Русская проза второй половины XVIII в.: основные тенденции, повествовательные жанры. Художественная проза М.Д.Чулкова: «Пригожая повариха», «Горькая участь».

Литература II половины XVIII в. представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм – направление в искусстве и литературе, для которого характерны высокая гражданская тематика, ориентация на античные образцы и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Зародился он еще во II четверти XVIII в. и проявился в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, расцвета достиг в произведениях М. М. Хераскова, Я. Б. Княжнина и Г. Р. Державина. Наиболее полно принципы классицизма проявились в творчестве Александра Петровича Сумарокова (1717–1777) – создателя первых национальных русских образцов драматургии классицизма – трагедий и комедий. Основой трагического конфликта в пьесах А. П. Сумарокова, в соответствии с канонами классицизма, является противоречие между гражданским долгом и любовью, выбор между которыми предстоит сделать главному герою. Характерной чертой драматургии русского классицизма является также то, что часто в качестве материала использовалась древнерусская тематика: трагедии «Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Храбрый» Я. Б. Княжнина и др.

Второе направление в русской литературе – начинавшее оформляться художественно-реалистическое. Здесь самый крупный след оставил Денис Иванович Фонвизин (1744–1792) – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля». По форме произведения Д. И. Фонвизина имеют еще очень много общего с литературой классицизма: соблюдается единство времени и места, пьесы состоят из пяти актов, героям даны «говорящие» фамилии: Простакова, Вральман, Скотинин, Правдин и пр. В то же время трактовка персонажей менее условна: в образах госпожи Простаковой, Митрофанушки, Бригадирши читатели узнавали своих современников, их характеры выписаны более тонко и реалистично. Творчество Д. И. Фонвизина оказало огромное влияние на развитие русской культуры. В его комедиях сильна антикрепостническая направленность. Многие фразы из его произведений стали крылатыми («Не хочу учиться – хочу жениться»), имя Митрофанушки превратилось в нарицательное.

Третье направление – сентиментализм. Это направление отмечено повышенным интересом к человеческим чувствам, эмоциональному восприятию окружающего мира. Для сентиментализма характерна оценка человека исходя из того, в какой мере он способен на большие, искренние и глубокие чувства. В русской литературе сентиментализм представлен творчеством Н. М. Карамзина, который был не только великим историком, но и популярным писателем.

Особо следует остановиться на творчестве М.Д.Чулкова, также ориентировавшегося на демократического читателя. Лучшими произведения­ми Чулкова являются сборник '"Пересмешник" и роман «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины'', "Пересмешник, или славянские сказки"' представляет собой сборник разных повестей и рассказов то авантюрно-фантастического, то сатирико-бытового содержания. Сборник построен по принципу "приключений о приключениях'": входящие в него произведения объединяются общей сюжетной канвой, входят одно в другое и дают повод к новым повестям. Из сатирико-бытовых повестей, представляющих переработку рукописных фацеций, сказок о чертях, бытовых анекдотов, наиболее содержательными являются '"Горькая участь" и "Драгоценная щука". Повести Чулкова отличаются сатирической остротой, ос­новой их чаше всего является бытовой анекдот, а жанровое своеобразие определяется включением - элементов нравоописательного очерка, памфлета, сатирического письма, бытовой повести, пародии, сказки, басни. "'Пригожая повариха" Чулкова - "плутовской" роман в форме рассказа-исповеди Мартоны. Образ заведомо порочной героини был новым в русской литературе XVIII века. Мартона вызывает сочувствие читателей, поскольку в ее падении виновата не столько она сама, сколько социальные и общественные условия. Так проявилась антидворянская настроенность автора романа. Лукавый иронический язык "Пригожей поварихи" характеризуется обилием пословиц и поговорок, что является отличительной чертой стиля Чулкова. Он был первым, кто соединил устные народные истории и сказки с традицией мировой литературы. В художественном отношении проза Чулкова еще не смогла подняться выше натуралистического бытописания, но все же представляет интересное явление в истории русской прозы до Радищева и Карамзина.

Наши рекомендации