Вопрос 9. Социальный характер общения. Язык как средство социального взаимодействия.
Социальная стратификация языка
В семантике слов присутствует социальный компонент.
Допустим:
· Сопроводить( в данном слове присутствует более положительный «социальные элемент» сопровождают, обычно, какого-то человека, персону и т.д.)
· Конвоировать- знач. «сопровождать для охраны или предупреждения побега в качестве конвоя.» ( здесь «социальный элемент» выражен уже более негативно.Конвоируют обычно преступников)
То есть через семантику слов мы можем выразить социальный компонент.
Социальные аспекты языковых значений
От выбора словесной окраски зависит наше представление о предмете речи.
Для кого-то: «стакан на половину пуст», а для кого-то «стакан на половину полон»
Что мы выбираем?
1.Синоним из синонимического ряда
Допустим:
· Сподвижник (позитивная окраска)
· Приспешник (более негативная окраска)
2.Грамматическую форму
· «Не работаю»
· «Не работается»
В каждом случае мы выбираем либо позитивную либо негативную форму информации.
· «Я теперь здоров» (предпочтительней)
· «Я теперь не болею»
Степень обобщения в изображении события
· «Ты опять положил свою рубашку не туда.»
· «Ты опять создаешь бордак!»
4. Выбираем форму утверждения: факт, мнение, оценка, предположение.
· Утверждение о фактах допускает оценку – «было, не было»
· Информация – является мнением или предположением, если есть маркеры «субъективности» («Мне кажется что….»)
· Оценка – распознается с помощью слов или констатацией в значении которых, есть значение «хороший», «плохой». Оценочное мнение не может быть проверено на соответствие с действительностью.
Правовые последствия имеют только утверждение о факте.
Выбираем прямое обозначение, либо Эвфемизм.
Эвфемизм– Эвфемизмы - эмоционально нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных им слов и выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми или нетактичными.
Основная цель использования Эвфемизма стремление уйти от коммуникативного конфликта.
Цель – завуалировать существо дела.
Допустим:
· Спецназ;
· Спецшкола
Часто аббревиатуры используется для «скрытия» истинного смысла.
Темы в которых функционируют эвфемизмы:
· Дипломатия ( «необходимо пойти на крайнее меры», «МИО вызывает озадаченность поданному вопросу»)
· Государственные и военные тайны, деятельность особых предприятий
· Репрессивные действия власти («высшая мера наказания» «преступник нейтролизирован»)
· Название некоторых профессий с целью немного «поднять статус» («оператор машинного доения»)
· Физиологические акты («обойтись по средствам плотка»)
Язык как средство воздействия
Язык и идеология
Некоторые ученые (Блакар, Почепцов) говорят о языке как о «инструменте социальной власти».
Т. Ван Дейк. –говорит о том -как используются грамматические возможности языка в политике. Болинджер –говорил о том, что «Войны, обычно, сопровождаются «информационными» войнами.Р.М. Блакар– реакция человека, слушающего новости, будет разной в следующих случаях:
· «Американцы «наращивают» мощь своих воздушных сил во Вьетнаме»
· «Американцы усиливают бомбардировки Вьетнама»
«Американцы расширяют воздушную войну во Вьетнаме»
10. Речевое событие. Речевая ситуация и её компоненты.
Орлова сказала, что нельзя использовать примеры из ее лекций - это «3». (ее слова). Но на основе ее примеров вы можете придумать свои.
Лекция – речевое событие, покупатель и продавец в магазине – речевое событие, ссора, инструкция – все это речевое событие.
Основная единица коммуникации (общения) = речевое событие.
Речевое событие – объединение дискурса и речевой ситуации.
-Дискурс. 1) текст, «погруженный в жизнь» 2) то, что, грубо говоря, можно записать на видео, т.е. слова (вербальная составляющая), звучание (акустическая составляющая), жесты, мимика, то как используется пространство (невербальная составляющая). Пример: ты самый умный. Произнеси с разной интонацией – ирония, сарказм, похвала.
-Речевая ситуация. Условия и обстановка, в которой происходит общение+участники. Важно присутствие или отсутствие третьих лиц. Пример: ругает подчиненного наедине или в присутствии кого-то.
Самое главное в коммуникации – умение человека правильно прочитать речевую ситуацию и приспособить к ней свой дискурс.