Замыслив интригу против Ленского, Онегин делает вид, что увлечен Ольгой. Заметив флирт Онегина с Ольгой, Ленский оскорблен в своих чувствах. Он вызывает приятеля на дуэль. И Евгений, следуя законам дворянской чести, принимает вызов. Примирение их еще было возможно: Онегин мог еще предотвратить поединок, но он этого не сделал, испугавшись светской молвы, «общественного мненья». Так из- за интриги на балу, из-за минутной обиды, из-за недоразумения дружба героев перешла во вражду:
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...
И Онегин убивает Ленского. Как же непрочна дружба в светском обществе, моральные устои которого так безнравственны и бесчеловечны! Пушкин замечает, что друзья могли бы примириться, но «дико светская вражда Боится ложного стыда».
Ленский вызывал Онегина на дуэль, так как чувствовал себя оскорбленным, хотел защитить Ольгу, как ему казалось, от легкомыслия, ветрености своего приятеля. Онегин же старше и опытнее, он должен был объясниться с молодым человеком,открыть ему истинное положение вещей, ибо дружба предполагает взаимную откровенность. Итак, всему виной — «общественное мненье»? Но «общественное мненье», думается, явилось лишь внешней, формальной причиной поединка.
Онегин боялся сплетен. Но на самом деле «дуэльный кодекс» не требовал слишком многого: как отмечает В. Набоков, «честь джентльмена очищалась от позора не столько его собственным выстрелом, сколько способностью хладнокровно выдержать выстрел противника». Собственный выстрел уже играл второстепенную роль. Получается, что герой пусть бессознательно, но хотел убить своего приятеля (такая точка зрения существует в литературоведении). И если мы глубже проанализируем данную ситуацию, то увидим правильность нашего предположения. На первый взгляд, Евгений благороден по отношению к своему юному другу:
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству...
Однако Ленский все время как будто чем-то раздражает его, мешает ему. Онегин не спешит разубеждать Ленского в словесной дуэли, в споре, но все его поступки подчеркивают его крайнее раздражение своим приятелем. На самом деле Евгений уже давно хочет «Ленского взбесить». Вспомним онегинское мнение об Ольге. Здесь он совсем не щадит чувств своего юного друга: «Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне». Получается, что все благородство Евгения («он охладительное слово в устах старался удержать») декларативно. Это не более чем внутренний порыв героя. В жизни же он не реализует своего доброго порыва. Ленский раздражает Онегина своим идеализмом, его убийство — это неосознанная месть за иное восприятие мира, за веру, дающую возможность иных чувств и впечатлений. Интересно, что, в отличие от Онегина, Ленский в своем внешнем поведении «свободен от своих романтических идеалов». Так, он влюбляется в «прозаическую» Ольгу, не обратив внимания на «романтическую» Татьяну. Онегин же не может вырваться, освободиться от пут навязанного ему образа жизни и философии.
Онегин и Ленский слишком «различны меж собой» для того, чтобы сосуществовать вместе. Если бы не было злосчастной дуэли, Евгений нашел бы другой повод для конфликта. Именно поэтому Онегин воспринимает эту дуэль как убийство и тяжело переживает случившееся — «окровавленная тень Ему являлась каждый день». И смерть Ленского становится настоящим потрясением для него, она открывает ему собственную душу. Так дружба переходит у Пушкина во вражду, заканчивается трагедией.
«Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника»(Б. Андреев)
Чиновник — это в российской действительности персонаж почти мифический, знаменитый своим бюрократизмом, равнодушием к делу и людям, отсутствием интереса к работе. Традиционно (и небезосновательно) в России сформировалось негативное отношение к чиновникам. Взяточничество, кумовство, произвол процветают в этой среде. «Чтоб чины добыть, есть многие каналы», — писал еще А.С. Грибоедов. А ведь именно облик чиновника определяет лицо государства. Об этом часто размышляли русские писатели.
Так, тему бюрократизма и чиновничьего произвола развивает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор». В гоголевском городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города — «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что... правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяногосупа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнеки н вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.
Тему чиновничьего произвола развивает и М.Е. Салтыков-Щедрин в книге «История одного города». В основе изображения города Глупова и городских чиновников лежат гротеск, гипербола и фантастика. Так, один из градоначальников, Брудастый, по прозвищу Органчик, имеет в своей голове механизм, воспроизводящий два окрика: «Разорю!» и «Не потерплю!». Основные черты Бру- дастого — угрюмость, жесткость, механистичность действий, манера управлять с помощью угроз и насилия. Каковы же итоги деятельности этого градоначальника? «Пересек уйму ямщиков», «все что-то скреб пером», «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали, заседатели поскакали...». Щедрин подчеркивает, что при Брудастом в городе воцарился полицейский произвол:«Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник все сидит и выскребает все новые и новые понуждения...». Жители города, ликовавшие вначале, затем ужаснулись, почувствовали они «только зловещий и безотчетный страх».
Врагом просвещения, настоящим самодуром предстает у писателя майор Перехват-Залихватский. Он «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназии и упразднил науки».
Другой выразительный и яркий образ — Угрюм-Бурчеев. Основные свойства градоначальника — примитивность мышления, прямолинейность, ограниченность, неуемная энергия и решительность, твердость, доходящая до фанатизма, следование казарменным нормам. Идеалом героя являлась «прямая линия», он принадлежал к числу «самых фанатических нивелляторов», пытающихся уравнять и обезличить все вокруг. Планы Угрюм-Бурчеева — не что иное, как «систематический бред», «кантонистская фантазия». Он мечтает построить новый город Непреклонск, в котором не будет «ни реки, ни ручья, ни оврага, ни пригорка», построить в нем одинаковые типовые дома, поселив в каждом «по двое престарелых, по двое взрослых, по двое подростков и по двое малолетков». Школы, по его мнению, нужно упразднить, детей, слабых при рождении, «не обещающих быть твердыми в бедствиях», умерщвлять, как и стариков. Брачные союзы должны совершаться сообразно росту и телосложению, женщинам нужно запретить рожатьв летнее время, так как это препятствует «успешному ходу летних работ». Гипербола в обрисовке этого образа переходит в гротеск. Угрюм-Бурчеев воплощает в себе не только гротесковый образ «мрачного идиота», но и разрушительное начало. В его поведении постоянная готовность «упразднить естество», «взять в руки топор и, помахивая этим орудием творчества направо и налево, неуклонно идти, куда глаза глядят...». Именно этот градоначальник попытался повернуть вспять течение глуповской реки. Однако его постигла неудача: река не замерла, не унялась, но продолжала «двигаться, колыхаться и издавать какие-то особенные, но несомненно живые звуки». Угрюм-Бурчеев пытается покорить реку, символизирующую саму жизнь, однако ход истории невозможно повернуть вспять. Именно такова здесь мысль автора.
Таким образом, поведение чиновников определяет состояние государства, жизнь его граждан. И невольно вспоминаются стихи Маяковского: «разорвем // сплетенную чиновниками // паутину кумовства, // протекций, // волокит».
«Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам...»
(А.С. Пушкин)
«Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви», — писал В. Распутин. Проблеме исторической памяти посвящена повесть писателя «Прощание с Матерой».
В основе ее сюжета — реальная история. В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень тяжелым для жителей этих деревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы. Вот этот драматический момент и становится сюжетом повести Распутина.
Матера в произведении — живое существо, она живет своей особенной жизнью, крепко, надёжно стоит на Ангаре. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья,и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она в достатке — не потому ли и назвалась громким именем Матера?»
Слово «Матера» связано со словом «мать», для жителей она — первооснова, стержень, на котором держится все их бытие. Остров этот имеет свою историю: видела Матера бородатых казаков, возводивших на Ангаре Иркутский острог, была свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создавала «коммунию-колхоз», жители ее защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. И теперь люди должны покинуть этот дорогой им кусочек земли, переезжать на новые места. Это становится тяжким испытанием для жителей деревни, характеры людей начинают проявляться в этот момент, души обнажаются.
С горечью описывает Распутин процесс умирания деревни. «Та Матера и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, по-прежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы — их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтобсильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски — поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже увезено в новое жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь колупаться. А постоянно оставались теперь в Матере только старики и старухи, они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения».
Конфликт старого и нового реализуется в повести путем столкновения персонажей. Так, местному начальству, бездумным исполнителям государственных распоряжений (председателю Воронцову, Жуку), в произведении противопоставлены коренные жители острова: старуха Дарья, Настасья, Сима и ее внук Колька, Богодул. Для председателя главное в жизни — карьера, он не местный человек, приезжий. А для Жука и вовсе нет ничего святого на этой земле. Характерна сцена разорения кладбища, когда чиновники заботятся о туристах, а о коренных жителях забывают. Легко относится к переселению и молодое поколение деревни — невестка Дарьи и ее внук Андрей, бездумно сжигает свою избу Петруха.
Нравственный идеал писателя воплощается в образе старухи Дарьи. Она отказывается от переезда из родной деревни, покуда не перенесут могилки. Для нее очень значима память о предках, чувство любви к родной земле. Дарья у Распутина — это воплощение народной совести, хранительница традиций. К ней тянутся люди, идут за советом, помощью и поддержкой. С образом Дарьи связан у Распутина образ дома, который в повести одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно — виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», — пишет В. Распутин. Прощаясь со своей избой, Дарья трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Она побелила ее, вымыла полы и окна. С образом дома связан образ Хозяина — духа, домового Матеры.
В повести также очень важен образ Старой лиственницы, являющейся символом мощи природы, символом неистребимости жизни. Ни огонь, ни топор, ни бензопила не могут уничтожить это прекрасное, сильное дерево. Так, по мысли писателя, неистребима наша история, наше прошлое, наша малая родина.
Все эти образы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая, по мысли Распутина, подорвана человеком. Законы жизни таковы, что новое неизбежно побеждает старое. Возникает вопрос: какой ценой? Ценой безжалостного разрушения прошлого или же сохраняя все лучшее, что есть в старой жизни? Именно эти проблемы остро поставлены писателем[76].
«Не стоит село без праведника»(А. Солженицын)
Праведник — это человек, живущий согласно православным заповедям, человек, готовый к самопожертвованию, посвятивший свою жизнь служению людям, труду, Отчизне. Такие черты были присущи многим персонажам русской литературы. Образ праведницы, простой и бескорыстной крестьянки, создает и А.И. Солженицын в рассказе «Матренин двор».
Повествование идет от лица сельского учителя Игнатьича, бывшего постояльца этой героини. Рассказ построен на противопоставлении доброй, бескорыстной Матрены остальным героям — ее родственникам, односельчанам: алчным, прижимистым, корыстным. Таковы у Солженицына деверь Матрены Фаддей, ее золовки, сестры, приемная дочь Кира. Все они озабочены лишь материальным достатком. В результате это стремление к наживе обернулось настоящей трагедией: во время перевоза избы для Киры погибла Матрена и с ней еще двое человек на железнодорожном переезде.
Исследуя души своих героев, писатель открывает в них бессердечие, душевную черствость. Так, Фаддей до самых похорон погибших занимался тем, что пытался вернуть себе «горницу». «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственномдоме лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то, — Фаддей только недолго постоял у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер».
Рассказ построен так, что именно Фаддей предстает в роли убийцы Матрены. Когда-то он был ее женихом, но попал в венгерский плен, и она не дождалась его, вышла замуж за его родного брата Ефима. И воскликнул тогда Фаддей: «Ну... если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!» И рассказчик увидел в этих словах символическое предварение гибели Матрены: «сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а удар ила-таки...». Живо представил себе Игнатьич молодого Фаддея с занесенным топором. Так и не смог простить он Матрене ее измену, не смог примириться со своим положением. Он постоянно избивал жену, требовал от Матрены ее «горницу». И в результате — трагический финал.
Матрена ничего в жизни не имела: «не гналась за обзаводом», «не гналась за нарядами», «не скопила имущества к смерти». Грязно-белая коза, кошка, фикусы, изба — вот и все, что оставила она в наследство. Но из-за немудрящего наследства едва не передрались все ее родственники.
Это страшное явление — жажда наживы, приобретательство — оказывается у Солженицына национальным бедствием. «...Добром нашим, народнымили моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять перед людьми считается постыдно и глупо». Но гораздо страшнее, по мысли писателя, потеря человеческого облика, формируемого совестью, нравственностью, добротой. Людьми, потерявшими совесть, оказываются у Солженицына многие герои: председатель, его жена, не сумевшая заплатить инвалидам за их труд. Когда Матрена погибает, то ее постояльцу Игнатьичу приходится переехать в дом ее золовки. Та же всячески осуждает свою родственницу: «и за обзаводом не гналась, и не бережная, и даже поросенка не держала, и, глупая, помогала чужим людям бесплатно...».
Жадность к «добру», имуществу и пренебрежение к настоящему добру, духовному, нравственному, подмена настоящих жизненных ценностей ложными — так уродует души людей, по мысли писателя, коммунистическая идеология[77]. Матрена рассказывает Игнатьичу, как организуется колхозная работа: «Ни к столбу, ни к перилу эта работа. Станешь, об лопату опершись, и ждешь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать. Да еще заведутся бабы, счеты сводят, кто вышел, кто не вышел. Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было». Все исказилось в народном миросознании за годы советской власти — такова авторская позиция в романе.
Критики отмечали, что бытие героини в рассказе — это непрерывное, неизбывное страдание, гнет, тяготы жизни, лишения, унижения, происходящие из общего устройства жизни в советской России. К проблеме общей деревенской бедности, заброшенности добавлена у Солженицына и проблема бюрократизма. Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, больная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии «за мужа». Не только забота о пенсии, но и лечение в местной больнице оборачивается для Матрены бесконечными хождениями, ожиданиями, просьбами. В несчастном бытии героини есть нечто общее с подневольной жизнью рассказчика, сельского учителя математики Игнатьича в ГУЛАГе. Именно такую параллель проводит в рассказе автор[78].
Тем не менее Матрена, несмотря на все тяготы и невзгоды, не утратила душевной чуткости, доброты, любви, совестливости. А.И. Солженицыну удается создать этот образ при помощи различных художественных средств. Внешность героини скромная, неброская, но из ее души исходит внутренний свет. Автору удается это передать с помощью эпитетов — «просветленная», «с доброй улыбкой». Матрена у Солженицына — праведница, святой человек, живущий в своем собственном мире.
Она большая труженица, ни минуты не сидит без дела, несмотря на старческую немощь, болезни.В труде она находит утешение: копает картофель, собирает ягоды. И тем самым возвращает себе доброе расположение духа.
Важным средством создания образа Матрены является также речевая характеристика. Автор насыщает реплики героини диалектными словами (например, «летось»), просторечиями («теперича», «сколища»). В целом эти лексические средства придают речи Матрены образность, поэтичность, выразительность. Слова «дуель», «картовь», «любота», звучащие из уст простой русской женщины, обретают особый смысл. Такое словотворчество свидетельствует о таланте героини, о ее близости к фольклорным традициям, к народной жизни[79].
Матрена напоминает нам героинь Н.А. Некрасова. Вспомним Матрену Тимофеевну из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Героиня Солженицына похожа на нее своей чистой крестьянской душой. Это — честная, справедливая, но несчастная женщина; человек бескорыстной души, абсолютно безответный, смиренный; праведница, без которой, по словам писателя, «не стоит село».
«Как в человеке, так и в государстве, опаснее всего болезнь, начинающаяся с головы»(Плиний младший)
Проблема противостояния личности и государства часто занимала умы русских поэтов и писателей. Наиболее остро звучит она в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
Российскую государственность олицетворяет у поэта Петр I. Он предстает в поэме как великий человек, оставивший грандиозный след в истории России. Это мудрый и дальновидный царь, сторонник прогресса и просвещения. Взгляд его устремлен в будущее: «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно...». Одновременно Петр олицетворяет собой государство, бездушный механизм власти. Он стоит на страже самодержавия, подавляя любые бунты, усмиряя и природную стихию, и человека. И эти черты личности царя воплощены в Медном всаднике. Своей роковой волей Петр определяет жизнь нации, жизнь всего народа и каждого отдельного человека.
Петру в поэме противопоставлен Евгений, обыкновенный человек, скромный чиновник, живущий своим трудом и мечтающий о простом семейном счастье. «Приют смиренный и простой», патриархальное семейство, жизнь с любимой Парашей,дети и внуки — вот его идеалы. Однако жизнь, по мысли Пушкина, не должна ограничиваться столь узким кругом. Такая идиллия очень хрупка (у человека нет никакой другой опоры), поэтому изначально, потенциально обречена на гибель.
Узнав о гибели любимой девушки, Евгений лишается рассудка: рушатся все его мечты, смысл жизни безвозвратно ускользает от него: «Он скоро свету Стал чужд...». Он оказывается способным на бунт, но стихийный бунт личности, по мысли автора, обречен на неудачу, лишен какого бы то ни было смысла. Поэтому Евгений тихо погибает на пороге дома, бывшего символом будущего счастья.
Таким образом, конфликт личности и государства не находит приемлемого разрешения в тексте произведения, он у Пушкина трагически неразрешим. Однако в поэме ощутим гуманистический пафос, она проникнута сочувствием автора к судьбе маленького человека.
Тему противостояния человека и власти развивает и А. Солженицын в повести «Один день Ивана Денисовича». Повесть Солженицына рассказывает об одном дне из жизни заключенного, однако день этот становится символом всей человеческой жизни. Время и художественное пространство произведения незримо расширяются. Повесть построена в виде увеличивающихся концентрических кругов: барак — зона — степь — стройка. Узники ГУЛАГастроят Соцбытгородок. И сначала они огораживают территорию этого городка колючей проволокой. Здесь возникает символический образ: стройка напоминает нам о всей России, окруженной «железным занавесом», ставшим символом несвободы, плена. Солженицын обнажает бедственное положение заключенных. Лагерь нацелен на подавление всех человеческих чувств, умерщвление внутренней жизни — мысли, совести, памяти.
Тяжела участь Ивана Денисовича. «Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний...». Картина жизни героя перерастает у Солженицына в подробную, детализированную картину лагерного быта. Заключенные испытывают постоянный голод — кормят в лагере плохо, дают ужасную баланду с мерзлой капустой, каша «ни вкуса, ни сытости не оставляет». Люди думают о том, как выжить, достать себе лишнюю пайку хлеба, раздобыть табаку, суметь подработать, обмануть охранников. Заключенные в лагере загружены постоянной работой: больного Шухова отправляют мыть полы в надзирательской.
ГУЛАГ у писателя становится настоящей школой жизни, но он не может уничтожить человека, лишить его прошлого, воспоминаний, надежны на будущее. И главной темой повести становится осмысление автором судьбы России, проблема противостояния личности и государства.
Таким образом, справедливы слова Ф.М. Достоевского: «...Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу».
«Нам не дано предугадать.
Как слово наше отзовется...»
(Ф.И. Тютчев)
Проблема взаимопонимания в общении всегда была очень актуальной. Так, зачастую люди проявляют недостаток такта, терпения, снисходительности, превратно истолковывают поступки окружающих, не могут по достоинству оценить добрые порывы. Все это порождает взаимные обиды, ссоры, ненависть и вражду. Размышления об этом мы часто встречаем в произведениях русской литературы.
Так, проблема взаимопонимания людей поставлена в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в истории взаимоотношений Печорина и Максима Максимовича. Будучи совершенно различными по своему интеллектуальному, культурному уровню, духовным запросам, эти герои не понимают друг друга. Они словно говорят на разных языках. Максиму Максимовичу поведение его приятеля кажется странным, загадочным. В глубине души он осуждает его за историю с Бэлой. Печорину же чужды интересы штабс-капитана. Итогом этих отношений ставится последняя встреча героев, вылившаяся в минутный разговор, смятение Печорина и жгучую обиду Максима Максимовича.
Дружбу, перешедшую во вражду, изображает Н.В. Гоголь в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Вначале герои находятся в дружеских отношениях: «Они такие между собою приятели, каких свет не производил». Однако вскоре ссорятся и начинают враждовать. Ссора их начинается из-за желания Ивана Ивановича получить «ружьецо» Ивана Никифоровича. Он пытается выменять его, однако сосед остается непреклонным. Более того, в запальчивости тот обзывает Ивана Ивановича гусаком. И многолетняя дружба рушится, перерастая в мелкие козни и бесконечное судебное разбирательство, длящееся в течение десяти лет. Ссора эта обнажает всю пустоту и мелочность героев, бессмысленность и бесцельность их существования.
Проблема отсутствия взаимопонимания поставлена в повести А.П. Чехова «Скучная история». Герой произведения, заслуженный профессор Николай Степанович, доживает свои последние дни. Он страдает от неизлечимой болезни, мучается тиками и бессонницей. Герой Чехова страстно любит свою работу, однако он во многом разочарован в жизни. Так, Николай Степанович тяготится общением с коллегами, ему тяжело жить в собственной семье. Финальный вывод его неутешителен: «Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний, то, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие...»
Таким образом, размышляя о проблемах в общении людей, мы невольно вспоминаем стихи Ф.И. Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.
Литература
Анненский И. Личность Обломова // И.А. Гончаров. Его жизнь и сочинения: Сборник историко-литературных статей / сост. В. Покровский. — М., 1912.
Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963.
Белинский В.Г. Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов в русской критике. — М., 1951.
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. — www.az.lib.ru
Бочаров С. «Война и мир» Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. — М., 1971
Бригаденко Ю. С помощью каких художественных средств рисует А.И. Солженицын образ главной героини в рассказе «Матренин двор»? — www. saharina.ru
Бянкина Е.Е. Урок-размышление по повести В. Распутина «Живи и помни» на тему «Война все спишет?..» — www.festival.lseptember.ru
Герцен А.И. О Пушкине // Светлое имя Пушкин: Проза, стихи, пьесы о поэте. — М., 1988.
Григорьев А, Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина. Статья первая // Светлое имя Пушкин: Проза, стихи, пьесы о поэте. — М., 1988.
Гудзий Н.К. Л.Н. Толстой — великий писатель русского народа. — М., 1953.
Гуревич AM. Сюжет «Евгения Онегина»: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М., 2001.
Достоевский Ф.М. Пушкин. — www.az.lib.ru
Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова. — www.az.lib.ru
Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII—XX веках. — М., 2003. — www.mpda.ru
Ермилов В. В. Толстой-художник и роман «Война и мир». — М., 1961.
Ермилов В.В. Гений Гоголя. — М., 1959.
Инин К., Йованович М. «Лили Марлен» X. Лейпа и «Жди меня» К. Симонова: опыт сближения с первого взгляда несближаемого. — www.rastko.rs
Каплан И. О всепобеждающей силе любви. Стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь...». — www. lit. lseptember.ru
Карякин Ю. Самообман Раскольникова. — М., 1976.
Качурин М.Г. Литература: учебник для 9 класса средней школы / М.Г. Качурин, Д.К. Мотоль- ская. — М., 1982.
Конспект урока по литературе в 11 классе «Проблематика повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”», —www.menobr.ru
Коробка НИ. Картина распада помещичьего уклада жизни, нарисованная Гоголем в «Мертвых душах», и созданные им типы // Н.В. Гоголь. Его жизнь и сочинения: Сборник историко-литературных статей / сост. В. Покровский. — М., 1915.
Котельников В. А. Ф.М. Достоевский // История русской литературы XIX века. Вторая половина / под ред. проф. Н. Скатова. — М., 1987.
Лазукова М. Время в «Евгении Онегине» //Литература в школе. 1974. № 2. С. 14.
Лион П.Э. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие / П.Э. Лион, Н.М. Лохова. — М., 2000. С. 444.
Метченко А.И. История русской литературы 40—80-е годы / А.И. Метченко, С.М Петров. — М., 1983.
Михайловский Н.К Софья Николаевна Белово- дова // И.А. Гончаров в русской критике: Сборник статей. — М., 1958.
Непомнящий В. Книга, обращенная к нам. «Евгений Онегин» как проблемный роман // Москва. 1999. № 6.
Нимазгалиева Р.А. Анализ рассказа А.И. Куприна «Изумруд». — www.lit.lseptember.ru
ОвчаренкоА. Большая литература. — М., 1985.
Наперный 3. Единое слово. — М., 1983.
Писарев Д. И. Базаров. — www.az.lib.ru
Сквозников В. Роман И.А. Гончарова «Обломов» // И.А. Гончаров. Обломов: Роман в четырех частях. — М., 1963.
Тургенев без глянца. — www.books.google.ru
Федута А. Каждый день, как в мирное время... — Панова В. Спутники. — М., 2015.
Фортунатов Н.М. История русской литературы XIX века. Том 2. Литература второй трети XIX века. Учебник для академического бакалавриата / Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцева, И.С. Юхнова. — М., 2016.
Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. — М., 1965.
Чипенко Н.В. А.Н. Островский «Гроза». — www.u4eba.net
«Что в имени тебе моем?» Урок по рассказу В.П. Астафьева «Людочка». — www.westschool.ru
Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. «Быть или иметь?» (Вокруг рассказа «Матренин двор» А.И. Солженицына). — www.a4format.ru
[1]Гудзий Н.К. Л.Н. Толстой — великий писатель русского народа. — М., 1953. — С. 19.
[2]Ермилов В. Толстой-художник и роман «Война й мир». М., 1961.-С. 245.
[3]Бочаров С. «Война и мир» Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. — М., 1971. — С. 92.
[4]Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. — М., 1965.-С. 119.
[5]Гуревич А.М. Сюжет «Евгения Онегина»: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М., 2001.-С. 33.
[6]Лазукова М. Время в «Евгении Онегине» // Литература в школе. 1974. N° 2. С. 14.
[7]Достоевский Ф.М. Пушкин. — www.az.lib.ru
[8]Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. — М., 2000. - С. 444.
[9]Каплан И. О всепобеждающей силе любви. Стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь...». — www.lit.lseptember.ru
[10]Там же.
[11]Ичин К., Йованович М. «Лили Марлен» X. Лейпа и «Жди меня» К. Симонова: опыт сближения с первого взгляда несближаемого. — vAvw.rastko.rs
[12]Там же.
[13]Там же.
[14]Паперный 3. Единое слово. — М., 1983. — С. 169.
[15]Чипенко Н.В. А.Н. Островский «Гроза». — www.u4eba.net
[16]Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII—XX веках. — М., 2003. — www.mpda.ru
[17] Дунаев М.М. Указ.соч.
[18] Тургенев без глянца. — www.books.google.ru
[19]Писарев Д.И. Базаров. — www.az.lib.ru
[20]Писарев Д. И. Базаров. — www.az.lib.ru
[21]Там же.
[22]Там же.
[23]Бянкина Е.Е. Урок-размышление по повести В. Распутина «Живи и помни» на тему «Война все спишет?..» — www. festival, lseptember.ru
[24]Бянкина Е.Е. Урок-размышление по повести В. Распутина «Живи и помни» на тему «Война все спишет?..» — www.festival.lseptember.ru
[25]Метченко А.И., Петров С.М. История русской литературы 40—80-е годы. — М., 1983. — С. 393-394.
[26]Бянкина Е.Е. Указ.соч.
[27]www/mudrost.com
[28]Нимазгалиева Р.А. Анализ рассказа А.И. Куприна «Изумруд». — www.lit.lseptember.ru
[29]«Что в имени тебе моем?» Урок по рассказу В.П. Астафьева «Людочка». — www.westschool.ru
[30]Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. — М., 2000.-С. 444.
[31]Лион П.Э., Лохова Н.М. Указ, соч., с. 381.
[32]Ермилов В. Толстой-художник и роман «Война и мир». — М., 1961.-С. 67.
[33]Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX века, Том 2. Литература второй трети XIX века: учебник для академического бакалавриата. — М., 2016.-С. 111.
[34]Анненский И. Личность Обломова // И.А. Гончаров. Его жизнь и сочинения: Сборник историко-литературных статей / сост. В. Покровский.